Урок литературы в 11-м классе "Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;
  • формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений В.Брюсова и К.Бальмонта;
  • освоение теоретико-литературных понятий.

Оборудование: портреты В.Брюсова и К.Бальмонта, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

В Столетних листьях вдруг заговорило,
И оживилась тишина.
Какая мысль? Какая страсть? Какая сила?
Она невыразима и ясна.
Младенчески проплыл и канул мимо
шум… Вырезаны буквы на стволе.
Невыразимо. Все невыразимо,
Что стоит выраженья на земле…

Пред вами отрывок из стихотворения В.А.Жуковского “Невыразимое”. Что, на ваш взгляд, можно считать выразимым, а что невыразимым в стихотворении?

- Выразимое – конкретно осязаемое, невыразимое – то прекрасное, что мы не можем сказать словами.

Поговорим сегодня о невыразимом, о поэзии и поэтах серебряного века. Подробнее остановимся на поэтах – символистах В.Брюсове и К.Бальмонте.

3. Беседа по теории литературы.

Где возник символизм как литературное направление?

Чем было вызвано его возникновение в России?

В чём особенности символизма как литературного направления?

Перечислите старших и младших символистов?

4. Продолжение слова учителя.

Серебряный век русской поэзии. Эпоха Возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождение ярких индивидуальностей, таких как, например, В.Брюсов и К.Бальмонт.

“Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут”.

Давайте разберёмся, какие основания имел говорить о себе так 30-летний поэт В.Брюсов.

5.

Учащиеся раскрывают личность поэта В.Брюсова через презентацию, в которой представлены наиболее яркие моменты его жизни. Учащиеся читают наизусть понравившиеся стихи В.Брюсова.

Приложение

6. Продолжение слова учителя.

“Поэт Божьей милостью…. Это о К. Бальмонте. М.Цветаева говорила: “Изучив 16 языков, Бальмонт говорил и писал на особом, 17 языке, на “бальмонтовском”.

Давайте разберём, что это за “бальмонтовский язык”?

7.

Учащиеся раскрывают личность поэта К.Бальмонта через презентацию, в которой представлены наиболее яркие моменты его жизни. Они читают наизусть понравившиеся стихи.

Приложение

8. Беседа с учащимися.

Одинаковое ли настроение создаётся у нас при прочтении лирики В.Брюсова и К.Бальмонта?

- Нет. В поэзии В.Брюсова больше разума, в поэзии К.Бальмонта больше чувств.

9. Остановимся подробнее на сопоставительном анализе стихотворения В.Брюсова “Юному поэту” и К.Бальмонта “Я – изысканность…”

Похожи ли стихи этих поэтов? У кого больше чувств и почему?

Почувствовали ли вы особую манеру письма каждого? В чём эта особенность?

В чём, на ваш взгляд, отличие от поэзии А.Пушкина?

- У поэзии золотого века – это ощущение гармонии, полноты жизни, любви; у поэзии серебряного века – дисгармония, разочарование, душевная усталость

Почему стихотворение “Юному поэту” считают декларацией нового искусства? Докажите, что это стихотворение поэта-символиста.

10. Возьмём для анализа стихотворение К.Бальмонта “Сонет”.

Что такое сонет?

- Стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки

Красив ли “Сонет”? В чём его красота?

Слышите ли вы музыку, читая “Сонет”?

Попробуем провести параллель между данным стихотворением Бальмонта и стихотворением В.Жуковского “Невыразимое”. Почему именно Жуковского?

(ученики полностью читают стихотворение “Невыразимое”)

Что выразимо и невыразимо у Жуковского?

- Невыразимо то, что не может сказать словами ни язык, ни кисть, ни вдохновение, что возникает в человеческой душе при созерцании красоты. Невыразимое можно только почувствовать сердцем.

Есть ли в “Сонете” строчка, восходящая к Жуковскому?

- “Я слушаю, как говорит молчанье”.

Что общего невыразимого через душу поэта?

11. Слово учителя.

Но не только у К.Бальмонта есть “Сонет”. Есть он и у В.Брюсова. Удивлены? Это “Сонет к форме”. Это стихотворение вошло в сборник “Юношеское” и было написано в 1895 году, когда поэту было чуть больше 20 лет. Оно написано поэтом-символистом, но никаких неясных намёков, наоборот, все фразы отточены и ясны.

В стихотворении присутствует определённая лексика. Перечислите ключевые слова.

- Контур, грани, черты, отточенность, сонет, образы, мечты, завершённость и т.д.

Что такое контур?

- Очертание, образ.

А запах? Это видимый или невидимый миг?

Почему связи тонкие? Почему властительный?

- Итак, контур, запах нельзя разорвать.

Что такое бриллиант? Кто его оттачивает?

- Ювелир.

Почему именно такое сравнение использует автор?

- Поэтическое мастерство сродни филигранной работе ювелира.

Какие художественные средства и с какой целью использует автор?

- Метафоры, эпитеты, сравнения. Они придают стихотворному тексту изящество и экспрессию.

Определите размер написания стихотворения.

- Классический сонет, состоящий из 14 строк: двух катрен и двух терцин.

12. Заключительное слово учителя.

Поэта и ювелира объединяет умение придать форму своим переживаниям, т.е. воплотить то, что невидимо другим, по законам красоты. А поэзия Серебряного века всегда осуществляла “тонкие властительные связи между контуром и запахом цветка”.

13. Домашнее задание.

Сделать письменный анализ стихотворений В.Брюсова и К.Бальмонта.

14. Оценки.

Приложение 1

Приложение 2