Цели урока:
- формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;
- формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений В.Брюсова и К.Бальмонта;
- освоение теоретико-литературных понятий.
Оборудование: портреты В.Брюсова и К.Бальмонта, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
В Столетних листьях вдруг заговорило,
И оживилась тишина.
Какая мысль? Какая страсть? Какая сила?
Она невыразима и ясна.
Младенчески проплыл и канул мимо
шум… Вырезаны буквы на стволе.
Невыразимо. Все невыразимо,
Что стоит выраженья на земле…
Пред вами отрывок из стихотворения В.А.Жуковского “Невыразимое”. Что, на ваш взгляд, можно считать выразимым, а что невыразимым в стихотворении?
- Выразимое – конкретно осязаемое, невыразимое – то прекрасное, что мы не можем сказать словами.
Поговорим сегодня о невыразимом, о поэзии и поэтах серебряного века. Подробнее остановимся на поэтах – символистах В.Брюсове и К.Бальмонте.
3. Беседа по теории литературы.
Где возник символизм как литературное направление?
Чем было вызвано его возникновение в России?
В чём особенности символизма как литературного направления?
Перечислите старших и младших символистов?
4. Продолжение слова учителя.
Серебряный век русской поэзии. Эпоха Возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождение ярких индивидуальностей, таких как, например, В.Брюсов и К.Бальмонт.
“Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут”.
Давайте разберёмся, какие основания имел говорить о себе так 30-летний поэт В.Брюсов.
5.
Учащиеся раскрывают личность поэта В.Брюсова через презентацию, в которой представлены наиболее яркие моменты его жизни. Учащиеся читают наизусть понравившиеся стихи В.Брюсова.
6. Продолжение слова учителя.
“Поэт Божьей милостью…. Это о К. Бальмонте. М.Цветаева говорила: “Изучив 16 языков, Бальмонт говорил и писал на особом, 17 языке, на “бальмонтовском”.
Давайте разберём, что это за “бальмонтовский язык”?
7.
Учащиеся раскрывают личность поэта К.Бальмонта через презентацию, в которой представлены наиболее яркие моменты его жизни. Они читают наизусть понравившиеся стихи.
8. Беседа с учащимися.
Одинаковое ли настроение создаётся у нас при прочтении лирики В.Брюсова и К.Бальмонта?
- Нет. В поэзии В.Брюсова больше разума, в поэзии К.Бальмонта больше чувств.
9. Остановимся подробнее на сопоставительном анализе стихотворения В.Брюсова “Юному поэту” и К.Бальмонта “Я – изысканность…”
Похожи ли стихи этих поэтов? У кого больше чувств и почему?
Почувствовали ли вы особую манеру письма каждого? В чём эта особенность?
В чём, на ваш взгляд, отличие от поэзии А.Пушкина?
- У поэзии золотого века – это ощущение гармонии, полноты жизни, любви; у поэзии серебряного века – дисгармония, разочарование, душевная усталость
Почему стихотворение “Юному поэту” считают декларацией нового искусства? Докажите, что это стихотворение поэта-символиста.
10. Возьмём для анализа стихотворение К.Бальмонта “Сонет”.
Что такое сонет?
- Стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки
Красив ли “Сонет”? В чём его красота?
Слышите ли вы музыку, читая “Сонет”?
Попробуем провести параллель между данным стихотворением Бальмонта и стихотворением В.Жуковского “Невыразимое”. Почему именно Жуковского?
(ученики полностью читают стихотворение “Невыразимое”)
Что выразимо и невыразимо у Жуковского?
- Невыразимо то, что не может сказать словами ни язык, ни кисть, ни вдохновение, что возникает в человеческой душе при созерцании красоты. Невыразимое можно только почувствовать сердцем.
Есть ли в “Сонете” строчка, восходящая к Жуковскому?
- “Я слушаю, как говорит молчанье”.
Что общего невыразимого через душу поэта?
11. Слово учителя.
Но не только у К.Бальмонта есть “Сонет”. Есть он и у В.Брюсова. Удивлены? Это “Сонет к форме”. Это стихотворение вошло в сборник “Юношеское” и было написано в 1895 году, когда поэту было чуть больше 20 лет. Оно написано поэтом-символистом, но никаких неясных намёков, наоборот, все фразы отточены и ясны.
В стихотворении присутствует определённая лексика. Перечислите ключевые слова.
- Контур, грани, черты, отточенность, сонет, образы, мечты, завершённость и т.д.
Что такое контур?
- Очертание, образ.
А запах? Это видимый или невидимый миг?
Почему связи тонкие? Почему властительный?
- Итак, контур, запах нельзя разорвать.
Что такое бриллиант? Кто его оттачивает?
- Ювелир.
Почему именно такое сравнение использует автор?
- Поэтическое мастерство сродни филигранной работе ювелира.
Какие художественные средства и с какой целью использует автор?
- Метафоры, эпитеты, сравнения. Они придают стихотворному тексту изящество и экспрессию.
Определите размер написания стихотворения.
- Классический сонет, состоящий из 14 строк: двух катрен и двух терцин.
12. Заключительное слово учителя.
Поэта и ювелира объединяет умение придать форму своим переживаниям, т.е. воплотить то, что невидимо другим, по законам красоты. А поэзия Серебряного века всегда осуществляла “тонкие властительные связи между контуром и запахом цветка”.
13. Домашнее задание
.Сделать письменный анализ стихотворений В.Брюсова и К.Бальмонта.