Пояснительная записка
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.
Но порой приходится сталкиваться с односторонним толкованием понятия «русская провинция». С ним соотносят представление об ограниченности, отсталости провинциальной жизни, о вторичности (по сравнению со столичной деятельностью) ее культурного существования. «Представление о провинции только как о темном захолустье, лишенном общественно – гражданских, нравственных и культурных исканий, было несостоятельным в самом корне. Провинциальная жизнь являлась неиссякаемым источником изображения русской деятельности, что видно из произведений русских писателей провинции,»-пишет П.В.Куприяновский (Куприяновский П.В. Соприкосновения: литература краеведения, очерки и разыскания. Ярославль. Верхне-Волжское государство, 1988, с.208.)
И сегодня становится все более ясным, что общероссийская культура всегда так или иначе связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение вершинных явлений отечественной культуры.
Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.
Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук, совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.)
Мы считаем необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Вичуги, Вичугского района и выявить связь известных русских писателей с Ивановским краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причём важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Данный курс литературного краеведения рассчитан на 18-20 часов. Он является продолжением интегрированного курса и ведется во втором полугодии после окончания курса исторического краеведения. Практическая, экскурсионная часть программы возможна на факультативных и других внеурочных занятиях. Также материал, связанный с Ивановским краем, можно включать в уроки литературы при изучении творчества А.Островского, К.Бальмонта, М.Цветаевой, А.Пушкина.
Цели и задачи курса
Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Выделяем также следующие цели и задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- формирование информационной культуры;
- формирование навыков коммуникативного общения;
- формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;
- расширение кругозора учащихся;
- закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.
Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села. Краеведение для учителя — верный путь к научной исследовательской деятельности.
Тематическое планирование
Темы программы по литературному краеведению |
Темы и произведения основной программы |
Сквозные проблемы |
Формы организации учебного занятия |
Количество учебных часов |
Творческие работы учащихся |
1. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. |
Литература и ты. Литература как искусство слова. |
Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы. |
Учебная лекция. |
1час |
Тезисы лекции |
2. «Один день в деревне» Земля ивановская и русский фольклор. |
Устное народное творчество (повторение изученного в 5 -6 кл.) |
Связь местного фольклора с традициями УНТ России. Русский литературный язык и местный диалект |
Практикум «Учимся собирать фольклор» |
2 часа |
Составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок |
3.Истоки литературы ивановского края и Вичуги. |
|
Социальные контрасты, переплетение деревенского и городского начал. |
Экскурсии в музеи (ИвГУ, краеведческий музей Вичуги) |
2 часа |
Заметки в стенгазету или аннотация о меценатах |
4. «Вот Вичуга! Здесь родина моя» |
|
Культурная жизнь русской провинции. |
Заочная экскурсия по литературной карте Вичуги и Вичугского района. Исследовательская работа |
1 час |
Составление карты «По литературным местам Вичуги и Вичугского района» |
ЦИКЛ «Известные имена» (Тема Родины и родовых корней в творчестве А.Островского, К.Бальмонта, М. Цветаевой) |
|||||
5. А.Н.Островский и Щелыково |
Литература второй половины 19 в. |
«Историческая память», связь настоящего и прошлого. |
Заочная экскурсия с представлением учебной презентации |
1 час |
Учебные доклады: |
6. К Бальмонт и Шуя |
Литература начала 20 века. Стихи Бальмонта |
Тема «малой родины» и России |
Устный журнал |
1час |
Выпуск рукописного сборника детских стихов |
7. Род Цветаевых и Ивановский край |
Творчество М.Цветаевой |
Тема Родины и отчего дома |
Урок - презентация |
1час |
Реферат, |
8. Литературная жизнь Вичуги |
|
Журналистика и исследовательская работа краеведов |
Встречи с краеведами (Любичев Ю.С.), журналистами местных газет |
2 часа |
Заметки в школьную газету; викторина(составить вопросы) |
9. Писатели – прозаики Вичуги и Вичугского района |
Творчество А.Некрасова, литература второй половины 19 века. |
«Историческая память», связь настоящего с прошлым и будущим. |
Групповая исследовательская работа. |
2часа |
Самостоятельный анализ эпизодов (сочинение-рецензия) |
10 Поэзия вичугской земли |
Поэзия 20века |
Темы родного края, природы, России. |
Литературная гостиная с представлением учебной презентации |
1час |
Отзывы и аннотации |
11.Поэты Вичуги |
|
Темы родного края, природы, России. |
Встречи с членами литературного клуба «Парус» |
2 часа |
Интервью |
12. Новые имена |
Литература конца 20 – начала21века |
Темы одиночества, |
Урок - презентация |
1час |
Отзывы |
13. «Творчество без ограничений» |
|
Гуманизм в наше время, «мир вокруг нас» |
Встреча с детьми-инвалидами |
1час |
Совместные проекты |
14. Итоговое занятие. |
|
|
Обмен мнениями. |
1час |
Защита презентаций, творческие отчеты |