Интегрированный урок (истории + литература) по теме "Человек и история в поэме А.С.Пушкина "Полтава"

Разделы: Литература


К уроку учащиеся получили задание повторить ход Северной войны, прочитать поэму «Полтава» А. С. Пушкина и статью Т. А. Алпатовой «Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Полтава» («Литература в школе» №5,2006).

Цель: путем анализа художественного текста, статьи и исторических источников определить отношение к Петру как к исторической личности и художественному образу; через восприятие образа ПетраI прийти к осознанию идеи поэмы «Полтава»; дать оценку петровской эпохе.

Задачи: формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением, научить различать исторический источник и авторские тексты, развивать логическое мышление; прививать интерес к изучению истории и литературы.

Оборудование: портреты А. С. Пушкина и ПетраI, иллюстрации к поэме «Полтава» В. А. Серова, тексты поэмы «Полтава», учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. Конец ХVI –ХVIII век».

Ход урока

Учитель истории. Как вы знаете, первый этап Северной войны для Северного союза (Россия, Дания, Саксония) принес сплошные неудачи. Вспомните основные события Северной войны и выполните задание «Верные и неверные утверждения». (На парте перед каждой группой эти утверждения имеются).

  1. Северная война началась 8 августа 1700г. Швеция объявила войну России. (неверно),(8 августа 1700г Петр получает известие о заключении мира с Турцией и на следующий день объявляет войну Швеции)
  2. Основной причиной начала Северной войны для России – борьба за выход к Балтийскому морю. (верно)
  3. Первое поражение в ходе Северной войны русские понесли под Нарвой. (верно)
  4. Нарва взята была русскими летом 1704 года и в этом же году Россия подписала с Речью Посполитой союзный договор: стороны обязались вести войну со Швецией, не заключать с ней сепаратного мира. (верно)
  5. Генеральное сражение, Полтавская битва, началась 28 сентября 1708 года (неверно), ( это дата сражения у деревни Лесной).
  6. 27 июня 1709 года войскам был зачитан приказ Карла ХII: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за своего короля, но за государство, Карлу врученное, за род свой, за Отечество» (неверно), ( Эту речь произнес ПетрI. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество».
  7. Карл вместе с Мазепой, гетманом Украины, бежал в Турцию (верно)
  8. КарлХII, находившийся в Турции, сумел убедить султана в необходимости совместного выступления против ослабленной войной России. (верно)
  9. В морских сражениях (у мыса Гангут и о. Гренгам) русский флот был разгромлен шведскими эскадрами. (неверно), ( 27 июля 1714г русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. 27 июля 1720г у острова Гренгам русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом)
  10. В 1721г в Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии (верно)

Учитель истории. Какие вопросы возникли у вас в ходе обсуждения этих утверждений? Запишите их на листочках и после окончания урока, если не прозвучит ответ на них на уроке, приклейте их на дверях. (Прием «Автобусная остановка»).

Учитель литературы. Вы повторили ход Северной войны. В ходе повторения прозвучали имена исторических деятелей. На партах у вас отрывки из поэмы «Полтава» и исторических документов. Определите, о ком идет речь. Работаем в группах.

  1. «Готово все: в переговорах
    Со мною оба короля;
    И скоро в смутах, в бранных спорах,
    Быть может, трон воздвигну я…» (Мазепа И.)
  2. «…очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волненья появлялись безобразившие его судороги…» (ПетрI)
  3. Он мальчик бойкий и отважный;
    Два-три сраженья разыграть,
    Конечно, может он с успехом,
    К врагу на ужин прискакать,
    Ответствовать на бомбу с мехом,
    Не хуже русского стрелка
    Прокрасться в ночь ко вражью стану…» (КарлХII)
  4. Его глаза
    Сияют. Лик его ужасен
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь как Божия гроза. (ПетрI)
  5. И перед синими рядами
    Своих воинственных дружин,
    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, … явился.
    Вожди героя шли за ним.
    Он в думу тихо погрузился. (КарлХII)
  6. «…Петру я послан в наказанье;
    Я терн в листах его венца:
    Он дал бы грады родовые
  7. И жизни лучшие часы,
    Чтоб снова, как во дни былые,
    Держать… за усы…» (Мазепа)
  8. Историк Г. А. Леер в описании генерального сражения дал характеристики русскому царю и шведскому королю, определите, о ком были сказаны слова: «Какая бесконечная разница в распоряжениях обоих полководцев, у одного строгий расчет, гармоничное сочетание решительности с осторожностью; у другого игра, самая отважная игра – все представлено на авось, все поставлено на карту»
  9. «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость…» Кому дал А. С. Пушкин такую характеристику? (Мазепа)

Учитель литературы. Сейчас в группах распределите между собой номера. Каждый номер получит свое задание. Первые номера составляют свою группу, вторые – свою, и т. д. Работаем с текстом Т. А. Алпатовой «Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Полтава». Первые номера расскажут историю написания поэмы, вторые – познакомят с особенностью жанра, третьи – с композиционным построением поэмы, четвертые – авторское отношение к героям, пятая группа – о художественном своеобразии. При рассказе опирайтесь на текст «Полтавы». После того, как будете готовы, рассаживаемся по своим местам, и каждый номер своей группе представит свою презентацию по заданию. Представитель каждой группы представит свое выступление перед всем классом. (Прием «Зигзаг»)

Учитель истории. Подведем итог вашим выступлениям. На первом этапе нашего урока у вас возникли некоторые вопросы. В ходе урока прозвучали ответы на ваши вопросы? Если ответы не прозвучали, приклейте, пожалуйста, их на дверях при выходе. Следующий урок мы начнем с ответа на ваши вопросы.

Период правления Петра Великого в истории называют «петровской эпохой». Реформы, проведенные ПетромI, имели большое значение для страны. Они укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих держав. Создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны, помогло решению важнейших внешнеполитических задач.

Учитель литературы. Работая над текстом поэмы А. С. Пушкина «Полтава» и статьи Т. А. Алпатовой «Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы приходим к выводу, что история складывается из поступков отдельных лиц, человек ответственен за свои поступки перед всем человечеством. «Для поэта важна истина, что великие исторические потрясения являются неизбежным испытанием нравственных сил человека, и потому сама история решает, кто достоин забвения, а кто посмертной славы».

Домашнее задание: напишите эссе на тему сегодняшнего урока, исследовательскую работу по образу Мазепы (двое).

Приложение