По следам чеховских героев

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Все чаще в последние десятилетия мы говорим о переоценке ценностей, о том, что подрастающее поколение больше всего ценит комфорт, обеспеченность, материальные блага, достигнутые любыми средствами. Важно заставить учеников задуматься о других ценностях человеческой жизни. Материал для такого разговора  дают рассказы А. П. Чехова и его биография. Поэтому на уроке предлагаются вопросы по биографии писателя, что на первый взгляд не совсем соответствует теме занятия, но помогает в решении воспитательных целей.
Основная цель проведения занятия – формирование умения выражать своё мнение логично, убедительно, грамотно; умения  мыслить, размышлять, доказывать свою точку зрения. Для этого предлагается ряд вопросов: Ваше представление о человеке, которого видите на портрете? Какого человека можно считать интеллигентным? Что для вас обозначает данное слово? Что значит уважать человека? Любая ли цель хороша в жизни?
Другая цель проведения занятия – формирование речевой  компетенции, которая предполагает овладение богатством языка, расширение словарного запаса учащихся. Не секрет, что сегодня школьники не умеют говорить, им не хватает слов для выражения своих мыслей. Поэтому даже в старших классах необходимо учить пересказывать текст. Чтобы эта работа не носила чисто механический характер, используем элементы ролевой игры: пересказ от лица разных героев. Это задание предполагает и умение находить в рассказах Чехова детали, которые помогают понять основной смысл, увидеть особенности чеховского стиля.
Занятие проводится с целью закрепления навыков работы с текстом. Важно научить видеть не только то, что лежит на поверхности, но и понять основную мысль чеховских произведений.
Литература всегда была и будет одним из важных средств воспитания личности. И изучение творчества А. П. Чехова дает материал для размышлений и для серьезного разговора со  школьниками. Урок проводится как обобщающее занятие после изучения рассказов Чехова.

Проведение урока

Были определены следующие учебные и воспитательные цели: размышление о смысле жизни, о постановке жизненных целей и способах их достижения, о причинах деградации человеческой личности, об ответственности человека за свои поступки.

Учащийся должен знать:

  • основные этапы биографии А. П. Чехова
  • содержание произведений «Человек в футляре», «Крыжовник», «Вишневый сад»
  • основные темы творчества писателя
  • особенности индивидуального стиля автора

Учащийся должен уметь:

  • анализировать изучаемые произведения
  • характеризовать главных героев
  • высказывать и обосновывать собственную точку зрения, опираясь на текст
  • давать связный ответ в устной форме на поставленный вопрос

Учащийся должен иметь представление:

  • о стилевом своеобразии чеховских рассказов
  • об особенностях композиции
  • о литературоведческих понятиях: подтекст, лиризм, комедия, драма

На занятии  использовалось следующее оборудование:

  • портрет писателя
  • тексты чеховских произведений
  • проектор

ХОД УРОКА

Урок начинается с проведения словарной работы, так как необходимо убедиться, что учащиеся понимают значения тех терминов, которые употребляет преподаватель и которые необходимы для расширения словарного запаса обучаемых. Объяснить значения терминов, записанных на доске: деградация, драма, лирика, комедия, подтекст, сатира, юмор.

1.  Беседа о личности А. П. Чехова.

– Ваше представление о человеке, которого видите на портрете? (Портрет писателя демонстрируется через проектор или любым другим способом). Обоснуйте свое мнение. (Если ответить на вопрос одним словом, то наиболее точно подойдет слово «интеллигентность» в лучшем смысле этого слова.)

– Какого человека можно считать интеллигентным? Что для вас обозначает данное слово? Чтобы понять, как тяжело было Чехову добиться этого, нужно вспомнить факты его жизни (сидение в лавке, спевки в церковном хоре).
В «Записных книжках» Чехова немало размышлений о жизни вообще и о человеке в частности. Там есть и такие записи: «Всю жизнь выдавливал из себя по капле раба» (цитата демонстрируется на доску через проектор)

– Что значит рабство в понимании Чехова? (Зависимость от других, от чужого мнения, от невозможности писать и говорить то, что думаешь.)
– Почему всю жизнь, а не сразу? (Самая трудная работа – работа над самим собой. Сделать это сразу невозможно, надо заниматься этим всю жизнь, постоянно. Не давая себе никаких поблажек и послаблений. И жизнь Чехова – лучшее тому подтверждение.)

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (из записных книжек Чехова)

– Как понимаете данные слова?
– О какой красоте идет речь? (Самое главное – это красота не внешняя, а внутренняя: красота чувств и мыслей.)

«Какое наслаждение – уважать человека!» (из записных книжек Чехова)
– Почему «наслаждение»?
– Что значит уважать человека? (Для Чехова подлинное удовольствие, если человек достоин уважения: есть чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, следование нравственному кодексу; если человек не чувствует себя маленьким, а достоин звания человека.)

На этом этапе занятия развивается умение  формулировать и обосновывать собственное мнение.

2. Фронтальный опрос

– Как данные даты, названия, имена связаны с жизнью и творчеством А. П. Чехова?

  • 1860 год
  • Антоша Чехонте
  • «Остров Сахалин»
  • «Чайка»
  • «Как бы чего не вышло»
  • Назовите рассказы, в которых главный герой является врачом
  • МХАТ
  • первое опубликованное произведение Чехова
  • Таганрог

3. Работа с текстами произведений

– А. П. Чехов пришел в литературу как автор юмористических рассказов. Учащимся дается задание выполнить художественный пересказ юмористических рассказов Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»
– Над чем смеется Чехов в ранних рассказах?
– Что нового внес Чехов в тему «маленького человека»? (В литературе XIX века одной из главных тем стала тема «маленького человека». Поставленная в произведениях Гоголя и Достоевского, получила продолжение в рассказах Чехова. Но если  Гоголю важно было вызвать сочувствие к обездоленным и униженным, то Чехов утверждает: человек не может быть маленьким, он в любых обстоятельствах своей жизни должен оставаться человеком.)

Вывод: человек, потерявший уважение к себе, заслуживает насмешки, а не жалости

4. Вопросы викторины по «Маленькой трилогии»

– Назовите рассказы, вошедшие в «маленькую трилогию».
– Из какого рассказа следующие слова «Больше так жить невозможно!»?
– Какова мечта главного героя рассказа «Крыжовник»?
– На ком собирался жениться Беликов?
– Чем заканчиваются данные рассказы?
– Что преподавал в гимназии Беликов?
– Кто из героев произносит слова: «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял человек с молоточком…»?

5. Беседа по тексту

– Что объединяет данные рассказы в трилогию?
– Характеристика Беликова. Что составляет основу его характера?
– Почему ничтожный Беликов держит в руках целый город?
– Почему умер Беликов?
– Как изменилась жизнь в городе, когда появилась цель – женить Беликова?
– Любая ли цель хороша в жизни?
– Почему заслуживает сожаления герой рассказа «Крыжовник»?

Вывод: необходимо активное сопротивление «мелочам жизни». Герои живут в футляре, не имея смысла и цели жизни, смиряются и молчат. «Больше так жить невозможно!»
В конце рассказов появляется пейзаж, который говорит: выход есть, надо его искать, не уставая и не отчаиваясь, перемены возможны, но добиться их нелегко.

6. Работа по рассказу «Ионыч»

– А. П. Чехов продолжает рассматривать вопрос о ценности и сущности человеческой личности. Кто виноват, что неплохой человек потерял не только свои лучшие качества, но и человеческий облик. Как жить достойно? В чем смысл жизни?
– Какова тема рассказа «Ионыч»?
– Какова идея произведения?
В центре рассказа образ Дмитрия Ионовича Старцева. Попробуем разобраться в его характере, для чего проследим историю его жизни. Учащиеся должны рассказать от лица главного героя о его жизни: Старцев в начале рассказа; Старцев спустя четыре года, Старцев в конце рассказа.
– Глубоко ли чувство Старцева к Екатерине Ивановне?
– Хорошо или плохо, что Старцев приобрел лошадей?
– Старцев пострадавший или виновный, преступник или жертва? Есть ли основания для суда над Старцевым, ведь он никого не убил и не ограбил?
Найти аргументы для защиты и обвинения Старцева. Основная цель данного задания: умение делать вывод из прочитанного, доказывать собственную точку зрения, опираясь на текст произведения.
Герой Чехова убивает в себе лучшие человеческие качества, постепенно превращаясь в мещанина. «Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома… бедна (А. И. Герцен). Пошлость и мещанство – их год рождения – от того времени, когда деньги стали выше человеческих добродетелей. Среда проявления – все слои общества, где добро, честь, благородство заменяются личной выгодой, страстью к наживе. Человек молчал, смирялся и только жаловался. Судьба человека – в его руках. Вечная борьба между добром и злом, любовью и наживой. В Старцеве победила нажива. А в нас?