Урок-исследование по литературе. От "Истории Пугачева" к "Капитанской дочке"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Показать учащимся причины обращения Пушкина к теме Пугачевского восстания, помочь увидеть историческую основу произведений о крестьянском восстании, проследить, как поэт от «Истории Пугачева» пришел к «Капитанской дочке».
  • Учить работать в группе, отбирать нужный материал, работая со справочниками, с текстами научной, исторической, художественной литературы.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, расширению кругозора.

Оборудование:

  • Карта «Восстание Е.Пугачева».
  • Карта путешествии Пушкина (такая карта есть в альбоме «А.С. Пушкин»).
  • Видеофильм «Пушкин. Страницы истории».
  • Народная песня «Как по матушке по Волге».

Форма работы: групповая.

Подготовительная работа

Задания группам:

1. Задания первой группе учащихся:

а). Изучив справочные материалы, ответить на вопрос: «Какова историческая основа произведений Пушкина о восстании Пугачева?»
б). Рассказать о времени правления Екатерины Второй
в). Рассказать о положении крестьян в середине 18 века.

2. Задания второй группе учащихся:

а). Как Пушкин работал с архивными материалами?
б). Как был написан первый вариант «Истории Пугачева»?
в). Как встретили книгу? (Ответы искать в учебнике литературы под редакцией В.Я. Коровиной).

3. Задания третьей группе учащихся:

а). Рассказать о пребывании Пушкина в местах восстания Е. Пугачева (пользоваться воспоминаниями Н.А. Кайдалова, учебник, стр. 14).
б). Подготовить выразительное чтение исторических песен о Пугачеве. («Пугачев казнен», «Пугачев в темнице»)

4. Задания четвертой группе учащихся:

а). Прочитать «Историю Пугачевского бунта» и ответить на вопросы: а) «Что же «возмутительного» нашел Уваров в «Истории Пугачевского бунта»?
б). «Чем удивил вас Пугачев в изображении Пушкина»?

Эпиграф к уроку:

Молодой человек, если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.

А.С. Пушкин.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя (звучит песня «Как по матушке по Волге»)

– В 1836 году А.С. Пушкин заканчивает свою знаменитую повесть «Капитанская дочка» и в конце ставит дату: 19 октября 1836 года. Поэтому остается жить только тои месяца. Мы уже знаем, что Пушкин в повести изобразил события Пугачевского восстания. До начала XIX века имя Пугачева было под запретом. Но и позднее в церквах попы провозглашали ему анафему. (Словарная работа: анафема – проклятие.) Правда, во времена Пушкина стали появляться исторические сочинения, повести и даже романы о восстании Е. Пугачева, но личность вождя в них искажалась до неузнаваемости. Его называли «злодеем», «убийцей», врагом Отечества, только народ величал его «красным солнышком» и хранил память как о заступнике угнетенных. Какова историческая основа повести «Капитанская дочка»? Как поэт пришел от «Истории «Пугачева» к «Капитанской дочке»? Каким показан Пугачев в «Истории Пугачева»? На эти вопросы вы искали ответы, работая с разными справочниками.
Для того чтобы понять, в какое время, почему возникает Пугачевское восстание, мы должны вспомнить историю, а это время правления Екатерины Второй. Слово ученикам первой группы.

Первый ученик: «Прощальный роман «Капитанская дочка» вырастал из пушкинских трудов по истории России. Самое крупное событие эпохи Екатерины Второй – крестьянский бунт 1773–1744 годов. Царица была хитра, умна, умела привлекать нужных ей людей. Ей хотелось казаться гуманной, просвещенной императрицей, покровительницей наук. Но она жестоко карала за свободомыслие. Двор императрицы отличался роскошью. Екатерина Вторая, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, раздаривала им дворцы и земли с сотнями крепостных. Когда я был в Петербурге, в Царском селе, был поражен удивительным богатством многих дворцов, построенных во время ее правления (ученик показывает слайды с видом дворцов)»

Второй ученик первой группы: Да, богатые жили очень хорошо, но за великолепными усадьбами убого и сиротливо тянулись деревни. Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Земельные участки у крестьян были очень маленькие. Народ нищенствовал. Помещики имели право продавать, менять и дарить крестьян. Муж Екатерины Второй умер внезапно. Разнеслись слухи, что он жив. Распространилась легенда о том, что царь идет спасать народ. В 1773 году на берегах рек Яик, среди казачества, появился смелый и энергичный человек, умеющий зажигать сердца. Это и был Емельян Пугачев. Народ поверил ему и пошел за ним. Восстание охватило огромную территорию и длилось 1.5 года. (Ученик подходит к карте «Восстание Пугачева» и показывает территории, где был Пугачев).

Учитель: Сейчас мы посмотрим эпизод из фильма «Страницы истории». Вы увидите портрет Пугачева и услышите знакомые строчки из «Истории Пугачева».

На экране появляется портрет Пугачева и звучит текст:

– Емельян Пугачев, Зимовейской станицы служилый казак. Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл, худощав. Волосы имел темно-русые, бороду черную. Он не знал грамоты.

Учитель: Чем Пугачев удивил вас?

Ученик: Безграмотный казак осмелился назвать себя царем. А на вид он обыкновенный, не похож на жестокого человека.

Учитель: Фигура мятежного вождя крестьянского восстания привлекала Пушкина с 1824 года. Еще находясь в Михайловском, он просит брата прислать ему модный тогда роман «Ложный Петр». Летом 1832 поэт набрасывает первый план повести, затем второй, третий, повесть не идет. Как вы думаете, почему?

Ученики:
– Я думаю, потому, что поэт не знал, каким показать Пугачева.
– Гениальный Пушкин догадывался, что Пугачев не столько «злодей», сколько заступник. Поэт, конечно же, слышал народные песни о вожде.

Учитель: Правильно. И поэт начинает изучать все, что связано с именем Пугачева. Опальный Пушкин собирается писать о крестьянском восстании. Ему нужны
Архивные материалы, протоколы допросов Пугачева. Как вы думаете, разрешили бы ему работать в архивах столицы, если бы он назвал истинную причину?

Ученик: Конечно же, нет.

Учитель: «С чего же он начинает работать? Слово учащимся второй группы.

Ученик: В начале февраля 1833 года Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «Историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского», но занимал Пушкина не блистательный полководец, а запрещенный «мужицкий царь» Емелька Пугачев: истинные намерения до поры до времени приходилось скрывать.
Ответ пришел быстро – разрешение было получено. В конце февраля – начале марта Пушкин уже знакомился с материалами Секретной экспедиции Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а в апреле приступил к «Истории Пугачева» и всего за пять недель вчерне завершил работу. Такая быстрота объясняется тем, что «История…» задумывалась, вероятно, как введение к роману, однако стремительно перерастала в самостоятельное исследование, не перечеркивающее замысел романа, но составляющее его выверенную историческую основу.

Учитель: Представим поэта, сидящего за столом и пишущего о человеке, чье имя многие боялись даже произносить. Какие вопросы волновали его?

Ученики:

– Что двигало Пугачевым? В чем он видел свое назначение?
– Что думает народ о Пугачеве? Все ли поверили ему?

Учитель: Произведение написано, но Пушкин не торопится хвалить себя. Что-то не так! И он в сентябре едет в места, где побывал Пугачев. (Обращение к «Карте путешествий Пушкина»). Чутье исследования, художника, историка толкает его на самый верный путь, к небогатым людям, которые могли рассказать другую,народную правду. Подробнее об этом собрали материал учащиеся третьей группы.

Первый ученик третей группы: Одни архивные материалы столицы не могли удовлетворить полностью, и поэт решил объехать те места Поволжья и Приуралья, которые были охвачены восстанием.
Путь от Петербурга до Казани, протяжением в 1507 верст, поэт проделал за 19 дней. В ночь с 5 на 6 сентября 1833 года Пушкин приехал в Казань и остановился в гостинице для дворян. Несмотря на усталость, он 6 сентября с утра начал знакомство с Казанью. Поэт знал, что архивные документы периода восстания Пугачева пропали при пожаре 1815 года в Казани. В первую очередь поэт обошел суконную слободу, та как, изучая документы Петербургского архива, он натолкнулся на упоминания об активном участии казанских суконщиков в восстании. Старый суконщик Бабин рассказал Пушкину о взятии Пугачевым Суконный слободы. По подсчету краеведа Калинина, около 40% текста рассказа Бабина поэт внес в переработанном виде в 7-ю главу своей книги о Пугачеве.

Второй ученик третьей группы: В Казани Пушкин встретился с поэтом Баратынским, который познакомил его с известным казанским ученым, профессором Карлом Федоровичем Фуксом. Получив от ученого новые сведения о взятии Казани Пугачевым, поэт решил осмотреть все места города, связанные с этим событием. Он отправился по сибирскому тракту. Именно там 10 июля 1774 года Пугачев разбил «Казанский конный легион» полковника Николая Толстого. Пушкин также осмотрел место лагеря и кручу Троицкой мельницы, окрестности Царицына, затем отправился к кремлю. После полуторачасового осмотра Казанского кремля поэт отправился в гостиницу и там записал впечатления от услышанного.
Утром 8 сентября Пушкин выехал из Казани через Лаишевскую дорогу в Симбирск. В этот же день он написал жене: «Я в Казани с пятого, здесь я возился со стариками, современниками моего героя. Очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону».

Третий ученик третей группы: Мы знаем, что Пушкин осенью 1833 года посетил и Оренбург. Кайдалов в воспоминаниях рассказал, как они с поэтом посетили Берду, собрали стариков и старух. Пушкин подробно записал их рассказы о Пугачеве. Пушкин в «Замечаниях о бунте» написал: «Уральские казаки доныне привязаны к памяти Пугачева. «Грех сказать, – говорила мне 80-летняя казачка, – на него мы не жалуемся: он нам зла не сделал». Другой казак сказал, что для него он великий государь – Петр Федорович.

Учитель: Мы уже знаем, что народ слагал песни о своем заступнике. Послушаем некоторые из них.

Ученики читают песни о Емельяне Пугачеве.

Учитель (поблагодарив учеников): В октябре поэт приехал в Болдино (снова внимание учащихся обращается на «Карту путешествий Пушкина). Привел здесь в порядок бумаги, подготовил, как принято называть, болдинский вариант «Истории Пугачева» и обратился с письмом к начальнику третьего отделения Беккендорфу.

Чтение письма. Учебник литературы под редакцией В.Я. Коровина, стр. 85.

Учитель: Как царь оценил рукопись? Найдите в учебники и прочитайте.

Ученик читает: Царь рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что название «История Пугачева» лучше заменить на «Историю Пугачевского бунта» (с чем Пушкин согласился: «царское название, признаемся, точнее!»), и не только разрешил печатать книгу, но и расходы по изданию отнес на свой счет: Пушкин заимообразно получил ссуду в 20000 рублей.

Учитель: А какую оценку дал книге В.Г. Белинский, великий критик?

Ученики находят ответ в учебнике: «В.Г. Белинский назвал «Историю Пугачева «образцовым произведением со стороны исторической».

Учитель: В декабре 1834 года книга вышла в свет. Как ее встретили? Ученики четвертой группы искали ответы на эти вопросы. Им слово.

Ученик: Встретили книгу холодно. Тираж раскупался плохо, а министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров «кричал» о ней «как о возмутительном сочинении». В пушкинское время слово «возмутить» имело следующие: «волновать, тревожить, беспокоить, побуждать к ропоту, неудовольствию, к мятежу, производить восстание».

Учитель: Таким образом, Пушкин пытается дать объективную оценку происходящим событиям, понять причины восстания. Ученики четвертой группы прочитали «Историю Пугачевского восстания» Пушкина.Давайте узнаем, чем удивил их Пугачев в изображении поэта.
– Конечно, это историческое произведение. Я удивился, что поэт изобразил Пугачева обыкновенным, простым. В то же время поэт говорит о нем как о полководце, который одержал не одну победу. Простые люди встречали его с хлебом и солью. Пугачев показан смелым человеком. Когда его взяли, хотели скрутить ему руки. Пугачев не дался. «Разве я разбойник?» –сказал он. Мне кажется, Пушкин проникся к нему уважением еще тогда.

Учитель: Вот подходит наш урок к концу, с какими мыслями вы уйдете?

Ученики:

– Я и раньше знал, что Пушкин – трудолюбивый поэт. Сегодня я проникся уважением к труду Пушкина. Он очень серьезно отнёсся к историческому произведению: работал в архивах, встречался с очевидцами событий.
– Я познакомился с письмами Пушкина, с воспоминаниями его современников. Как много он ездил! Собирая материал, на своем пути с севера на юг он пересек всю территорию Казанской губернии на протяжении около 500 км.
– Пушкин для меня смелый человек. Имя Пугачева даже произносить нельзя было, а поэт написал о нем историческое произведение. Это после того, как поэт 4 года был в ссылке!

Учитель: «Спасибо, ребята. Все группы к сегодняшнему уроку собрали ценный материал. Через два года Пушкин закончил «Капитанскую дочку», уже художественное произведение. В центре внимания поэта конкретные герои, их судьбы.

Домашнее задание:

1. Прочитать первую главу повести «Капитанская дочка», составить вопросы для обсуждения.

2. Индивидуальные задания:

а) объяснить смысл эпиграфа;
б)подготовить сообщение: «Чему научил Гринева первый день на воле?».