Цели урока:
- Познакомить уч-ся с биографией В.П.Астафьева;
- Показать нравственные идеалы писателя;
- Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании “Царь-рыба”;
- Проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
II. Слово учителя.
- Тема нашего урока “Человек и природа” (по повествованию в рассказах В.П.Астафьева “Царь-рыба”). Мы сегодня будем говорить не только об авторе, о проблемах, затронутых в произведении, но и постараемся рассмотреть современные экологические проблемы, о которых упоминает сам В.П.Астафьев. Мне кажется, что тема урока актуальна, не оставляет равнодушными ни читателей, ни просто обычных людей, живущих в нашем обществе. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Халдора Шепли:
“Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет…”
Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без встреч и расставаний, без чувств, без радостей и печали, мне думается, не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности- и на его произведения. Пожалуй, В.П.Астафьев-один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.
Сам Астафьев в одной из своих работ писал: “…ни себе, ни читателям не могу толком ответить на простецкий, почти обыденный вопрос: “Как Вы стали писателем?”Все-таки склоняюсь к мысли, что писателями рождаются”.
Те, кому довелось бывать в Сибири (или посчастливится это сделать в будущем), наверное, согласятся, что великая эта земля способна рождать на свет таланты особой мощи.
III. Сообщение учащегося о биографии В.П.Астафьева.
IV. Слово учителя литературы.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о повествовании в рассказах В.П.Астафьева “Царь-рыба”. Сам писатель говорил, что книга “Царь-рыба” давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье, и потому ли, по иной причине автором нелюбима. Невероятно, но именно это его произведение вспоминается читателям в первую очередь.
Слово учителя экологии.
- Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести “кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.
Слово учителя литературы.
- В одном произведении он сумел показать людей, знающих и ценящих природу вокруг себя, умеющих мирно уживаться с ней и брать от нее только самое необходимое, и благодарить за это стократ. Но в нем же он вывел на контрасте тех, кто губит природу, фигуры браконьеров, жирующих за счет всего живого, небрежно, даже по-хамски, обращающихся с рекой и водящейся в ней рыбой. Отсюда же и их отношение к людям, собственным женам и детям.
На сегодняшнем уроке остановимся подробно на 2-ух рассказах этого повествования: “Бойе” и “Царь-рыба”.
V. Анализ главы “Бойе”.
- Давайте вспомним краткое содержание этой
главы (кто герои данного рассказа, о каких
событиях повествует автор).
- Подробнее остановимся на эпизоде “Охота в
тундре”.
Вопросы.
- Какова была главная цель этой поездки?
- Почему неудачной оказалась охота?
- Как ведут себя охотники во время зимовки?
- Каким образом окружающая природа предупреждает их об опасности?
- Каков финал этой истории?
VI. Слово учителя экологии.
- В.П.Астафьев достаточно эмоционально, ярко с точки зрения художественного произведения изобразил сцену охоты в тундре. Как вы думаете, каким образом такое грубое вмешательство человека (браконьерство) влияет на окружающую природу?
(Учащиеся выступают с докладом по теме “Песцовый промысел”.)
VII. Слово учителя литературы.
- Многочисленны образы браконьеров, губящих все живое.Обратимся еще к одному рассказу, который и дал непосредственно название всему повествованию в целом- “Царь-рыба”.
VIII. Анализ главы “Царь-рыба”.
- Краткий пересказ содержания главы.
- Подробный анализ эпизода “Игнатьич в плену у рыбы”.
Вопросы.
- Как чушанцы относились к Игнатьичу?
- Какие чувства испытывает Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыбина?
- Каким образом “реки царь и всей природы царь” оказались “на одной ловушке”?
- “Какой облик” Игнатьича “вылупается” в схватке с царь-рыбой?
- Каков финал этого поединка?
IX. Слово учителя экологии.
Со времён Ивана Грозного рыбы осетровых пород, наряду с сибирской пушниной и льняным волокном, составляли национальное достояние Руси. Ограничение на вылов Царь-рыбы существовало всегда.
Осетр и его многочисленные сородичи постепенно превращались в маниакально преследуемых человеком реликтов эпохи динозавров. Одним из определяющих фактов, влияющих на снижение численности осетровых рыб, является их нелегальное изъятие.
Точно установить объемы незаконного вылова, таким образом, очень сложно; эксперты считают возможным предположить, что в реке Волге браконьерами незаконно изымается количество осетровых как минимум равное квоте установленной для легального коммерческого использования.
(Выступление учащихся с докладом о сокращении численности популяции осетровых в настоящее время).
X. Заключение.
- Сегодня на уроке мы поговорили только о двух рассказах из всего повествования В.П.Астафьева “Царь-рыба”, но и эта малая часть произведения заставляет задуматься о тех экологических проблемах, которые существуют и в современном мире. Прошло более 20 лет с момента написания произведения, но, к сожалению, борьба “царя природы” (человека) с природой, его породившей, длится и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. “Но нет ответа на вопрос: где этому конец?”
ПЛАЧ ПО ЕНИСЕЮ
Веки вечные смотреть
И в века не насмотреться.
Мне эту боль и красоту унесть
Туда, где сном во сне всему остановиться.
Мне веки вечные болеть
Своей землей, своей нетленною кручиной
О том, что без любви моей унять
Не в силах пагубу, насильство и погибель.
А Енисей как будто бы уснул
Меж рыжих скал и хламных берегов.
Усталой клячею за поворот тащится
Меж грязных островов и отмелей сиротских.
Великая река! Что сделано с тобой?
Ты чем-то провинилась перед нами?
Иль полусонная, нам вечный сон несешь,
А мы не видим и не понимаем,
Как вечный нам покой ты предрекаешь.
О, кто тебя не знал, мятежной силушки твоей не ведал,
Тому и не понять пророчество твое,
И тихая твоя молитва в час ночной,
Покоем вечным землю усыпляя,
О гибели земной доносит небесам
И звездам, что дрожащею каплей глубь пронзают
И оседают светлою слезой на дно, покрытое зеленой слизью.
И веки вечные пройдут,
И некому, и нечего смотреть в немом окаменелом ложе,
Речной могиле, где мы жизнь похоронили.
XI. Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение по теме “Нравственные проблемы в произведениях современных писателей (“Обмен”, “Далекое прощание” Ю.Трифонова, “Пожар” В.Распутина, “Царь-рыба” В.Астафьева).