Цель:
- вырабатывать умения учащихся использовать в своей речи прилагательные - определения, делая свою речь красивой и эмоционально насыщенной;
- привлечь внимание детей к красоте родного края, в частности, в зимний период;
- развивать творческие способности детей через конструирование предложений и подбор необходимых эпитетов-прилагательных;
- познакомить со стихами различных поэтов на заданную тему.
Эпиграф:
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленой;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам Матушки-зимы. (А.С.Пушкин)
ХОД УРОКА
- Организация детей:
- Тема нашего урока – неисчерпаемые возможности употребления прилагательных в нашей речи. А рассматривать ее мы будем на примере описания зимнего пейзажа. Мы проследим, какую роль играет имя прилагательное в поэтической речи, и попробуем сами использовать эпитеты-определения.
- Приготовьте на парте все необходимое: тетрадь, учебник, ручку, листочки-черновики, простые карандаши.
- Итак, ребята, начинаем.
Обратим внимание на эпиграф урока (записан на доске, читаем вслух). О ком же идет речь в нем? (о зиме). Какая это часть речи? Это одушевленный предмет? А почему же автор говорит, что она “пришла”? (этот прием в литературе называется олицетворением). Для чего писатели используют этот прием? (чтобы оживить предмет, придать ему динамику, сделать его более ярким, образным, выразительным и эмоциональным).
А теперь обратите внимание на стенд (на листочках стихи о зиме. Приложение). Найдите и прочитайте, какой рисуется зима в стихах различных поэтов (называем только сущ.+ прил.).Что помогло нам увидеть это время года разным? (прилагательные). Каким членом предложения эти прилагательные являются? (определением). А в литературе образные, устойчивые определения как называются? (это эпитеты).
- Творческая работа:
Попробуйте сами подобрать и вставить в текст пропущенные эпитеты-определения (выдаются листочки со стихами, в которых определения пропущены. Дети должны подобрать подходящие прилагательные и вписать их карандашом, соблюдая рифму). Например:
(Чудная) картина,
Как ты мне (мила):
(Белая) равнина,
(Полная) луна,
Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,
И саней (далеких)
(Одинокий) бег. (А.Фет).
После проделанной работы зачитываем свои варианты, а затем учитель, похвалив их за труд, прочитает вариант автора стихов (или прослушаем в аудиозаписи).
- Письмо по памяти.
На уроке литературы мы читали с вами замечательный рассказ С.Т. Аксакова “Очерк зимнего дня” и даже заучивали наизусть отрывок из этого рассказа “Снегопад”. Вспомним его (чтение наизусть). А теперь запишите по памяти каждый свой отрывок (ребята учили наизусть различные отрывки). Не забудьте о правописании и знаках препинания (на листочках).
- Синтаксический разбор предложения.
Широка, долга и славна мать Печора (М.Голубкова).
Вспомните, каким членом предложения может быть полное и краткое прилагательное.
- Обратите внимание, как о своей малой родине пишут наши, ненецкие поэты
(На стенде напечатано на отдельных листах. Приложение):
Тундра- снежные дали без края,
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, я знаю,
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, - без меры,
Словно косы, сплелись на снегу.
Только я вот без тундры, наверно,
Вдалеке прожить не смогу. А.Пичков
Бескрайняя равнина,
Недвижные снега.
Стекает с гор лавина:
Рога, рога, рога… В.Ледков
Тундра – белый простор
И лосиные тропы,
И полярные ночи,
Как сны, глубоки. В.Ледков.
Снег лениво падал, лохматя порыжевшие травы, делая их пушистыми, белыми. К полудню он таял, сбегая ручейками в большие лужи на низине возле нашего чума и на дорогах между домами. А вчера, еще с вечера повалил так густо, что земля и небо сделались одинаково серыми, и утром все окрест было белым-бело. Земля казалась обновленной и посветлевшей (отрывок из повести В.Ледков “Раненый рассвет” - ученик читает наизусть).
- Теперь посмотрим, какой вы нарисовали зиму своего края (рассматриваем выставку рисунков учащихся на стенде и обсуждаем).
- В тетрадях запишем ряд прилагательных, которые характеризуют нашу северную зиму (образец дать на доске: Зима снежная, морозная…).
После записи поделимся своими определениями зимы со всем классом- читают по очереди, добавляя только те, которые не прозвучали.
- Закончим наш урок знакомыми стихами А.С. Пушкина:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Эти строчки поднимают нам настроение, бодрят, зовут на улицу.
- Подводим итог нашего урока:
- Мы сегодня с вами увидели, что прилагательные придают нашей речи поэтическую окраску, выразительность, эмоциональность, точность, помогают более конкретно увидеть предмет. С ними речь наша становится образной, красивой. Значит, будем стараться больше прилагательных употреблять в своей речи.
- Мы сегодня пронаблюдали, что прилагательное в предложении может быть определением, сказуемым, а в поэтической речи – эпитетом.
Домашнее задание: разобрать морфологически 5 “зимних” прилагательных.