Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "В.Руссков. "Среди долины ровныя…"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • ввести  учащихся в художественный мир амурского автора В.Русскова, познакомить с рассказом, одноименной песней;
  • воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности;
  • воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждать их воображение через восприятие художественных и музыкальных образов.

 
I. Актуализация знаний учащихся. Эмоциональный настрой ребят.     

Звучит песня «Среди долины ровныя…»

Учитель музыки: Наш мир расцвечен красками, звуками, в нем звучит великое русское слово, великая русская песня. (Слайды 1-6)

Учитель литературы: Ребята! Сегодня мы обратимся к одноименному рассказу нашего земляка Владимира Александровича Руссова. (Слайд 7) Лейтмотивом нашего урока будут слова: «Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей…»

(Слайд 8)
 
II. Творческое задание.

Учитель литературы:  По опорным словам восстановите сюжет произведения.

Дуб – Миша – камертон – Петушок – шевиотовый пиджак – Варвара – чудоковатый старик – Никон Кривой – обелиск – Саша Сорокин – Солодовы – орден. (Слайд 9)

III. Развитие ассоциативного мышления.

Учитель литературы: Ребята, работая над произведением, мы прибегнем к содержательному анализу, чтобы получить не только эстетическое наслаждение, но и оценить позицию автора, выразить собственную точку зрения. Прошу вас придерживаться схемы, которая, надеюсь, будет помогать нам в работе. (Слайд 10)

Вспомните, пожалуйста, какие могут быть ассоциации? (Слайд 11)

IV. Анализ художественного текста. Работа над словом.

Учитель музыки:  «Среди долины ровныя…»  (Слайд 12)

Ребята! Объясните смысл названия песни и рассказа. (Ответы учащихся).

Да, произведения потрясают простотой и печалью. Они ясны и величественны во всем – в понимании трагедийности жизни, в стойкости, с какой герой, подобный одинокому могучему дубу переносит все тяготы жизни…

Учитель литературы: Как строится повествование? (Ответы учащихся).

  • (нарушена традиционная композиция;
  • кульминация - открытие обелиска;
  • тайны сюжета раскрываются в конце рассказа).

Учитель музыки: Какие на ваш взгляд три символа составляют основу композиции?

(Предположения учащихся).

Мы посчитали, что эти три символа: песня, камертон и обелиск. (Слайд 13)

Песня несколько раз звучит в рассказе. Она символизирует истинно русскую душу, силу духа, жизнестойкость нас,  дальневосточников.

Камертон – инструмент, издающий звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов. Миша – это тот самый камертон, который настраивает на чистоту помыслов, на хорошие поступки своих односельчан.

Обелиск – символ памяти, благодарности потомков всем, кто не вернулся из боя.

V. Художественные приемы создания образа.

Учитель литературы: Система образов строится вокруг одного персонажа. Кто это? (Миша Камертон) Давайте вычленим те художественные приемы, которые создают этот образ. (Слайд 14)

портрет

обращение к тексту

пейзаж

устное словесное рисование

речевая характеристика героя
(слайд 15)

исследование текста

интерьер

сравнение, нахождение соответствий

взаимоотношение с односельчанами
(слайд 16)

«яркое пятно»

Звучит песня «Среди долины ровныя…»

Подведение итогов урока. Заключительное слово учителей.