Цели урока:
- Создание комфортных условий на уроке.
- Формирование навыков прочтения лирического произведения.
- Воспитание любви к родной природе посредством слова и музыки.
- Знакомство со славянской мифологией.
- Развитие творческой фантазии учащихся, поэтического слуха.
Звучит музыка П.Чайковского “Зимняя симфония”.
Слово учителя.
До поездки в Болдино Пушкин много поколесил по трактам. Исследователи его творчества считают, что около 30 тысяч верст за свою жизнь преодолел поэт. Перед вами карта его путешествий по России.
В воскресенье, 31 августа, под перезвон заутрени покидал Александр Сергеевич древнюю столицу.
Ямщицкая тройка уже поджидала его. Пушкин сел на перекладную, ямщик гикнул - лошади поскакали.
Тройка бежала резво, как он любил. Только полосатые верстовые столбы мелькали перед глазами. Но на последнем перегоне от Арзамаса дорога испортилась. Коляска не катилась, а волоклась по иссиня-черной грязи. Из низкой серой тучи безостановочно сочился мелкий дождик.
И вот наконец поэт в родовом владении. Пусто, скучно на сердце. Ему предстояло в томительном ожидании письма от Натальи Николаевны перемогать пустое одиночество.
Но вот оно, спасение - перо...
Чистые листы бумаги...
Стихи...
Он выводит на листе: “7 сентября. “Бесы”.
Наш разговор сегодня и обращен к пушкинским стихам о природе зимне-дорожного цикла.
Мальчики подготовили нам это стихотворение. (Чтение наизусть).
Учитель: Чем захватило вас это создание Пушкина?
(Предполагаемые ответы учеников печатаются в скобках вида {…}).
{Какой-то тревогой, напряженностью, тоской.}
Учитель: Какие картины вы увидели? Попытайтесь словом, устно нарисовать.
Творческое задание ученикам - устное рисование.
{Мчится тройка. Началась буря. Дорогу занесло. В снежной вьюге ямщик потерял дорогу. Кони стали. Ямщик уверен, что это бесы крушат, а потом пропадают в темноте.
Ему страшно. Этот страх он пытается передать и путнику. Поэт в воображении воспринимает метель как бесконечную и безобразную игру бесов.}
Учитель: Что поразило вас в диалоге?
{Четко передано состояние заблудившихся путников.}
Учитель: Почему бес появляется в ответе ямщика?
{Это обыкновенный мужик, он больше верит во всякую нечистую силу: ведьм, бесов.}
Учитель: Вы прочитали слово “бес”. Кто же он такой? Что в народном сознании ассоциируется с этим образом?
{Злые духи. Бес напоминает козла, черный, с рогами, хвостом, на ногах копыта.}
Учитель: Вот Лиза Сборнова и Оля Аистова по моей просьбе нарисовали этих героев стихотворения. (Задание нарисовать давалось заранее).
Отвечает ли образ, созданный девочками, вашему воображению?
(Звучат ответы учеников).
Учитель: Послушаем славянский миф о бесе. (Подготовленный рассказ ученика). (Миф можно прочитать в книге “Славянские мифы”. Словарь.)
Учитель: А Пушкин использует ли народное представление о бесах, создавая этот образ?
{Да, бес играет людьми, притворяется верстовым столбом, сверкает искрой.}
Учитель: Почему в стихотворении так ощутим образ беса? Какой прием использует поэт?
{Олицетворение.}
Докажите.
Учитель: А случаен ли пейзаж в стихотворении?
{Нет, он даже повторяется. Мрачный, пугающий пейзаж. Он усиливает беспокойство.}
Учитель: Прочитаем последние строки глазами (про себя). Удивили они вас?
{Безысходностью поражают. Сердце поэта ноет, болит. Грустно.}
Учитель: Вслушаемся в звучание стиха. Мчат-ся ту-чи, вьют-ся ту-чи. Что вы слышите в звучании этих строк?
{Движение тройки, движение вьюги.}
Учитель: Как достиг этого эффекта поэт? С помощью чего?
(Ученики говорят о ритме, размере стихотворения, аллитерации, особенности рифмы)
Учитель: Согласитесь, удивительное стихотворение. Пушкин, используя образы народной фантазии, передает переживания человека, заблудившегося в буране.
Пушкин покидает “болдинское заточение” в конце ноября, уже по зимней дороге.
И опять тройка,
И опять звон колокольчиков,
И опять тоскливая песня ямщика.
А какие ямщицкие песни мог слышать Александр
Сергеевич?
(Рассказ ученика о народных ямщицких песнях: “Однозвучно гремит колокольчик”; “Эх, по белым полям, по широким”.)
Учитель: А теперь последуем за строками стихотворения “Зимняя дорога”, которое было написано ранее “Бесов”, а родилось, скорее всего, под воздействием прослушивания какой-то ямщицкой песни.
Дома вы прочитали стихотворение, подумали над его содержанием. Прочитаем стихотворение про себя.
Учитель: Созвучно ли настроение “Зимней дороги” и “Бесов”?
{Да. И здесь печаль, тоска, грусть.}
Учитель: Какие словесные образы передают это настроение? Какие приемы использует автор?
{Эпитеты “печальные”, “печально”, “скучная”, “однозвучно”, “утомительно”, “сердечная тоска”. Метафора - олицетворение “пробирается луна”.}
Учитель: Обратили внимание на квадрат эпитетов?
Но главный образ – зимняя дорога! Что тронуло Вас особенно в пушкинской зимней дороге?
{Глушь зимней дороги. Безлюдье, “ни огня, ни черной хаты”. Только версты полосаты.}
Учитель: Обратили ли вы внимание на пушкинскую пунктуацию?
{Многоточие (отточие). Четырежды.}
Учитель: Как оно заставляет читать стихотворение?
Попробуйте объяснить.
{Неожиданный интонационный обрыв, понижение голоса, пауза, словно продолжающая строку без слов.}
Учитель: А вслушиваемся в последние 3 строфы стихотворения. Чем они особенны? Их странный смысл?
{В них надежда: свидание с милой, тепло, уют дома, камин.}
Учитель: Здесь и закончится тоска.
Но вдруг в последней строке опять возвращение к той же щемящей печали. Но все-таки печаль поэта в этом стихотворении светла.
Теперь прочитаем его вслух. Постараемся передать настроение поэта. (Слушаем 2-3 учеников.)
Учитель: Давайте оценим чтение. (Слушаем рецензии ребят на чтение детей)
Учитель: Теперь поработаем еще исследователями пушкинских текстов.
Разделите страницу на три части. В первой части – ключевые слова, вторая часть -
“Зимняя дорога”, третья - “Бесы”.
Найдите ключевые слова и посмотрите, в каком контексте они даны в каждом стихотворении. Найдите сходства и различия. (Составление таблицы. Подведение итогов)
Таблица
Ключевые слова |
“Зимняя дорога” |
“Бесы” |
Небо |
“сквозь волнистые туманы…” |
“Мутно небо, ночь мутна…” |
Луна |
“Пробирается луна, на
печальные поляны |
“Невидимкою луна” |
Колокольчик |
“Колокольчик однозвучный утомительно гремит” |
“Колокольчик дин-дин-дин…” |
Дорога |
“По дороге зимней, скучной…” |
“Все дороги занесло” |
Ямщик |
“Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика”. |
“Эй, пошел, ямщик! – нет мочи…” |
Верста |
“Версты полосаты”. |
“Верстою небывалой” |
Мотив |
“Скучно, грустно”. |
“Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин”. |
Снег, вьюга |
“Глушь и снег”. |
“Вьюга злится, вьюга плачет, Вьюга мне влипает в очи…” |
(Проверка записей детей. Внесение дополнений. Коррекция)
Учитель: Многие композиторы, увлеченные стихотворением “Зимняя дорога”, написали к нему музыку. Какой из вариантов, на ваш взгляд, больше всего соответствует мелодии пушкинского стиха? (Прослушивание двух вариантов: Ц. Кюи и В. Шебалина).
(Обсуждение).
Учитель: Какие еще стихотворения зимне-дорожного цикла вы знаете?
{“Зимний вечер”, “Зимнее утро”}
Учитель: Вы почувствовали себя сегодня чуть-чуть исследователями-пушкинистами?
Что вы узнали сегодня о Пушкине – поэте и человеке?
(Ответы учеников).
Домашнее задание
:Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение. Постарайтесь проиллюстрировать одно из них. Сопоставьте стихотворения “Зимнее утро” и “Зимняя дорога” так же, как мы это делали на уроке, используя таблицу.