Цели урока:
- ввести учащихся в художественный мир амурского автора В.Русскова, познакомить с рассказом, одноименной песней;
- воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности;
- воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждать их воображение через восприятие художественных и музыкальных образов.
I. Актуализация знаний учащихся. Эмоциональный настрой ребят.
Звучит песня «Среди долины ровныя…»
Учитель музыки: Наш мир расцвечен красками, звуками, в нем звучит великое русское слово, великая русская песня. (Слайды 1-6)
Учитель литературы: Ребята! Сегодня мы обратимся к одноименному рассказу нашего земляка Владимира Александровича Руссова. (Слайд 7) Лейтмотивом нашего урока будут слова: «Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей…»
(Слайд 8)
II. Творческое задание.
Учитель литературы: По опорным словам восстановите сюжет произведения.
Дуб – Миша – камертон – Петушок – шевиотовый пиджак – Варвара – чудоковатый старик – Никон Кривой – обелиск – Саша Сорокин – Солодовы – орден. (Слайд 9)
III. Развитие ассоциативного мышления.
Учитель литературы: Ребята, работая над произведением, мы прибегнем к содержательному анализу, чтобы получить не только эстетическое наслаждение, но и оценить позицию автора, выразить собственную точку зрения. Прошу вас придерживаться схемы, которая, надеюсь, будет помогать нам в работе. (Слайд 10)
Вспомните, пожалуйста, какие могут быть ассоциации? (Слайд 11)
IV. Анализ художественного текста. Работа над словом.
Учитель музыки: «Среди долины ровныя…» (Слайд 12)
Ребята! Объясните смысл названия песни и рассказа. (Ответы учащихся).
Да, произведения потрясают простотой и печалью. Они ясны и величественны во всем – в понимании трагедийности жизни, в стойкости, с какой герой, подобный одинокому могучему дубу переносит все тяготы жизни…
Учитель литературы: Как строится повествование? (Ответы учащихся).
- (нарушена традиционная композиция;
- кульминация - открытие обелиска;
- тайны сюжета раскрываются в конце рассказа).
Учитель музыки: Какие на ваш взгляд три символа составляют основу композиции?
(Предположения учащихся).
Мы посчитали, что эти три символа: песня, камертон и обелиск. (Слайд 13)
Песня несколько раз звучит в рассказе. Она символизирует истинно русскую душу, силу духа, жизнестойкость нас, дальневосточников.
Камертон – инструмент, издающий звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов. Миша – это тот самый камертон, который настраивает на чистоту помыслов, на хорошие поступки своих односельчан.
Обелиск – символ памяти, благодарности потомков всем, кто не вернулся из боя.
V. Художественные приемы создания образа.
Учитель литературы: Система образов строится вокруг одного персонажа. Кто это? (Миша Камертон) Давайте вычленим те художественные приемы, которые создают этот образ. (Слайд 14)
портрет | обращение к тексту |
пейзаж |
устное словесное рисование |
речевая характеристика героя |
исследование текста |
интерьер |
сравнение, нахождение соответствий |
взаимоотношение с односельчанами |
«яркое пятно» |
Звучит песня «Среди долины ровныя…»
Подведение итогов урока. Заключительное слово учителей.