Интегрированный урок в 6-м классе. Тема: "Вот и пришла матушка-зима"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель:

  • вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные - определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной;
  • привлечь внимание детей к красоте родного края, в частности, в зимний период;
  • развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных;
  • познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему.

Эпиграф:

Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленой;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам Матушки-зимы. (А.С.Пушкин)

ХОД УРОКА

  1. Организация детей:
  1. Тема нашего урока – неисчерпаемые возможности употребления прилагательных в нашей речи. А рассматривать ее мы будем на примере описания зимнего пейзажа. Мы проследим, какую роль играет имя прилагательное в поэтической речи, и попробуем сами использовать эпитеты-определения.
  2. Приготовьте на парте все необходимое: тетрадь, учебник, ручку, листочки-черновики, простые карандаши.
  1. Итак, ребята, начинаем.

Обратим внимание на эпиграф урока (записан на доске, читаем вслух). О ком же идет речь в нем? (о зиме). Какая это часть речи? Это одушевленный предмет? А почему же автор говорит, что она “пришла”? (этот прием в литературе называется олицетворением). Для чего писатели используют этот прием? (чтобы оживить предмет, придать ему динамику, сделать его более ярким, образным, выразительным и эмоциональным).

А теперь обратите внимание на стенд (на листочках стихи о зиме. Приложение). Найдите и прочитайте, какой рисуется зима в стихах различных поэтов (называем только сущ.+ прил.).Что помогло нам увидеть это время года разным? (прилагательные). Каким членом предложения эти прилагательные являются? (определением). А в литературе образные, устойчивые определения как называются? (это эпитеты).

  1. Творческая работа:

Попробуйте сами подобрать и вставить в текст пропущенные эпитеты-определения (выдаются листочки со стихами, в которых определения пропущены. Дети должны подобрать подходящие прилагательные и вписать их карандашом, соблюдая рифму). Например:

(Чудная) картина,
Как ты мне (мила):
(Белая) равнина,
(Полная) луна,
Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,
И саней (далеких)
(Одинокий)
бег. (А.Фет).

После проделанной работы зачитываем свои варианты, а затем учитель, похвалив их за труд, прочитает вариант автора стихов (или прослушаем в аудиозаписи).

  1. Письмо по памяти.

На уроке литературы мы читали с вами замечательный рассказ С.Т. Аксакова “Очерк зимнего дня” и даже заучивали наизусть отрывок из этого рассказа “Снегопад”. Вспомним его (чтение наизусть). А теперь запишите по памяти каждый свой отрывок (ребята учили наизусть различные отрывки). Не забудьте о правописании и знаках препинания (на листочках).

  1. Синтаксический разбор предложения.

Широка, долга и славна мать Печора (М.Голубкова).

Вспомните, каким членом предложения может быть полное и краткое прилагательное.

  1. Обратите внимание, как о своей малой родине пишут наши, ненецкие поэты

(На стенде напечатано на отдельных листах. Приложение):

Тундра- снежные дали без края,
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, я знаю,
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, - без меры,
Словно косы, сплелись на снегу.
Только я вот без тундры, наверно,
Вдалеке прожить не смогу. А.Пичков

Бескрайняя равнина,
Недвижные снега.
Стекает с гор лавина:
Рога, рога, рога… В.Ледков

Тундра – белый простор
И лосиные тропы,
И полярные ночи,
Как сны, глубоки. В.Ледков.

Снег лениво падал, лохматя порыжевшие травы, делая их пушистыми, белыми. К полудню он таял, сбегая ручейками в большие лужи на низине возле нашего чума и на дорогах между домами. А вчера, еще с вечера повалил так густо, что земля и небо сделались одинаково серыми, и утром все окрест было белым-бело. Земля казалась обновленной и посветлевшей (отрывок из повести В.Ледков “Раненый рассвет” - ученик читает наизусть).

  1. Теперь посмотрим, какой вы нарисовали зиму своего края (рассматриваем выставку рисунков учащихся на стенде и обсуждаем).
  2. В тетрадях запишем ряд прилагательных, которые характеризуют нашу северную зиму (образец дать на доске: Зима снежная, морозная…).

После записи поделимся своими определениями зимы со всем классом- читают по очереди, добавляя только те, которые не прозвучали.

  1. Закончим наш урок знакомыми стихами А.С. Пушкина:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Эти строчки поднимают нам настроение, бодрят, зовут на улицу.

  1. Подводим итог нашего урока:
  1. Мы сегодня с вами увидели, что прилагательные придают нашей речи поэтическую окраску, выразительность, эмоциональность, точность, помогают более конкретно увидеть предмет. С ними речь наша становится образной, красивой. Значит, будем стараться больше прилагательных употреблять в своей речи.
  2. Мы сегодня пронаблюдали, что прилагательное в предложении может быть определением, сказуемым, а в поэтической речи – эпитетом.

Домашнее задание: разобрать морфологически 5 “зимних” прилагательных.