Пояснительная записка
Все чаще в последние десятилетия мы говорим о
переоценке ценностей, о том, что подрастающее
поколение больше всего ценит комфорт,
обеспеченность, материальные блага, достигнутые
любыми средствами. Важно заставить учеников
задуматься о других ценностях человеческой
жизни. Материал для такого разговора дают
рассказы А. П. Чехова и его биография. Поэтому на
уроке предлагаются вопросы по биографии
писателя, что на первый взгляд не совсем
соответствует теме занятия, но помогает в
решении воспитательных целей.
Основная цель проведения занятия – формирование
умения выражать своё мнение логично,
убедительно, грамотно; умения мыслить,
размышлять, доказывать свою точку зрения. Для
этого предлагается ряд вопросов: Ваше
представление о человеке, которого видите на
портрете? Какого человека можно считать
интеллигентным? Что для вас обозначает данное
слово? Что значит уважать человека? Любая ли цель
хороша в жизни?
Другая цель проведения занятия – формирование
речевой компетенции, которая предполагает
овладение богатством языка, расширение
словарного запаса учащихся. Не секрет, что
сегодня школьники не умеют говорить, им не
хватает слов для выражения своих мыслей. Поэтому
даже в старших классах необходимо учить
пересказывать текст. Чтобы эта работа не носила
чисто механический характер, используем
элементы ролевой игры: пересказ от лица разных
героев. Это задание предполагает и умение
находить в рассказах Чехова детали, которые
помогают понять основной смысл, увидеть
особенности чеховского стиля.
Занятие проводится с целью закрепления навыков
работы с текстом. Важно научить видеть не только
то, что лежит на поверхности, но и понять основную
мысль чеховских произведений.
Литература всегда была и будет одним из важных
средств воспитания личности. И изучение
творчества А. П. Чехова дает материал для
размышлений и для серьезного разговора со
школьниками. Урок проводится как обобщающее
занятие после изучения рассказов Чехова.
Проведение урока
Были определены следующие учебные и воспитательные цели: размышление о смысле жизни, о постановке жизненных целей и способах их достижения, о причинах деградации человеческой личности, об ответственности человека за свои поступки.
Учащийся должен знать:
- основные этапы биографии А. П. Чехова
- содержание произведений «Человек в футляре», «Крыжовник», «Вишневый сад»
- основные темы творчества писателя
- особенности индивидуального стиля автора
Учащийся должен уметь:
- анализировать изучаемые произведения
- характеризовать главных героев
- высказывать и обосновывать собственную точку зрения, опираясь на текст
- давать связный ответ в устной форме на поставленный вопрос
Учащийся должен иметь представление:
- о стилевом своеобразии чеховских рассказов
- об особенностях композиции
- о литературоведческих понятиях: подтекст, лиризм, комедия, драма
На занятии использовалось следующее оборудование:
- портрет писателя
- тексты чеховских произведений
- проектор
ХОД УРОКА
Урок начинается с проведения словарной работы, так как необходимо убедиться, что учащиеся понимают значения тех терминов, которые употребляет преподаватель и которые необходимы для расширения словарного запаса обучаемых. Объяснить значения терминов, записанных на доске: деградация, драма, лирика, комедия, подтекст, сатира, юмор.
1. Беседа о личности А. П. Чехова.
– Ваше представление о человеке, которого видите на портрете? (Портрет писателя демонстрируется через проектор или любым другим способом). Обоснуйте свое мнение. (Если ответить на вопрос одним словом, то наиболее точно подойдет слово «интеллигентность» в лучшем смысле этого слова.)
– Какого человека можно считать
интеллигентным? Что для вас обозначает данное
слово? Чтобы понять, как тяжело было Чехову
добиться этого, нужно вспомнить факты его жизни
(сидение в лавке, спевки в церковном хоре).
В «Записных книжках» Чехова немало размышлений о
жизни вообще и о человеке в частности. Там есть и
такие записи: «Всю жизнь выдавливал из себя
по капле раба» (цитата демонстрируется на
доску через проектор)
– Что значит рабство в понимании Чехова? (Зависимость
от других, от чужого мнения, от невозможности
писать и говорить то, что думаешь.)
– Почему всю жизнь, а не сразу? (Самая трудная
работа – работа над самим собой. Сделать это
сразу невозможно, надо заниматься этим всю жизнь,
постоянно. Не давая себе никаких поблажек и
послаблений. И жизнь Чехова – лучшее тому
подтверждение.)
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (из записных книжек Чехова)
– Как понимаете данные слова?
– О какой красоте идет речь? (Самое главное –
это красота не внешняя, а внутренняя: красота
чувств и мыслей.)
«Какое наслаждение – уважать человека!» (из
записных книжек Чехова)
– Почему «наслаждение»?
– Что значит уважать человека? (Для Чехова
подлинное удовольствие, если человек достоин
уважения: есть чувство собственного достоинства,
внутренняя свобода, следование нравственному
кодексу; если человек не чувствует себя
маленьким, а достоин звания человека.)
На этом этапе занятия развивается умение формулировать и обосновывать собственное мнение.
2. Фронтальный опрос
– Как данные даты, названия, имена связаны с жизнью и творчеством А. П. Чехова?
- 1860 год
- Антоша Чехонте
- «Остров Сахалин»
- «Чайка»
- «Как бы чего не вышло»
- Назовите рассказы, в которых главный герой является врачом
- МХАТ
- первое опубликованное произведение Чехова
- Таганрог
3. Работа с текстами произведений
– А. П. Чехов пришел в литературу как автор
юмористических рассказов. Учащимся дается
задание выполнить художественный пересказ
юмористических рассказов Чехова «Смерть
чиновника», «Толстый и тонкий»
– Над чем смеется Чехов в ранних рассказах?
– Что нового внес Чехов в тему «маленького
человека»? (В литературе XIX века одной из
главных тем стала тема «маленького человека».
Поставленная в произведениях Гоголя и
Достоевского, получила продолжение в рассказах
Чехова. Но если Гоголю важно было вызвать
сочувствие к обездоленным и униженным, то Чехов
утверждает: человек не может быть маленьким, он в
любых обстоятельствах своей жизни должен
оставаться человеком.)
Вывод: человек, потерявший уважение к себе, заслуживает насмешки, а не жалости
4. Вопросы викторины по «Маленькой трилогии»
– Назовите рассказы, вошедшие в «маленькую
трилогию».
– Из какого рассказа следующие слова «Больше так
жить невозможно!»?
– Какова мечта главного героя рассказа
«Крыжовник»?
– На ком собирался жениться Беликов?
– Чем заканчиваются данные рассказы?
– Что преподавал в гимназии Беликов?
– Кто из героев произносит слова: «Надо, чтобы за
дверью каждого счастливого человека стоял
человек с молоточком…»?
5. Беседа по тексту
– Что объединяет данные рассказы в трилогию?
– Характеристика Беликова. Что составляет
основу его характера?
– Почему ничтожный Беликов держит в руках целый
город?
– Почему умер Беликов?
– Как изменилась жизнь в городе, когда появилась
цель – женить Беликова?
– Любая ли цель хороша в жизни?
– Почему заслуживает сожаления герой рассказа
«Крыжовник»?
Вывод: необходимо активное
сопротивление «мелочам жизни». Герои живут в
футляре, не имея смысла и цели жизни, смиряются и
молчат. «Больше так жить невозможно!»
В конце рассказов появляется пейзаж, который
говорит: выход есть, надо его искать, не уставая и
не отчаиваясь, перемены возможны, но добиться их
нелегко.
6. Работа по рассказу «Ионыч»
– А. П. Чехов продолжает рассматривать вопрос о
ценности и сущности человеческой личности. Кто
виноват, что неплохой человек потерял не только
свои лучшие качества, но и человеческий облик.
Как жить достойно? В чем смысл жизни?
– Какова тема рассказа «Ионыч»?
– Какова идея произведения?
В центре рассказа образ Дмитрия Ионовича
Старцева. Попробуем разобраться в его характере,
для чего проследим историю его жизни. Учащиеся
должны рассказать от лица главного героя о его
жизни: Старцев в начале рассказа; Старцев спустя
четыре года, Старцев в конце рассказа.
– Глубоко ли чувство Старцева к Екатерине
Ивановне?
– Хорошо или плохо, что Старцев приобрел лошадей?
– Старцев пострадавший или виновный, преступник
или жертва? Есть ли основания для суда над
Старцевым, ведь он никого не убил и не ограбил?
Найти аргументы для защиты и обвинения Старцева.
Основная цель данного задания: умение делать
вывод из прочитанного, доказывать собственную
точку зрения, опираясь на текст произведения.
Герой Чехова убивает в себе лучшие человеческие
качества, постепенно превращаясь в мещанина.
«Частная жизнь, не знающая ничего за порогом
своего дома… бедна (А. И. Герцен). Пошлость и
мещанство – их год рождения – от того времени,
когда деньги стали выше человеческих
добродетелей. Среда проявления – все слои
общества, где добро, честь, благородство
заменяются личной выгодой, страстью к наживе.
Человек молчал, смирялся и только жаловался.
Судьба человека – в его руках. Вечная борьба
между добром и злом, любовью и наживой. В Старцеве
победила нажива. А в нас?