Литература
-
Литературно-историческая гостиная. Тема: "Музы вели в бой" 2009
Автор статьи формирует у учащихся чувства патриотизма, воспитывает любовь к Родине, к отечественной истории и литературе через обзор поэзии Великой Отечественной войны. Показывает, что поэзия соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; показывает огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа; пробуждает у обучающихся интерес к данному историческому периоду страны.
-
Интегрированный урок в 6-м классе. Тема: "Вот и пришла матушка-зима" 2009
Урок продолжает цикл тематических уроков, объединенных темой "Природа моего края" и предполагает через приобщение к природе воспитывать чувство любви к своей Родине, учит видеть прекрасное в обыденном, наблюдать красоту поэтического слова, закрепляет навык использования в речи прилагательных-определений и умение составлять словосочетания типа "сущ.+ прилаг.".
-
Разработка урока литературы. Тема: "Сатирическое изображение действительности в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 2009
Данный урок предполагает повторение жанров сатиры, анализ повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с целью выявления особенностей данного произведения, раннего творчества писателя, раскрытия картин действительности 20-х годов двадцатого столетия. Через анализ эпизодов повести совместно с учениками понять отношение автора к событиям в жизни России в начале века. Одноимённый фильм по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" режиссёра Владимира Бортко, эпизоды которого используются на уроке, поможет в достижении поставленных целей.
-
"Умники и умницы" по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" 2009
Урок-игру предлагается проводить после изучения пьесы "Ревизор". Игра помогает проверить знание учащимися текста произведения, понимания характеров персонажей. Игра формирует коммуникативные навыки, позволяет проявить свои личностные качества, способствует развитию воли, самообладания, концентрации внимания, собранности, формирует конкурентоспособную личность.
-
Литературная гостиная "Неизвестный Некрасов" 2009
Литературная гостиная «Неизвестный Некрасов» знакомит школьников с его лучшими произведениями, представляет поэта как человека глубоко верующего, через страдания нашедшего свой путь в Храм. Выразительное чтение, музыкальное исполнение романсов и песен, инсценировка фрагмента из поэмы «Русские женщины» - все это позволяет на школьной сцене провести яркое, эмоциональное, зрелищное мероприятие по творчеству Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы в 10-м классе.Тема: "Оставить по себе хоть крохотную сказку…" (по рассказу Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном") 2009
Представлена разработка урока литературы в 8-м классе по изучению рассказа Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном" с использованием кластера, синквэйна и тройного дневника. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Представлен план мероприятия, в котором подводятся итоги изучения детьми русских народных сказок.
-
Программа (проект) "Открытого урока чтения" в рамках Международного фестиваля "Библио Образ 2007" 2009
В целях развития у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера непосредственного восприятия ими художественного текста и в рамках международного фестиваля "Библио Образ 2007" в ГОУ СОШ № 258 был разработан, организован и проведён "Открытый урок чтения" для разных возрастных категорий обучающихся.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Своеобразие восприятия картины природы" 2009
Представленный урок является уроком внеклассного чтения. Направлен на развитие у учащихся навыка анализа пейзажных зарисовок, умения интерпретировать художественный текст.
-
Урок литературы в 11-м классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Цели урока: показать роль ершалаимских глав в структуре романа; расширить представления о нарисованных автором характерах; формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении; развивать интерес к творчеству М.Булгакова.
-
Урок русского языка. Знаменитые люди России: к 200-летию В.И. Даля 2009
Урок-игра, посвященный 200-летию В.И. Даля, на котором ученики обучаются комплексному анализу текста, тренируясь в разных видах разбора. Перед уроком проводится подготовительная работа: дети должны ознакомиться с биографией В.И. Даля, его деятельностью, поработать с четырёхтомным словарём, выписать понравившиеся пословицы, нарисовать иллюстрации к ним.
-
Люди праведные "глухой поры" (вводный урок литературы по рассказу Н.С. Лескова "Кадетский монастырь", 7-й класс) 2009
Представлен конспект вводного урока литературы в 7-м классе якутской школы по изучению рассказа Н.С. Лескова «Кадетский монастырь». Литература как вид искусства рассматривает своим объектом изображения саму жизнь. И в данном ракурсе изучение художественных произведений не может быть представлено без связи с историей.
-
Читательская конференция по повести К.Г. Паустовского "Золотая роза" 2009
Предложенная схема построения читательской конференции или ее отдельные элементы могут быть использованы учителями при проведении читательских конференций и уроков с обзорным изучением творчества отдельных писателей, знакомства с новым писателем, итоговых уроков по изучению монографической темы или по анализу художественного текста.
-
Урок литературы в 11-м классе "Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" 2009
Урок посвящён творчеству двух замечательных поэтов Серебряного века. Цель урока - формирование любви и уважения к литературе Серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К. Бальмонта. На уроке используются компьютерные презентации, в которых отражён богатый материал.
-
Урок литературы в 6-м классе по лирике А.С. Пушкина по теме "Природа в поэзии А.С. Пушкина («Бесы», «Зимняя дорога»)" 2009
"Природа в поэзии А.С. Пушкина. Зимний цикл ("Бесы", "Зимняя дорога")" - урок, который важен, потому что создание стихотворения "Бесы" связано с Нижегородской землей. Стихотворение "Зимняя дорога" имеет несколько музыкальных вариантов, что позволяет учителю решать проблему взаимодействия слова и музыки на уроке литературы.
-
По следам чеховских героев 2009
Основная цель – формирование умения выражать своё мнение убедительно и грамотно; умения мыслить, доказывать свою точку зрения; формирование речевой компетенции, которая предполагает овладение богатством языка, расширение словарного запаса учащихся. Необходимо находить детали и понимать их роль в тексте, без чего понимание творчества А.П. Чехова невозможно. Занятие проводится для студентов 1-го курса, изучающих дисциплину «Литература».
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по теме "Алые паруса мечты" 2009
Цели урока: дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода; учить выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы); развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
-
Подготовка к сочинению-самоинтервью по лирике М.Цветаевой 2009
Сочинение в жанре самоинтервью имеет большое значение в воспитании самостоятельности учащихся, в развитии их творческого воображения и мышления, устной и письменной речи, предполагает чёткий отбор жизненный фактов, которые дают возможность составить и высказать собственное мнение, выразить свои чувства и настроения. Материал — экскурсии, посещения музеев, внеклассное чтение, встречи с людьми разных профессий, беседы на этические и эстетические темы.
-
Поиски оптимальных условий обучения девятиклассников при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
В статье представлен опыт групповой формы организации учебно-познавательной деятельности девятиклассников с вниманием к содержательной стороне урока для более успешного решения образовательных задач при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
-
Доля женщины в случайном семействе (По произведениям Ф.М. Достоевского) 2009
В работе поднята тема судьбы женщины в творчестве Ф.М. Достоевского.
-
Урок внеклассного чтения после изучения темы "Сказки Андерсена". Тема: "Путешествие к Андерсену" 2009
Данный урок по форме является нестандартным. Его можно использовать как заключительный или как урок внеклассного чтения после изучения темы "Сказки Андерсена". В структуре урока присутствуют элементы игры, творчества, соревнования.
-
Литературно-музыкальная композиция "Опять я с вами, о юные друзья!" 2009
Идея этой работы заключается в том, чтобы ученики научились видеть своеобразие мира поэта в сопоставлении с другими образными системами. В ходе изучения биографии поэта ученики готовятся к восприятию его произведений, приучаются к медленному, вдумчивому чтению, переживанию прочитанного. В подготовительный период ребята сами выбирают интересный материал из биографии поэта.
-
Элективный курс предпрофильной подготовки "Ямб или хорей" 2009
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-го класса. Она может помочь одарённым школьникам углубить свои знаний, подготовиться к сдаче ЕГЭ по литературе, к участию в олимпиадах и творческих конкурсах.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Лев и мышь" 2009
Разработка урока внеклассного чтения в коррекционном классе. Материалы могут быть использованы для занятий с детьми, обучающимися по программе VIII вида, но в общеобразовательных классах.
-
Урок литературы в 6-м классе "Зимние мотивы в поэзии А.С.Пушкина" 2009
Урок проводится с применением ИКТ. Использование компьютерной презентации позволяет раскрыть тему «Зима в живописи», увидеть картины И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Б.Щербакова, услышать актерское исполнение стихотворений А.С. Пушкина, проиллюстрировать картинами русских художников стихотворения А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 11-м классе "Душа и колючая проволока" (отражение лагерной темы в произведениях А.И. Солженицина и В.Т. Шаламова) 2009
Урок-обобщение по творчеству А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова в форме бинарной лекции; кроме программных произведений обсуждаются самостоятельно прочитанные главы из «Архипелага ГУЛАГа», повести «Раковый корпус», романа «В круге первом». Урок сочетает комплексное самостоятельное применение знаний в новых условиях, их обобщение и систематизацию, осмысление исторических и литературных процессов и явлений. Этим обусловлен его проблемный характер.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Драгунского "Девочка на шаре" "Счастье – это когда тебя понимают" (тема взросления в рассказе В.Драгунского) 2009
Постижение нравственных категорий через раскрытие художественных образов, через решение этических и эстетических проблем – вот круг вопросов, которые рассматриваются на уроках внеклассного чтения. Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказам В.Драгунского. Он показывает, как происходит активизация познавательной деятельности и нравственное прозрение учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 5-м классе по теме "Герои детских книг, или Путешествие в страну Литературию" 2009
Данный урок проводился как обобщающий по внеклассному чтению в 5-м классе. Форма - путешествие. Идея интегрировать его с английским языком состоит в том, что учащиеся могут не только пересказать прочитанные произведения, но и проявить свои умения строить элементарные высказывания на английском языке, а также понимать иностранную речь.
-
Урок-КВН в 5–6-м классе по теме "Родная природа в произведениях УНТ, в изображении русских поэтов, художников, композиторов" 2009
Урок способствует развитию умений выразительно читать стихотворения, составлять связный текст (сочинение-рассуждение "Осень (зима, весна, лето) – наше любимое время года"; сочинение-описание картины; сочинение-миниатюра по музыкальному произведению (отрывку)); сочинять четверостишия по заданным рифмам; работать со справочниками, книгами, сборниками, в интернете.
-
Урок литературы в 8-м классе по программе А.Г. Кутузова "Моя Мадонна. Сонеты Франческо Петрарки" 2009
"...Моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец...". Чарующая музыка этих строк пленила меня еще в юности. Но и тогда я почувствовала в пушкинском сонете какую-то недосказанность. Я хотела увидеть, представляла и не могла представить Мадонну. Я искала чистейший образец прелести в картинах мастеров Возрождения, в стихах, в музыке, в названиях, в строгих образах православных храмов...