Использование информационных технологий на уроках литературы в старших классах

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Будущее потребует от них огромного запаса знаний в области технологий.

К примеру, сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые  жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниевоориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.

Одним из главных направлений моей работы на уроках русского языка и литературы является поиск и освоение эффективных путей осуществления основных положений Концепции модернизации российского образования, что влечет изменение содержания образования в соответствии с новыми задачами. Это разгрузка предметов от массивов информации, предназначенной к запоминанию и заучиванию, придание содержанию проблемного, поискового характера, становление предметного содержания как открытой системы, что предполагает отказ учителя от претензии на исключительное обладание знанием, от ограничения учебником, использование новейших средств передачи, обработки и хранения информации, множества информационных источников.

Не менее важным аспектом совершенствования содержания образования выступает переход на новые образовательные технологии, одной из которых является информационная (компьютерная) технология обучения.

В связи с этим, мною в начале учебного года было  предложено одиннадцатиклассникам разделиться на мини-группы, ознакомиться с содержанием курса литературы и выбрать любого писателя, поэта XX века и попытаться приготовить первый урок-презентацию о жизни и творчестве, выбранного писателя или поэта.  Затем идет обсуждение.

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности обучающихся в методически нужное русло. Учитель обсуждает с обучающимися, как найти источники информации по теме – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии  (например, книги (какие?), интервью (с кем?), веб-сайты (какие?), видеофрагменты (где взять?). Проводятся консультации  фронтально со всеми группами.

Цель: задать направление поиска информации.

Роль учеников – продумывают пути проведения своих поисков: создание видеозаписей, сбор данных, обработка собранных сведений, оформление. Также выбирают форму представления результатов – в виде презентации, веб-сайта и т.д. Создают план с точным указанием, кто за что отвечает и сроки исполнения.

Форма презентации

Форма презентации может быть любая, например, представление веб-сайта с результатами работы, доклад с демонстрацией слайдов и т.д. Оценивание  результатов презентаций школьниками и учителем.

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого ученика. Учитель оценивает работу группы в целом. Выбирается лучший медиапродукт.

Требования к содержанию медиапродукта:

1. Медиапродукт полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

2. Содержание медиапродукта понятно, представлено логично и удобно для восприятия.

3. Самостоятельные исследования обучающихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы.

4. Деятельность в рамках учебного исследования помогает обучающимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию.

5. Цели и темы обучения ясно изложены, соответствуют образовательным минимумам.

6. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.

7. Проект характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра источников.

8. Материалы презентации богаты  оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающие восприятию наиболее сложных вопросов.

9. Работу над медиапродуктом в равной мере осуществляли все члены группы.

10. Элементы дизайна  и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее обучающихся.

I. Сценарий урока с использованием компьютера

Тема: М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

Учебно-методическое обеспечение: В.П. Журавлев. Русская литература XX века. 11 класс (в двух частях).

Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт:

1) Наглядная презентация учебного материала (см. Приложение 1).

2) Технологический сценарий  занятия: по кадровое представление медиапродукта и последовательная взаимосвязь кадров.

1 слайд – титульный;

2 – 41 слайды – фотографии по теме;

42 слайд – видеоматериал;

43 - 44 слайды - фотографии по теме;

45 слайд – вид хронологической таблицы.

Медиапродукт

Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • недостаточное количество информационного материала в учебнометодическом пособии;
  • отсутствие иллюстрировано-наглядного материала в учебнике;
  • повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения  необходимых сведений и показа демонстрационного материала;
  • развитие  наглядно – образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
  • актуальность внедрения информационных технологий в учебный процесс.

Цель: знакомство с биографией и творчеством М.А. Шолохова.

Задачи:

  • образовательная:
  • познакомить с биографией писателя в совокупности формы и содержания;
  • развивающая:
  • развивать наблюдательность;
  • способствовать развитию памяти внимания;
  • развивать познавательные способности обучающихся, их способности к  самообучению;
  • воспитательные:
  • воспитывать у обучающихся навыки информационной культуры;
  • развивать познавательные способности обучающихся.

Место урока: 1-ый урок оп данной теме.

Методы обучения: словесные, иллюстрировано-наглядный, эвристическая беседа.

Ход урока

Вступительные слова учителя

Дорогие ребята, вот и настал тот день, когда ваши одноклассники представят вам свою презентацию. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

Всемирное признание Шолохова стало фактом. Представители разных литератур пишут о нем как о выдающемся писателе, обогатившем мировую литературу. Его произведения переведены и читаются на многих языках мира.

Сам М.А. Шолохов так говорил о своем творчестве: «Весь свой ум, весь жар души, всю страсть далеко не равнодушного к жизни сердца я отдал и отдаю для того, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище, думой, пробуждали любовь к человеку…».

Так кто же такой Шолохов? Что он написал? На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.

Цель нашего урока: знакомство с биографией и творчеством М.А. Шолохова.

Слово предоставляется обучающимся, которые готовили презентацию.

Выступление учеников, показ слайдов

Заключительная часть урока

Работа с таблицей. Записать основные даты жизни и творчества М.А. Шолохова (на работу с таблицей дается 10-15 минут).

Варианты урока

  • учитель сам читает лекцию, демонстрируя слайды, задает вопросы по лекции;
  • сначала учитель читает лекцию частями, без демонстрации слайдов, обучающиеся записывают то, что им запомнилось, потом показываются слайды, дети дополняют свои записи. Сверить записи в тетради с таблицей.

Домашнее задание

Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова (лекция + страницы учебника (II часть) 196 – 204 стр.).

Текст к слайдам

Слайды 1, 2, 3. Михаил Александрович Шолохов родился    24 мая  1905 года    в хуторе Кружилине станицы   Вешенской. Шолохов вспоминал: «Отец-разночинец, выходец из Рязанской губ., до самой смерти (1925 г.) менял профессии.  Был последовательно: «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной   казачьей  земле,  служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т. д. Мать-полуказачка, полукрестьянка. Грамоте выучилась, когда отец отвез меня в гимназию, для того, чтобы, не прибегая к помощи отца, самостоятельно писать мне письма».

Слайд 4. До 1918 года Шолохов учился в  разных гимназиях, а во время гражданской войны был на Дону. Из воспоминаний Шолохова: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был  продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и бандиты гонялись за нами. Все шло, как положено.   Приходилось бывать в  разных  переплетах».

Слайд 5. Осенью 1922 года Шолохов приехал в Москву. Ему пришлось побывать и чернорабочим, и грузчиком, и даже счетоводом в одном из московских домоуправлений.

«Пишу с 1923 года, с этого же времени печатаюсь в комсомольских газетах и журналах».

Слайд 6. Первые очерки он подписал псевдонимом М. Шолох. Затем один за другим стали появляться его рассказы. Все они затем были объединены в книжку «Донские рассказы».

Слайды 7, 8. Первый сборник «Донских рассказов» вышел в издательстве «Новая Москва» в 1926 году. Его автор уже тогда определился как писатель крупных социальных тем. Он пишет о гражданской войне в России на Дону, о суровой борьбе за новую жизнь, о борьбе классовой, беспощадной. Но всё же в «Донских рассказах», как и во всем творчестве Шолохова, преобладает гуманизм, вера в победу правого дела.

В предисловии к сборнику А. Серафимович писал: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь—перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. ...Все данные за то, что т. Шолохов развернется в ценного писателя — только учиться, только работать над каждой вещью, не торопиться».

Слайд 9. Шолохову был тогда 21 год. А через два года страна узнала его как автора двух первых томов «Тихого Дона».

Слайд 10. С 1926 года Шолохов пишет«Тихий дон»…

Еще в 1925 году, в Москве, Шолохов начал писать   роман   «Донщина».

Хотел показать донское казачество в революции. Но оставил эту работу и стал думать о более широком романе.

В январе 1926 года он уезжает на Дон, в станицу Вешенскую, которая становится его постоянным местом жительства и родиной многих его героев. Отъезд он объяснил тем, что лучше работается по соседству с героями.

Этот год был важным этапом работы над «Тихим Доном»—прояснялся замысел, завязывались основные сюжетные линии, намечались судьбы героев.

Слайды 11, 12. С осени 1927 года по апрель 1928 года в журнале «Октябрь» публиковалась первая книга, а уже в десятом номере — заключительные главы второй книги.

Еще не законченный роман Шолохова «Тихий Дон» — произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времен.

Слайд 13, 14, 15. Третья книга «Тихого Дона»  вышла в свет осенью 1932 года. В август 1938 года в «Роман-газете» была опубликована 7-я часть, а 8 февраля 1940  года «Известия»  сообщили:  «На   днях   писатель-орденоносец   М.   Шолохов сдал издательству «Художественная  литература» две последние части  (7-ю и 8-ю) «Тихого Дона».

Завершился  плод почти   15-летнего   творческого труда. И уже в те годы роман-эпопея «Тихий Дон» был  признан   выдающимся явлением современной литературы.

Слайд 16. В разгар работы над «Тихим Доном» в творческие планы Шолохова неожиданно ворвалась новая тема, глубоко волновавшая писателя, выстраданная им. Сам он вместе с двадцатипятитысячниками был активным участником колхозного движения.

Слайд 17. Первоначальное название было «С кровью и потом». Первые слушатели активисты Вешенской партийной организации, подсказали новое название — «Поднятая целина».

Слайд 18. Творческая история создания «Поднятой целины» охватывает почти три десятилетия. Первая книга вышла осенью 1934 года и была откликом на события. Уже тогда А. В. Луначарский дал ей высокую оценку: «Произведение Шолохова является мастерским. Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето в прекрасную словесную образную форму».

Слайд 19. Вторая книга была близка к завершению, когда грянула война с фашистами, но в свет вторая книга вышла уже в конце 50-х годов.

Слайд 20. «Поднятую целину» по праву можно назвать летописью становления новой советской деревни. За создание этого романа М. Шолохов был удостоен высокого звания лауреата Ленинской премии.

Слайд 21. С первых же дней войны М. Шолохов, военный корреспондент «Правды» и «Красной звезды», постигал науку ненависти к врагу в гуще фронтовых событий — на «горячих» участках различных фронтов, в окопах и блиндажах.

Слайд 22. В «Правде» появляются его очерки —«На Дону», «В казачьих колхоза», «На пути к фронту», «Военнопленные», «На Юге» и др.

Слайд 23. В «Правде» опубликован и его первый рассказ «Наука ненависти» о судьбе фронтовика, рассказ поднят до художественного обобщения суровых уроков военного лихолетья.

«...И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить», — говорил герой рассказа лейтенант Герасимов.

Слайды 24, 25, 26, 27, 28. С «Правдой» связана почти вся творческая биография Шолохова. Пожелтевшие газетные полосы хранят публикации его произведений и отклики на них. И как истинный «правдист», в канун 1957 года, в конференц. зале редакции М. Шолохов читал рукопись одного из лучших своих военных произведений — «Судьба человека».

В типографии «Правды» происходило необычное. То и дело слышалось: «Шолохов!». Гранки рассказа, еще не вычитанные окончательно, переходил из рук в руки наборщиков, печатников. Рассказ потряс всех.

Слайды 29, 30. Произведения Шолохова не раз обретали свою вторую жизнь на сцене и экране и неизменно пользовались успехом не только у нас в стране, но и за рубежом. «Тихий Дон» удостоен Хрустального глобуса на Международном кинофестивале в Карловых Варах, диплома в Мехико. Кинопроизведениям присужден приз «Золотой колос» в Польше. Их просмотрело самое большое количество зрителей. Демонстрация фильма «Судьба человека» произвела сенсацию в Швеции. В Стокгольме пестрели рекламы: «Смотрите фильм знаменитого Шолохова». Шведы признавались: «Такого у нас еще не было, фильм нельзя смотреть без слез».

Сам Шолохов всегда внимательно следил за постановками и экранизациями своих произведений, бывал на репетициях и съемках, помогал советами актерам и режиссерам.

Слайд 31. В  послевоенные годы Шолохова  серьезно занимает тема борьбы за мир.

В «Слове о Родине» и других статьях он ведет спор через океан. В 1947 году пишет статью «С кем вы, американские мастера культуры», в 1953 году — «Свет и мрак».

Слайд 32. Шолохов — один из инициаторов созыва в 1949 году первой Всесоюзной конференции сторонников мира и бессменный член Советского комитета защиты мира.

Слайды 33, 34. Много внимания уделяет  Шолохов  вопросам литературы, особенно творчеству молодых.

Слайд 35. В Вешенскую к М. А. Шолохову приезжают рабочие и писатели, хлеборобы и ученые, космонавты и журналисты, иностранные гости. И не только для того, чтобы отметить очередную торжественную дату в его жизни и творчестве. Едут повидаться, спросить совета, поделиться творческими планами, а то и просто поклониться родным местам великого писателя современности, подышать воздухом шолоховских героев.

Слайды 36, 37, 39, 40, 41. Слава писателя яркого, самобытного пришла к нему еще в юности. В тридцать с небольшим лет он становится академиком, депутатом Верховного Совета СССР. Он делегат многих партийных съездов. Его произведения удостоены Ленинской, Государственной и Нобелевской премий. Шолохов — почетный доктор ряда зарубежных университетов. Его именем названы пароход и улица в Вешенской. Два колхоза Вешенского района носят названия его романов. М. А. Шолохов — дважды Герой Социалистического Труда.

Слайды 42, 43, 44. Всемирное признание творчества Шолохова стало фактом. Представители разных литератур пишут о нем как о выдающемся писателе, обогатившем мировую литературу. Его произведения переведены и читаются на многих языках мира... И вряд ли можно себе представить сегодня, что не было мятежного Григория и беззаветно любящей Аксиньи, посланца партии Семена Давыдова и неистового Макара Нагульного, Кондрата Майданникова и неугомонного деда Щукаря, Андрея Соколова, героев романа «Они сражались за Родину».

Шолоховские герои давно и прочно  вошли в нашу жизнь.

Список использованной литературы

1. Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон»: Хроника одного поиска. – М., 1995.

2. Жуков И. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве. – М., 1994.

II. Сценарий урока с использованием компьютера

Тема: Жизненный и творческий путь С. А. Есенина

Учебно-методическое обеспечение: В. П. Журавлев. Русская литература XX века. 11 класс

Продолжительность занятия 45 минут

Класс – Одиннадцатый

Необходимое оборудование: 1.компьютер, 2.мультимедийный проектор, 3.колонки

Авторский медиапродукт – презентация 59 слайдов (среда Power Point, Word)

Медиапродукт

Среда: программа для создания презентации Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.

№ п/п

Структурные элементы

Временная реализация

№ Кадра

1

Организационный момент.

3 минуты

 

2

Целевая установка. Вступительные слова учителя.

3 минуты

 

3

 

Сообщение нового материала.

Выступление обучающегося.

27 минут

1-42

4

Закрепление изложенного материала. Обобщение по таблице.

Задание:

Запись хронологической таблицы

10 минут

47-59

5

Задание на дом

2 минуты

 

Схема взаимосвязи кадров презентации (см. Приложение 2)

Содержание кадров

1. Титульный лист. Тема урока.

2. Новый материал.

3. Видео и аудиостихи (звуковое сопровождение).

4. Хронологическая таблица.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов и т.д.);
  • повышение эффективности усвоения учебного  материала за счет одновременного изложения учителем (обучающимся) необходимых сведений и показа демонстрационного материала;
  • развитие  наглядно – образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • формирование навыков информационной культуры обучающихся: поиск, отбор, упорядочивание информации, овладение компьютерной технологией.

Цель урока:  познакомить обучающихся с основными этапами жизненного и творческого пути С.А. Есенина, истоками его жизненной трагедии и своеобразием его поэтического мира.

Задачи урока

  • Образовательные - овладение обучающимися определенной системой знаний, способов познания и оперирование  этими знаниями, умениями;
  • Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению;
  • Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности.
  • Развитие понятийного мышления за счет возможности самостоятельно находить, выбирать и систематизировать весь найденный материал.

Ход занятия

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся

2. Целевая установка

Тема нашего урока: “Жизненный и творческий путь С. А. Есенина”.

Цель урока: познакомиться с основными этапами жизненного и творческого пути С.А. Есенина, истоками его жизненной трагедии и своеобразием его поэтического мира.

Вступительное слово учителя

Стихотворение Михаила Герасимова (читает обучающийся).

Памяти Есенина

Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.

Образ чист и ясен,
Весь в кликах журавлей,
Ты, как светлый ясень,
Над синевой полей.

Учитель или обучающийся

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслуженно человеком”.

Так кто же такой Сергей Есенин?

Доклад – сообщение  обучающегося о биографии Есенина (слайдовая презентация)

Слайд № 1 титульный лист

Слайд № 2. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября1895 года в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье.

Слайд № 3. Детство Сергея прошло в доме бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию им первых стихов. 

Слайд № 4. В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу.

Слайд № 5. Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии  И. Д. Сытина

Слайд № 6. Литературные интересы приводят Есенина в Суриковский кружок, организованный еще в 80-е годы поэтом-крестьянином И. Суриковым. В кружок входили поэты из народа: Ф. Шкулев, автор популярной песни „Мы кузнецы, и дух наш молод"..., крестьянский поэт А. Ширяевец, один из ближайших друзей Есенина, и другие.

Слайд № 7. В 1915 году, несмотря на рождение сына, Есенин оставил Анну Изряднову с маленьким ребенком, решив попытать счастья в журналах северной столицы.

В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Александр Блок назвал его "талантливым крестьянским поэтом-самородком", а его стихи - "свежими, чистыми, голосистыми", чем во многом определил успех Есенина в северной столице.

Слайд № 8. С дружеским вниманием и любовью отнесся к Есенину поэт С. Городецкий. Он приютил его и помог войти в литературные журналы.

Слайд № 9. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира,  мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно, несколько лет спустя, Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту утилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества...".

Слайд № 10. Мирок",   „Проталинка", „Млечный путь"—журналы, в которых печатался С. Есенин

Слайд № 11. Во время завоевания Есениным модных литературных салонов в его жизни появилась Зинаида Райх.

Под Вологдой Есенин и Зинаида Райх обвенчались в церкви Кирика и Иулиты. Сергей не жил с ней постоянно, хотя она и родила от него двоих детей - Татьяну (1918) и Константина (1920).

Слайд № 12. В 1916 году в Петрограде выходит первый сборник стихотворений Есенина—„Радуница". Его основная тема—любовь к России. Этим чувством согреты многочисленные лирические пейзажи, зарисовки деревенской жизни, горестные картины проводов новобранцев на войну.

Слайд № 13.  Поиски художественного самоопределения привели Есенина в группу имажинистов. Но вскоре обнаружились их коренные расхождения: имажинисты относились к образотворчеству, как к чисто формальному эксперименту, отрицали значение содержания в искусстве, необходимость его связи с жизнью. Есенин же опирался на народное поэтическое твор­чество. Высоким примером он считал „Слово о полку Игореве". Свои эстетические воззрения поэт изложил в брошюре „Ключи Марии".

Осудив имажинистов за то, что у них нет чувства Родины, за пропо­ведь „независимости" искусства от жизни, Есенин затем окончательно порвал со случайными друзьями.

Слайд № 14. Служба в армии. В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но, благодаря хлопотам друзей, получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд N 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.

Слайд № 15. Есенин восторженно воспринял Февральскую революцию 1917 года, свергнувшую самодержавие. Откликом на нее явилась небольшая поэма „Товарищ", посвященная памяти жертв революции.    В стихотворении „О, Русь, взмахни крылами..." поэт выражал надежду, что наступает время вольной крестьянской жизни. Есенин еще не понимал, что борьба за освобождение народа только началась, что она будет связана с кровопролитной гражданской войной.

Слайд № 16. «В   годы   революции    всецело   был   на   стороне    Октября",— писал Есенин.

В 1918 году близкий друг Есенина скульптор С. Т. Коненков изготовил мемориальную доску для Кремлевской стены в честь бойцов, павших в боях за победу Октябрьской революции. Группа поэтов сложила „Кантату", исполненную на открытии этого памятника; одним из авторов ее был Есенин. Глубокой скорбью и светлой верой в будущее звучали его строки:

Спите, любимые братья.  
Снова родная  земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.
Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот...
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.

Слайд № 17.   В  том  же  году  он   пишет   стихотворение   „Небесный   барабанщик", выражавшее веру в победу революции.

Верьте, победа за нами!
Новый  берег недалек.

Слайд № 18. На принятии Есениным революции положительно сказалось влияние А.   Блока — его   революционной   поэмы   „Двенадцать",   а   также статьи  „Интеллигенция  и  революция",  в которой  звучал призыв „слушать   музыку   революции".   Примером для   Есенина был  и   В. Брюсов, страстно приветствовавший в своих стихах новую эпоху.

Слайд № 19. Революционные события отразились в романтических поэмах Есенина 1918 года—„Преображение", „Иорданская голубица", „Инония". Однако, в этих произведениях был особенно заметен „крестьянский уклон" поэта — взгляд на революцию глазами патриархального крестьянства.

Слайд № 20. Судьба   крестьянства,    русской   деревни   волновала   Есенина.   Он называл себя „последним поэтом деревни", и в 1920 году  создал цикл стихотворений „Сорокоуст".

Недостаточно разбираясь в событиях новой   жизни,   поэт  полагал,  что „железный  город"   угрожает  гибелью „соломенной"   деревне.

Как символ борьбы „железа" и дорогого ему крестьянского мира, поэт изобразил трогательного жеребенка, пытающегося обогнать бездушный паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужели он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Слайд № 21. В 1920-1921 Есенин работал над поэмами « Пугачев»  и «Номах». Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. драматической поэме „Пугачев" Есенин создал романтический образ крестьянского бунтаря. Здесь творческую фантазию Есенина питало и прошлое России, и ее революционное настоящее. Романтический пафос произведения отражал героику революционных лет, когда вся мужицкая Россия, охваченная пламенем борьбы, оконча­тельно сбрасывала оковы былого угнетения. Не случайно сам Есенин считал „Пугачева" „действительно революционной вещью". Эта поэма, которую он читал М. Горькому, потрясла писателя своими гуманистическими мотивами и поэтической выразительностью.

Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где ...если преступно здесь быть бандитом,

 То не более преступно, чем быть королем...

Слайд № 22. 4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с Галиной Артуровной Бениславской. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: "Из-за нескладности и изломанности моих отношений с Сергеем я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от Сергея мне не уйти, эту нить не порвать...". Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: "3 декабря 1926 года. “Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.

Слайд № 23. Осенью  1921   года  в  Москву   приехала   американская   танцовщица Айседора Дункан,  приглашенная   А. В. Луначарским для организации детской школы свободного танца. Она выступала с хореографическим воплощением таких тем, как  „Интернационал", „Красное знамя", чему учила и своих воспитанниц.

Весной 1922 года Есенин женился на А. Дункан. Вместе с ней поэт отправился в заграничную поездку, которую начал с Германии

Слайд № 24. В Берлине Есенин встретился с М. Горьким и А. Толстым, высоко ценившими его талант.

Слайд № 25. Есенин побывал в крупнейших городах Европы — Париже, Брюсселе, Риме. Всюду его не оставляла тоска по Родине. „Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы обратно в Россию,— жаловался он в одном из писем.— Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может".

Слайд № 26. В своих впечатлениях об Америке Есенин рассказал, по возвращении  в 1923 году, в очерке „Железный Миргород". Его поразило отсутствие в Америке интереса к духовной жизни человека. „Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам",- писал он об американцах. Но на поэта произвела огромное впечатление индустриальная мощь этой страны. Есенина охватывало желание видеть и свою Родину сильной индустриальной державой, а не „деревянной Русью", которую поэт склонен был прежде романтически идеализировать: „С этого момента я разлюбил нищую Русь... я еще больше влюбился в коммунистическое строительство".

Слайд № 27. После возвращения поэта на Родину, в поэзии Есенина появляются новые мотивы. Об этом убедительно говорят произведения 1924—1925 годов — самых плодотворных в его творческой биографии. Как новый гражданский и поэтический манифест звучит стихотворение „Неуютная жидкая лунность...". Поэт прощается с „тоской бесконечных равнин" старой России. „Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!" — восклицает он. „Через каменное и стальное вижу мощь я родной стороны".

В   произведении   „Русь   советская"   (1924  г.)   Есенин  приветствует обновление  русской   деревни:

... Когда во всей  планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду  воспевать
Всем  существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким „Русь".

Слайд № 28. Стремясь осмыслить новую эпоху, понять ее исторические закономерности, поэт неоднократно обращается к имени В. И. Ленина. В 1924 году он задумывает поэму „Гуляй-поле", предполагая изобразить в ней великого вождя трудящихся в годы гражданской войны. Основной смысл сохранившегося отрывка поэмы в том, что Ленин спас Россию от метели крестьянской анархии. Ленину посвятил Есенин стихотворение „Капитан земли" (1925 г.). Сравнивая вождя революции с рулевым большого корабля, матросы которого — вся партия, поэт говорит:

«Я счастлив тем, Что сумрачной порою Одними чувствами Я с ним дышал И жил.»

В стихотворении „Стансы" (1924 г.) Есенин называет имена Ленина и Маркса, сознавая, что гражданская и поэтическая зрелость в советскую эпоху непосредственно связана с самым передовым мировоззрением:

Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Быть настоящим,
А не сводным сыном
В великих штатах СССР.

Слайд № 29. Есенин чувствует  потребность отразить революцию в ее наиболее  существенных   проявлениях. „Песнь о великом походе" (1924 г.)- так назвал он свое произведение, рисующее картины обороны революционного Петрограда от белогвардейских полчищ. Основная идея „Песни", исполненной в стиле народных сказов, — ведущая роль коммунистов по отношению к крестьянству, участвовавшему в гражданской войне. „Буйны головы" крестьянского люда стекаются к коммунистам, которые бьются за осуществление „мечты городов и сёл". Комиссар ведет крестьянские полки в реши­тельный бой, он погибает, но бойцы-крестьяне приходят к победе.

Вот и кончен бой,
Машет красный флаг,
Не жалея пят,
Удирает враг.

Слайд № 30. Большое    значение   в  жизни   Есенина   имели   его   неоднократные поездки   на   Кавказ. В стихотворении   „ На  Кавказе"  (1924 г.) он вспоминал   Грибоедова,   Лермонтова,   Пушкина,  которые  искали   здесь духовного   исцеления:

Слайд № 31. На Кавказе Есенин создал цикл лирических стихотворений „Персидские мотивы" (1924—1925 гг.). В нем чувствуется знакомство поэта с древней персидской лирикой; здесь отразились и его кавказские впечатления, в частности, встреча с учительницей Шаганэ Нерсесовной Тертерян, с которой у Есенина завязалась искренняя, светлая дружба. Поэтизация чувства любви наиболее характерная особенность „Персид­ских мотивов". В них любовь согрета чувством дружбы к женщине, это любовь без роковых страстей, испепеляющих душу, она всегда светлое и естественное чувство.

Слайд № 32. Особенно плодотворным было пребывание Есенина в Баку, куда он  постоянно заезжал в течение 1924—1925 годов. Верного товарища и надежного друга обрел поэт в лице П. И. Чагина, редактора республиканской газеты „Бакинский рабочий".

Слайд № 33. П. И. Чагин знакомит Есенина с С. М. Кировым и Г. К. Орджоникидзе, работавшими тогда в Закавказье. Они высоко оценили талант поэта, отнеслись к нему с большим вниманием и заботой.

Слайд № 34. Наиболее крупным произведением Есенина на историко-революционную тему является поэма „Анна Снегина" (1925 г.). „Теперь сижу в Батуми. Работаю и скоро пришлю Вам поэму, по-моему, лучше всего, что написал",— сообщал он в 1924 году.    В этом лиро-эпическом произведении органически слились мотивы личной биографии и тема утверждения Советской власти в деревне. Романтическая история первой любви придает поэме сильное лирическое звучание, и в то же время она наполнена эпическими картинами револю­ционной народной борьбы. Есенин выступает здесь как участник событий, как человек, судьба которого тесно переплетена с судьбой народа.    Поэма пронизана чувством гуманизма, решительного протеста против братоубийственной империалистической войны.

Слайд № 35. В 1924 году Есенин написал „Балладу о двадцати шести", посвященную Бакинским комиссарам. Он воспел бессмертный подвиг бойцов революции:

Слайд № 36. Есенин сближается с советскими писателями, обретает таких искренних друзей, как Вс. Иванов, Л. Сейфуллина, Н. Никитин, В. Казин, Л. Леонов, А. Чапыгин. Исчезает его былая неприязнь к Д. Бедному и В. Маяковскому, порожденная групповой литературной борьбой того времени. Он признает популярность „агитки" Д. Бедного среди советской молодежи, ищет возможности сближения с В. Маяковским, с Н. Асеевым. Есенин подписывает коллективное письмо писателей в Центральный Комитет партии, в котором говорилось: ,, Мы считаем, что пути современной русской литературы —а стало быть, и наши — связаны с путями Советской, пооктябрьской России".

С большим вниманием следил за жизнью и творчеством Есенина комиссар народного просвещения А. В. Луначарский. Он выступал с оценками стихов поэта, помогал в издании его книг.

Слайд № 37. 5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись.

Слайд № 38. Лирика — самая   сильная   сторона   есенинского   творчества.    Она богата мотивами и настроениями. В ней отразились и политические страсти поэта, и его интимные переживания.

Есенин — проникновенный певец русской природы. Своими пейзажами он выражал думы и переживания - порою светлые и радостные, иногда — печальные и мучительные. В последние годы жизни лирика Есенина обогащается философскими раздумьями. В стихотворениях этих лет он подводит итоги прожитому, прощается с молодостью и думает, что настало время, „чтоб озорливая душа уже по-зрелому запела". /  Видно, так заведено навеки — К тридцати годам перебесясь, Всё сильней, прожженные калеки, С жизнью мы удерживаем связь./    /Милая, мне скоро стукнет тридцать И земля милей мне с каждым днем. Оттого и сердцу стало сниться, Что горю я розовым огнем./

Слайд № 39. Большое место в лирике Есенина занимают стихи родным. В стихах, обращаясь к своей матери, он вспоминает ее доброту, ее песни. Много стихов посвящено также сестре Шуре. „Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать"- просит Есенин, и под эту песню вспоминает родимый дом. Семья для него была неотделима от Родины. Лирика Есенина отличается своеобразной цельностью. Лучше всего об этом сказал сам поэт: „Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве"

Слайд № 40.  Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев", в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве.

В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой.  Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают, инсценировав самоубийство.

3. Обобщение по уроку. Хронологическая таблица

На фоне слайды 47-59  презентации.

Обучающиеся записывают основные даты и события.

4. Задание на дом

Сопоставить стихотворения Тютчева  “Чародейкою зимой”, Фета “Печальная береза” и Есенина “Пороша”  и “Береза» (можно по группам).

Список используемой литературы

  1. Хлыстаков Э. Неизвестный С.Есенин. Москва.-1990-№8-с.198-199
  2. Есенина А.А.Родное и близкое. Изд. 2-е, доп. М., «Сов. Россия», 1979
  3. Казаков А.Л.Как жил Есенин. Юж.-Ур. Кн. Изд. 1991
  4. Лысцов И. Убийство Есенина.//Молодая гвардия-1990-№10-с.251-274
  5. Прокушев Ю.  Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.- М., 1989.
  6. Эвентов И.С.  Сергей Есенин. Книга для учащихся.- М., 1987.
  7. Юдкевич Л.Г. Певец и гражданин.- Казань, 1976.
  8. www.esenin.ru
  9. www.sergeiesenin.niv.ru
  10. www.litera.edu.ru