Интегрированный урок (литература + экология) по теме "Человек и природа" по повествованию. в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба"

Разделы: Литература, Экология


Цели урока:

  • Познакомить уч-ся с биографией В.П.Астафьева;
  • Показать нравственные идеалы писателя;
  • Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании “Царь-рыба”;
  • Проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

II. Слово учителя.

- Тема нашего урока “Человек и природа” (по повествованию в рассказах В.П.Астафьева “Царь-рыба”). Мы сегодня будем говорить не только об авторе, о проблемах, затронутых в произведении, но и постараемся рассмотреть современные экологические проблемы, о которых упоминает сам В.П.Астафьев. Мне кажется, что тема урока актуальна, не оставляет равнодушными ни читателей, ни просто обычных людей, живущих в нашем обществе. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Халдора Шепли:

“Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет…”

Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без встреч и расставаний, без чувств, без радостей и печали, мне думается, не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности- и на его произведения. Пожалуй, В.П.Астафьев-один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.

Сам Астафьев в одной из своих работ писал: “…ни себе, ни читателям не могу толком ответить на простецкий, почти обыденный вопрос: “Как Вы стали писателем?”Все-таки склоняюсь к мысли, что писателями рождаются”.

Те, кому довелось бывать в Сибири (или посчастливится это сделать в будущем), наверное, согласятся, что великая эта земля способна рождать на свет таланты особой мощи.

III. Сообщение учащегося о биографии В.П.Астафьева.

IV. Слово учителя литературы.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о повествовании в рассказах В.П.Астафьева “Царь-рыба”. Сам писатель говорил, что книга “Царь-рыба” давалась ему так тяжело, что подорвала его здоровье, и потому ли, по иной причине автором нелюбима. Невероятно, но именно это его произведение вспоминается читателям в первую очередь.

Слово учителя экологии.

- Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести “кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.

Слово учителя литературы.

- В одном произведении он сумел показать людей, знающих и ценящих природу вокруг себя, умеющих мирно уживаться с ней и брать от нее только самое необходимое, и благодарить за это стократ. Но в нем же он вывел на контрасте тех, кто губит природу, фигуры браконьеров, жирующих за счет всего живого, небрежно, даже по-хамски, обращающихся с рекой и водящейся в ней рыбой. Отсюда же и их отношение к людям, собственным женам и детям.

На сегодняшнем уроке остановимся подробно на 2-ух рассказах этого повествования: “Бойе” и “Царь-рыба”.

V. Анализ главы “Бойе”.

- Давайте вспомним краткое содержание этой главы (кто герои данного рассказа, о каких событиях повествует автор).
- Подробнее остановимся на эпизоде “Охота в тундре”.

Вопросы.

  1. Какова была главная цель этой поездки?
  2. Почему неудачной оказалась охота?
  3. Как ведут себя охотники во время зимовки?
  4. Каким образом окружающая природа предупреждает их об опасности?
  5. Каков финал этой истории?

VI. Слово учителя экологии.

- В.П.Астафьев достаточно эмоционально, ярко с точки зрения художественного произведения изобразил сцену охоты в тундре. Как вы думаете, каким образом такое грубое вмешательство человека (браконьерство) влияет на окружающую природу?

(Учащиеся выступают с докладом по теме “Песцовый промысел”.)

VII. Слово учителя литературы.

- Многочисленны образы браконьеров, губящих все живое.Обратимся еще к одному рассказу, который и дал непосредственно название всему повествованию в целом- “Царь-рыба”.

VIII. Анализ главы “Царь-рыба”.

  1. Краткий пересказ содержания главы.
  2. Подробный анализ эпизода “Игнатьич в плену у рыбы”.

Вопросы.

  1. Как чушанцы относились к Игнатьичу?
  2. Какие чувства испытывает Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыбина?
  3. Каким образом “реки царь и всей природы царь” оказались “на одной ловушке”?
  4. “Какой облик” Игнатьича “вылупается” в схватке с царь-рыбой?
  5. Каков финал этого поединка?

IX. Слово учителя экологии.

Со времён Ивана Грозного рыбы осетровых пород, наряду с сибирской пушниной и льняным волокном, составляли национальное достояние Руси. Ограничение на вылов Царь-рыбы существовало всегда.

Осетр и его многочисленные сородичи постепенно превращались в маниакально преследуемых человеком реликтов эпохи динозавров. Одним из определяющих фактов, влияющих на снижение численности осетровых рыб, является их нелегальное изъятие.

Точно установить объемы незаконного вылова, таким образом, очень сложно; эксперты считают возможным предположить, что в реке Волге браконьерами незаконно изымается количество осетровых как минимум равное квоте установленной для легального коммерческого использования.

(Выступление учащихся с докладом о сокращении численности популяции осетровых в настоящее время).

X. Заключение.

- Сегодня на уроке мы поговорили только о двух рассказах из всего повествования В.П.Астафьева “Царь-рыба”, но и эта малая часть произведения заставляет задуматься о тех экологических проблемах, которые существуют и в современном мире. Прошло более 20 лет с момента написания произведения, но, к сожалению, борьба “царя природы” (человека) с природой, его породившей, длится и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. “Но нет ответа на вопрос: где этому конец?”

ПЛАЧ ПО ЕНИСЕЮ

Веки вечные смотреть
И в века не насмотреться.
Мне эту боль и красоту унесть
Туда, где сном во сне всему остановиться.
Мне веки вечные болеть
Своей землей, своей нетленною кручиной
О том, что без любви моей унять
Не в силах пагубу, насильство и погибель.
А Енисей как будто бы уснул
Меж рыжих скал и хламных берегов.
Усталой клячею за поворот тащится
Меж грязных островов и отмелей сиротских.
Великая река! Что сделано с тобой?
Ты чем-то провинилась перед нами?
Иль полусонная, нам вечный сон несешь,
А мы не видим и не понимаем,
Как вечный нам покой ты предрекаешь.
О, кто тебя не знал, мятежной силушки твоей не ведал,
Тому и не понять пророчество твое,
И тихая твоя молитва в час ночной,
Покоем вечным землю усыпляя,
О гибели земной доносит небесам
И звездам, что дрожащею каплей глубь пронзают
И оседают светлою слезой на дно, покрытое зеленой слизью.
И веки вечные пройдут,
И некому, и нечего смотреть в немом окаменелом ложе,
Речной могиле, где мы жизнь похоронили.

XI. Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение по теме “Нравственные проблемы в произведениях современных писателей (“Обмен”, “Далекое прощание” Ю.Трифонова, “Пожар” В.Распутина, “Царь-рыба” В.Астафьева).