Урок литературы в 6-м классе по лирике А.С. Пушкина по теме "Природа в поэзии А.С. Пушкина («Бесы», «Зимняя дорога»)"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Создание комфортных условий на уроке.
  2. Формирование навыков прочтения лирического произведения.
  3. Воспитание любви к родной природе посредством слова и музыки.
  4. Знакомство со славянской мифологией.
  5. Развитие творческой фантазии учащихся, поэтического слуха.

Звучит музыка П.Чайковского “Зимняя симфония”.

Слово учителя.

До поездки в Болдино Пушкин много поколесил по трактам. Исследователи его творчества считают, что около 30 тысяч верст за свою жизнь преодолел поэт. Перед вами карта его путешествий по России.

В воскресенье, 31 августа, под перезвон заутрени покидал Александр Сергеевич древнюю столицу.

Ямщицкая тройка уже поджидала его. Пушкин сел на перекладную, ямщик гикнул - лошади поскакали.

Тройка бежала резво, как он любил. Только полосатые верстовые столбы мелькали перед глазами. Но на последнем перегоне от Арзамаса дорога испортилась. Коляска не катилась, а волоклась по иссиня-черной грязи. Из низкой серой тучи безостановочно сочился мелкий дождик.

И вот наконец поэт в родовом владении. Пусто, скучно на сердце. Ему предстояло в томительном ожидании письма от Натальи Николаевны перемогать пустое одиночество.

Но вот оно, спасение - перо...
Чистые листы бумаги...
Стихи...

Он выводит на листе: “7 сентября. “Бесы”.

Наш разговор сегодня и обращен к пушкинским стихам о природе зимне-дорожного цикла.

Мальчики подготовили нам это стихотворение. (Чтение наизусть).

Учитель: Чем захватило вас это создание Пушкина?

(Предполагаемые ответы учеников печатаются в скобках вида {…}).

{Какой-то тревогой, напряженностью, тоской.}

Учитель: Какие картины вы увидели? Попытайтесь словом, устно нарисовать.

Творческое задание ученикам - устное рисование.

{Мчится тройка. Началась буря. Дорогу занесло. В снежной вьюге ямщик потерял дорогу. Кони стали. Ямщик уверен, что это бесы крушат, а потом пропадают в темноте.

Ему страшно. Этот страх он пытается передать и путнику. Поэт в воображении воспринимает метель как бесконечную и безобразную игру бесов.}

Учитель: Что поразило вас в диалоге?

{Четко передано состояние заблудившихся путников.}

Учитель: Почему бес появляется в ответе ямщика?

{Это обыкновенный мужик, он больше верит во всякую нечистую силу: ведьм, бесов.}

Учитель: Вы прочитали слово “бес”. Кто же он такой? Что в народном сознании ассоциируется с этим образом?

{Злые духи. Бес напоминает козла, черный, с рогами, хвостом, на ногах копыта.}

Учитель: Вот Лиза Сборнова и Оля Аистова по моей просьбе нарисовали этих героев стихотворения. (Задание нарисовать давалось заранее).

Отвечает ли образ, созданный девочками, вашему воображению?

(Звучат ответы учеников).

Учитель: Послушаем славянский миф о бесе. (Подготовленный рассказ ученика). (Миф можно прочитать в книге “Славянские мифы”. Словарь.)

Учитель: А Пушкин использует ли народное представление о бесах, создавая этот образ?

{Да, бес играет людьми, притворяется верстовым столбом, сверкает искрой.}

Учитель: Почему в стихотворении так ощутим образ беса? Какой прием использует поэт?

{Олицетворение.}

Докажите.

Учитель: А случаен ли пейзаж в стихотворении?

{Нет, он даже повторяется. Мрачный, пугающий пейзаж. Он усиливает беспокойство.}

Учитель: Прочитаем последние строки глазами (про себя). Удивили они вас?

{Безысходностью поражают. Сердце поэта ноет, болит. Грустно.}

Учитель: Вслушаемся в звучание стиха. Мчат-ся ту-чи, вьют-ся ту-чи. Что вы слышите в звучании этих строк?

{Движение тройки, движение вьюги.}

Учитель: Как достиг этого эффекта поэт? С помощью чего?

(Ученики говорят о ритме, размере стихотворения, аллитерации, особенности рифмы)

Учитель: Согласитесь, удивительное стихотворение. Пушкин, используя образы народной фантазии, передает переживания человека, заблудившегося в буране.

Пушкин покидает “болдинское заточение” в конце ноября, уже по зимней дороге.

И опять тройка,
И опять звон колокольчиков,
И опять тоскливая песня ямщика.
А какие ямщицкие песни мог слышать Александр Сергеевич?

(Рассказ ученика о народных ямщицких песнях: “Однозвучно гремит колокольчик”; “Эх, по белым полям, по широким”.)

Учитель: А теперь последуем за строками стихотворения “Зимняя дорога”, которое было написано ранее “Бесов”, а родилось, скорее всего, под воздействием прослушивания какой-то ямщицкой песни.

Дома вы прочитали стихотворение, подумали над его содержанием. Прочитаем стихотворение про себя.

Учитель: Созвучно ли настроение “Зимней дороги” и “Бесов”?

{Да. И здесь печаль, тоска, грусть.}

Учитель: Какие словесные образы передают это настроение? Какие приемы использует автор?

{Эпитеты “печальные”, “печально”, “скучная”, “однозвучно”, “утомительно”, “сердечная тоска”. Метафора - олицетворение “пробирается луна”.}

Учитель: Обратили внимание на квадрат эпитетов?

Но главный образ – зимняя дорога! Что тронуло Вас особенно в пушкинской зимней дороге?

{Глушь зимней дороги. Безлюдье, “ни огня, ни черной хаты”. Только версты полосаты.}

Учитель: Обратили ли вы внимание на пушкинскую пунктуацию?

{Многоточие (отточие). Четырежды.}

Учитель: Как оно заставляет читать стихотворение?

Попробуйте объяснить.

{Неожиданный интонационный обрыв, понижение голоса, пауза, словно продолжающая строку без слов.}

Учитель: А вслушиваемся в последние 3 строфы стихотворения. Чем они особенны? Их странный смысл?

{В них надежда: свидание с милой, тепло, уют дома, камин.}

Учитель: Здесь и закончится тоска.

Но вдруг в последней строке опять возвращение к той же щемящей печали. Но все-таки печаль поэта в этом стихотворении светла.

Теперь прочитаем его вслух. Постараемся передать настроение поэта. (Слушаем 2-3 учеников.)

Учитель: Давайте оценим чтение. (Слушаем рецензии ребят на чтение детей)

Учитель: Теперь поработаем еще исследователями пушкинских текстов.

Разделите страницу на три части. В первой части – ключевые слова, вторая часть -

“Зимняя дорога”, третья - “Бесы”.

Найдите ключевые слова и посмотрите, в каком контексте они даны в каждом стихотворении. Найдите сходства и различия. (Составление таблицы. Подведение итогов)

Таблица

Ключевые слова

“Зимняя дорога”

“Бесы”

Небо

“сквозь волнистые туманы…”

“Мутно небо, ночь мутна…”
“Мчатся тучи, вьются тучи…”

Луна

“Пробирается луна, на печальные поляны
Льет печально свет она”
“Отуманен лунный лик”

“Невидимкою луна”
“В мутной месяца игре…”

Колокольчик

“Колокольчик однозвучный утомительно гремит”

“Колокольчик дин-дин-дин…”
“Еду – еду в чистом поле…”

Дорога

“По дороге зимней, скучной…”
“Ни огня, ни черной хаты…”
“Путь мой скучен”

“Все дороги занесло”
“Средь неведомых равнин”

Ямщик

“Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика”.

“Эй, пошел, ямщик! – нет мочи…”

Верста

“Версты полосаты”.

“Верстою небывалой”

Мотив

“Скучно, грустно”.

“Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин”.

Снег, вьюга

“Глушь и снег”.

“Вьюга злится, вьюга плачет, Вьюга мне влипает в очи…”

(Проверка записей детей. Внесение дополнений. Коррекция)

Учитель: Многие композиторы, увлеченные стихотворением “Зимняя дорога”, написали к нему музыку. Какой из вариантов, на ваш взгляд, больше всего соответствует мелодии пушкинского стиха? (Прослушивание двух вариантов: Ц. Кюи и В. Шебалина).

(Обсуждение).

Учитель: Какие еще стихотворения зимне-дорожного цикла вы знаете?

{“Зимний вечер”, “Зимнее утро”}

Учитель: Вы почувствовали себя сегодня чуть-чуть исследователями-пушкинистами?

Что вы узнали сегодня о Пушкине – поэте и человеке?

(Ответы учеников).

Домашнее задание:

Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение. Постарайтесь проиллюстрировать одно из них. Сопоставьте стихотворения “Зимнее утро” и “Зимняя дорога” так же, как мы это делали на уроке, используя таблицу.