Программа курса "Литературное краеведение в 8-м классе"

Разделы: Литература, Краеведение


Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Но порой приходится сталкиваться с односторонним толкованием понятия «русская провинция». С ним соотносят представление об ограниченности, отсталости провинциальной жизни, о вторичности (по сравнению со столичной деятельностью) ее культурного существования. «Представление о провинции только как о темном захолустье, лишенном общественно – гражданских, нравственных и культурных исканий, было несостоятельным в самом корне. Провинциальная жизнь являлась неиссякаемым источником изображения русской деятельности, что видно из произведений русских писателей провинции,»-пишет П.В.Куприяновский (Куприяновский П.В. Соприкосновения: литература краеведения, очерки и разыскания. Ярославль. Верхне-Волжское государство, 1988, с.208.)

И сегодня становится все более ясным, что общероссийская культура всегда так или иначе связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение вершинных явлений отечественной культуры.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.

Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.)

Мы считаем необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Вичуги, Вичугского района и выявить связь известных русских писателей с Ивановским краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причём важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Данный курс литературного краеведения рассчитан на 18-20 часов. Он является продолжением интегрированного курса и ведется во втором полугодии после окончания курса исторического краеведения. Практическая, экскурсионная часть программы возможна на факультативных и других внеурочных занятиях. Также материал, связанный с Ивановским краем, можно включать в уроки литературы при изучении творчества А.Островского, К.Бальмонта, М.Цветаевой, А.Пушкина.

Цели и задачи курса

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Выделяем также следующие цели и задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • формирование информационной культуры;
  •  формирование навыков коммуникативного общения;
  • формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.

Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя — верный путь к научной исследовательской деятельности.

Тематическое планирование

Темы программы по литературному краеведению

Темы и произведения основной программы

Сквозные проблемы

Формы организации учебного занятия

Количество учебных часов

Творческие работы учащихся

1. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Литература и ты. Литература как искусство слова.

 Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы.

Учебная лекция.

1час

Тезисы лекции

2. «Один день в деревне» Земля ивановская и русский фольклор.

Устное народное творчество (повторение изученного в 5 -6 кл.)

Связь местного фольклора с традициями УНТ России. Русский литературный язык и местный диалект

Практикум «Учимся собирать фольклор»
Урок – экскурсия, экспедиция в деревню Пестово, запись и анализ местного материала.

2 часа

Составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок

3.Истоки литературы ивановского края и Вичуги.
Меценаты Вичуги.

 

Социальные контрасты, переплетение деревенского и городского начал.
Значение меценатства для развития «местной культуры»

Экскурсии в музеи (ИвГУ, краеведческий музей Вичуги)

2 часа

Заметки в стенгазету или аннотация о меценатах
Сочинение-отзыв

4. «Вот Вичуга! Здесь родина моя»

 

Культурная жизнь русской провинции.

Заочная экскурсия по литературной карте Вичуги и Вичугского района. Исследовательская работа

1 час

Составление карты «По литературным местам Вичуги и Вичугского района»

ЦИКЛ «Известные имена» (Тема Родины и родовых корней в творчестве А.Островского, К.Бальмонта, М. Цветаевой)

5. А.Н.Островский и Щелыково

 Литература второй половины 19 в.

«Историческая память», связь настоящего и прошлого.

Заочная экскурсия с представлением учебной презентации

1 час

Учебные доклады:
«Островский и Кинешма», «Кинешемский быт в пьесах Островского»

6. К Бальмонт и Шуя

Литература начала 20 века. Стихи Бальмонта

Тема «малой родины» и России

Устный журнал

1час

Выпуск рукописного сборника детских стихов

7. Род Цветаевых и Ивановский край

Творчество М.Цветаевой

Тема Родины и отчего дома

Урок - презентация

1час

Реферат,
Творческий проект

8. Литературная жизнь Вичуги

 

Журналистика и исследовательская работа краеведов

Встречи с краеведами (Любичев Ю.С.), журналистами местных газет

2 часа

Заметки в школьную газету; викторина(составить вопросы)

9. Писатели – прозаики Вичуги и Вичугского района
Потехин «Около денег»,
Шошин «Ивановский край»

Творчество А.Некрасова, литература второй половины 19 века.

«Историческая память», связь настоящего с прошлым и будущим.
Изображение жизни вичугских рабочих.

Групповая исследовательская работа.
Анализ отдельных эпизодов романов.

2часа

Самостоятельный анализ эпизодов (сочинение-рецензия)

10 Поэзия вичугской земли

Поэзия 20века

Темы родного края, природы, России.

Литературная гостиная с представлением учебной презентации

1час

Отзывы и аннотации
Чтение наизусть

11.Поэты Вичуги

 

Темы родного края, природы, России.

Встречи с членами литературного клуба «Парус»
(Л.Задворнова, М.Дрондин, Щеголев и др.)

2 часа

Интервью

12. Новые имена
«Ты уходишь в вечность…» (жизнь и творчество Елены Рощиной)

Литература конца 20 – начала21века

Темы одиночества,
Философская лирика

Урок - презентация

1час

Отзывы
Исследовательская работа

13. «Творчество без ограничений»
Юные поэты Вичуги

 

Гуманизм в наше время, «мир вокруг нас»

Встреча с детьми-инвалидами
(День защиты детей)

1час

Совместные проекты

14. Итоговое занятие.

 

 

Обмен мнениями.

1час

Защита презентаций, творческие отчеты

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3