Литература
-
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать…" (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс 2009
Главная цель урока: воспитание уважительного отношения к людям, понимание того, что поведение человека не должно зависеть от ситуации, иначе случайность может стать причиной серьезных неприятностей в жизни, исправить которые не всегда возможно. В качестве иллюстративного материала можно использовать презентацию к уроку. В качестве раздаточного материала предлагаются таблицы, карточки с текстом для анализа произведения.
-
Урок внеклассного чтения по повести М.Ю. Лермонтова "Штосс" "Тайны души художника Лугина" 2009
Неоконченную повесть М.Ю. Лермонтова «Штосс» можно использовать на уроках внеклассного чтения до или после изучения романа «Герой нашего времени». Учащиеся говорят об одиночестве художника Лугина, не сумевшего реализовать свои творческие возможности, не нашедшего ни любви, ни счастья. Причины душевной пустоты героя повести оказываются понятны и близки подросткам ХХI века.
-
Методическая разработка проекта для учащихся 6-го класса "Старинные меры в паремиологии" 2009
Проект был реализован авторами с учащимися 6-го класса. Работа может служить примером применения проектной технологии. Коллективом учащихся создана электронная выставка «Старинные русские меры в жемчужинах речевого творчества». Всего найдено и объяснено 42 пословицы и поговорки. Данная работа актуальна уже потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов. В результате работы дети пришли к выводу, что пословицы потому и живут столетиями в народной речи, что в разных меняющихся жизненных условиях всякий раз обретают новый смысл, применяются по сходству ко всё новым и новым людям, событиям, делам.
-
История создания комедии "Ревизор". Знакомство с комедией 2009
Цели урока: ознакомить учащихся с историей создания комедии; закрепить знания о драматическом роде литературы; объяснить природу гоголевского смеха; воспитывать интерес к произведениям писателя; развивать навыки создания презентации; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
-
Урок литературы в 10-м классе с использованием ЦОР по теме "Воздух эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2009
На уроке развиваются навыки аналитического чтения, используются новые экспериментальные методики проверки знаний учащихся.
-
Литературно-экологический журнал "Приведем планету Земля в порядок" 2009
Для человека природа - среда жизни и источник существования. Человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду. Вносимые человеком изменения в природу превратились в угрозу. Сегодня человечество озабочено исправлением своих ошибок. Это единственно правильный путь, чтобы обеспечить дальнейшее существование людей на Земле. Поэтому будущее общество должно быть обществом экологически грамотных людей. Экологическое образование начинается в школе, поэтому наше мероприятие - призыв к человечеству.
-
Урок-конференция по произведению Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2009
В статье представлены два урока по произведению Экзюпери «Маленький принц». Цель уроков: познакомить учеников с биографией и личностью французского писателя и лётчика, с его произведением «Маленький принц», которое открывает своим содержанием глубокий нравственный мир человека, его мужество, готовность переносить любые трудности не во имя корысти, а во имя высокой цели «быть в ответе за всё».
-
"Зависть свет в нас убивает". Нравственное падение человека в трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" (9-й класс) 2009
Урок литературы в 9-м классе является интегрированным (литература, живопись, театр, музыка, ИКТ). На уроке учащиеся работают в опорных конспектах, что позволяет значительно сэкономить время. Особенностью урока является анализ трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в контексте иных временных эпох. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, где можно найти ссылки на Интернет-ресурсы по теме (виртуальные музеи Моцарта и Сальери, музыкальные коллекции, текстовый материал и т.д.).
-
Нетрадиционный анализ стихотворения как способ познания поэтического мира О.Мандельштама на примере стихотворения "Ветер нам утешенье принес…" 2009
О.Э. Мандельштам – один из самых сложных поэтов ХХ века. Анализ данного стихотворения проводится с целью углубления в творчество данного поэта.
-
Внеклассное занятие по литературе (творческая мастерская) на тему "Радужный мир детства" 2009
Погружаясь в мир детства, ребёнок осознаёт неразрывную связь с родными ему людьми. Каждый ребёнок может самореализоваться в разных видах творческой деятельности. Это и подразумевает работа юных художников и юных поэтов.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе. Тема: "Правда Антипыча" (по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2009
Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Бесценных слов мот и транжир…" В.В. Маяковский. Ранняя лирика 2009
Вводные занятия очень важны, так как они раскрывают личность писателя, вводят учащихся в мир его произведений. Используя мультимедийные средства как иллюстрации особенностей литературного процесса или основных языковедческих понятий, легко добиться позитивных результатов в обучении, расширить объем учебной информации, улучшить организацию урока, повысить интерес учащихся к изучению предмета.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Стихотворения о родной природе" 2009
Интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства в 7-м классе.
-
"Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря" (ранняя лирика В. Маяковского) 2009
На уроке, посвященном ранней лирике В. Маяковского, мы попробуем понять, что за поэт Владимир Маяковский, почему у одних его поэзия вызывает глухое раздражение и активное неприятие, у других - неиссякаемый со временем интерес и желание снова и снова перечитывать его стихи. В результате внимательного чтения и анализа стихов Маяковского мы увидим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были характерны для русских писателей и поэтов.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка и риторики в 7-м классе по теме "Тарас Бульба - выразитель взгядов и патриотических чувств запорожских казаков" 2009
Данный урок рассчитан на учащихся 7-х классов, изучающих наряду с русским языком и литературой риторику по программе Т. Ладыженской. В 7-м классе на уроках русского языка (по программе М. Разумовской) ученики знакомятся с публицистическим стилем. Так возникла идея провести интегрированный урок риторики, русского языка и литературы по повести Гоголя, в центре которого анализ речи Тараса Бульбы о товариществе.
-
Проект урока в системе. М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Первый урок в системе – установка на чтение. Знакомство с историческим материалом, важным для понимания идейного содержания и образов «Песни…». Заключительный урок посвящен фольклорным традициям, на котором ученики придут к выводу, что М.Ю. Лермонтов не подражал устной народной поэзии, а проникся ее духом и, опираясь на ее особенности, создал своеобразное, оригинальное произведение.
-
Урок по литературе в 12-м классе вечерней школы. Тема: "Различные литературные течения конца XIX — начала ХХ в. — акмеизм, футуризм, символизм, модернизм, декадентство" 2009
Цели урока: дать понятие слов-терминов: акмеизм, футуризм, символизм, модернизм, декадентство; сформировать представление о сложных явлениях в литературе прошлого века; воспитать толерантное отношение к творчеству поэтов начала века, создавших новую концепцию мира и человека в этом мире.
-
Интегрированный урок в 11-м классе "Математика и поэзия" 2009
Цели урока: изучение творческого наследия Велимира Хлебникова и Софьи Ковалевской. Развитие внимания к эстетическим ценностям, изучаемым в математике и литературе, выявление в них общечеловеческих, гуманных начал. Воспитывать любознательность, чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к художественному слову.
-
Творчество А.Жида в рамках курса истории зарубежной литературы. К 140-летию со дня рождения писателя 2009
Творчество одного из самых крупных писателей в истории французской литературы, лауреата Нобелевской премии Андре Жида (1869–1951) в силу ряда причин было вычеркнуто и забыто в России на долгие десятилетия. Его произведения, пронизанные нравственными исканиями и наполненные автобиографическими мотивами, являются ярким свидетельством таланта и гуманизма писателя.
-
Интегрированный урок-исследование по русской литературе с использованием компьютерной технологии в 9-м классе. Тема: "И звезда с звездою говорит…" 2009
Цель урока – познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова, М.А. Врубеля и А.Г. Рубинштейна. Организуется работа в трех группах: «литературоведы», «художники», «музыковеды». На уроке группы защищают свои исследования, затем организуется общее обсуждение.
-
Урок-концерт "Мой Есенин" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великого русского поэта Серебряного века С.А. Есенина. Учатся чувствовать в его стихах всепроникающий лиризм, специфику поэзии Есенина, правильно понимать лирический текст; видеть цельный художественный образ, выявлять народно-поэтические истоки есенинской поэзии, песенную основу его поэтики, исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
-
Литературный вечер "Сопричастный всему живому". Внеклассное мероприятие по литературе 2009
Литературный вечер посвящён жизни и творчеству В.П. Астафьева. Каждый человек достоин любви и уважения. Способность сопереживать, сочувствовать, понимать дана не каждому, но именно это помогает выжить в мире, порой жестоком и равнодушном. Очень важно не пройти мимо того, кому нужна помощь, быть "сопричастным всему живому на земле", каким был В.П. Астафьев.
-
Интегрированный урок по литературе "Страницы жизни Льва Николаевича Толстого" 2009
Три творческие группы учащихся, получившие опережающие задания, раскрывают своеобразие характера писателя. Толстой предстает перед нами как свидетель важных исторических событий, как грандиозная личность, оказавшая влияние на современников, как одаренный и разносторонне развитый человек.
-
Интегрированный урок по географии и литературе на тему "Описание погодных явлений в творчестве А.С. Пушкина" 2009
В данной работе я попытался разобрать стихотворения А.С. Пушкина, в которых доступным и красочным языком описаны и времена года, и различные типы погоды, которые изучаются в курсе географии 6–7 классов.
-
Урок по литературе "Образ черного человека в поэме С.Есенина" 2009
Урок по литературе формирует у учащихся осознанные навыки работы с текстом, развивает умение свободно аргументировать свои мысли, анализирует один из самых загадочных образов в русской литературе на основе сопоставительного анализа стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание» и поэмы «Моцарт и Сальери», вызывает сочувствие к трагической судьбе поэта С. Есенина.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях курса по выбору "Жизнь моя - Россия". (Творчество В.Шукшина в контексте русской культуры) 2009
В 2009 году исполнится 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М. Шукшина. Курс по выбору предусматривает углубленное изучение предмета, основанное на сопоставительном анализе произведений В.М. Шукшина и произведений других авторов; экранизаций его рассказов и повестей; виртуальном посещении музея писателя и экскурсии в с. Сростки.
-
Внеклассное мероприятие "Святочные посиделки под старый Новый год" 2009
Мероприятие помогает поддерживать интерес учащихся к изучению русского и местного фольклора, формирует положительное отношение к народным обычаям и традициям, позволяет развивать речь и общую эрудицию учащихся.
-
Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4-м классе "Тема дружбы. Выразительные и изобразительные интонации". С. Козлов "Если меня совсем нет" 2009
Урок учит анализировать текст, рассуждать, мыслить, а также позволяет закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации. Формирует нравственные качества, чувства ответственности, долга. Все этапы урока взаимосвязаны, чередование материала по чтению и музыке позволяет снимать напряжение у детей, активизировать эмоциональную и умственную активность.
-
Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания" 2009
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
-
Методические разработки к урокам в 10-м классе по теме "Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева" 2009
Данный материал представляет собой методические разработки к урокам по творчеству Ф.И. Тютчева: информация для вступительного слова учителя, иллюстративный материал в виде презентации, вопросы для практической работы по анализу художественно-выразительных средств в лирике Тютчева, образцы конкретных методик анализа лирического стихотворения: стиховедческого анализа и целостного анализа с опорой на картограмму.