Цели урока:
- Учащиеся должны знать основные этапы
творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917года;
мотивы и настроения ранней лирики поэтессы;
- Уметь выразительно читать и анализировать
стихотворный текст, устанавливать связи между
духовным миром поэтессы и жизнью страны;
- Владеть коммуникативными умениями.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Вид урока: урок-знакомство с творческой биографией поэта.
Оборудование: мультимедийная установка, ПК.
Методические приёмы: сообщения учеников, анализ стихотворений, беседа.
Особенность роли учителя: урок-презентация с представленным в мультимедийной форме информационным материалом, сопровождает как рассказ учителя, так и заранее подготовленного ученика. Учитель в этом случае является диспетчером, распределяющим временные ресурсы урока.
Примечание:
- Ученикам на прошлом уроке было дано задание
прочитать стихотворения из сборников
А.А.Ахматовой “Вечер”, “Четки” и “Белая стая”;
- Индивидуальное задание: подготовить сообщение
о творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917г.
Ход урока
1. Звучит стихотворение А.А.Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить...” в исполнении Аллы Демидовой.
Учитель: Это стихотворение принадлежит великой русской поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. Трудно, говоря о ней, разделить её жизнь и творчество. Одно давно проросло в другое, события личной жизни так органично сплелись с историей русской поэзии XX века.
- Сообщение темы урока.
В последние годы своей жизни Ахматова обратилась к своей биографии, стремясь закрепить в слове то, что в ней отчеканено судьбой.
Сообщение ученика о творческой биографии поэтессы:
В одной из автобиографий Ахматова пишет: “Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня…Назвали меня Анной в честь бабушки… Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой…”.Сам момент рождения уже вводит будущую поэтессу в насыщенную памятью культурную традицию. Сгусток, квинтэссенция легенды! В такой системе координат видит себя Ахматова, и неважно, что дотошные исследователи готовы опровергнуть её родство с золотоордынскими ханами.
Ещё одной его частью станет менее известная линия предков со стороны отца – греческая, черноморская. Воспоминания о сестре отца, самостоятельно приведшей в порт корабль после смерти мужа.
Из более близкого прошлого - Достоевский. Мать Ахматовой в юности была близка к “кружку”, т.е. “Народной воле”; отец был знаком с Достоевским через семейство Философовых, чей сын учился у него в Военно-инженерном училище, которое в своё время закончил сам Достоевский.
Детство шло в Царском Селе, где “зелёное, сырое великолепие парков” было воспето великой русской поэзией. Где “…о чем - то повествовали сотни парковых водопадов, звук кот (орых) сопровождал всю жизнь Пушкина…”.
На лето семья выезжала на дачу под Севастополь, к развалинам древнегреческого Херсонеса, где Аня много бродила одна, ныряла с черных херсонесских скал, которые потом возникнут в поэме “У самого синего моря”.
Писать стихи Анна начала с 11 лет……….
В эти полудетские годы с ней рядом появляется один из главных людей в её жизни – царскосельский гимназист Коля Гумилёв любит её безнадёжно и упорно.
Он пишет стихи, приезжает к ней в Крым. Анна любит другого. Ссорится с Гумилёвым, они расстаются, встречаются снова. В 1910году Николай Степанович издаёт в Париже журнал “Сириус”, в нём впервые за подписью “Анна Г.” опубликовано стихотворение Ахматовой “На руке его много блестящих колец”.
Весной 1910 года она всё-таки вышла замуж за Гумилёва, и они поехали на месяц в Париж, где художник Модильяни сделал карандашный портрет Ахматовой.
1 октября 1912года у Ахматовой родился сын Лев.
И в этом же году вышел в свет первый сборник стихов “Вечер”.
2. Беседа по сборнику “Вечер”.
- Каким настроением пронизан сборник?
- Чем отличаются стихи этого сборника от
символистской поэзии?
(Вместо туманной многозначительности, принятой у символистов, – острое видение мелких деталей мира как неотъемлемой части внутреннего состояния лирической героини. Мир простых вещей, естественно вплетается в накал чувств и страстей).
- Традиции какого великого русского поэта прослеживаются в стихотворениях сборника?
3. Комментированное чтение стихотворения “Молюсь оконному лучу…”
- Как передаётся в стихотворении душевное
состояние лирической героини?
- Как обыгрываются в стихотворении обыденные
детали?
- Какова композиция стихотворения?
4. В 1914 году вышла вторая книга стихов “Четки”.
Комментированное чтение стихотворений из сборника “Четки”. (По выбору учащихся).
Определение тематики, средств художественной выразительности.
5. В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”….
Общая характеристика сборника “Белая стая”.
Учитель:
Война 1914 года отозвалась прямо или косвенно во многих стихотворениях поэтессы (мотивы мужа-воина, битвы, разлуки). “Голос отречения крепнет всё более и более в стихах Ахматовой”, - писал О.Э.Мандельштам. Лирика включается в широкий исторический контекст, заметнее становятся философские размышления. Определяется тема поэта и поэзии, её назначения. В стихотворении “Уединение” (1914г.) появляется образ героини, близкой “Пророку” Лермонтова:
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен…
Лирическая героиня спокойно и мужественно принимает возложенную на неё миссию. Божественный дар позволяет видеть мир с высоты: и зарю, и последний луч солнца, и ветры северных морей, предчувствовать перемены.
В исполнении А.А.Ахматовой звучит стихотворение “ Из памяти твоей я выну этот день...”
- Кому посвящено стихотворение? (Обращено к
Б.В.Анрепу)
- Какие средства художественной выразительности
показались вам наиболее яркими?
- Сравните строки из стихотворения Тютчева “Наш
век”:
Впусти меня! Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью…со строками из стихотворения Ахматовой.
Как называется этот оборот речи? (Парафраз).
Учитель:
В черновых записях к одной из “Северных элегий” Ахматовой есть строки:
“Себя чуть помню – я себе казалась
Событием невероятной силы…”
Эту “событийность” отметили в последствии многие критики, писатели и философы.
События 1917 года стали новой точкой отсчёта для Ахматовой. Круто менялась история России. Распадалась литературная среда: многие из близких по прежней жизни людей покидали Россию. Для неё этот путь невозможен. На мольбы и призывы покинуть Россию Ахматова ответила в стихах 1917 года.
6. В исполнении Ахматовой звучит стихотворение “ Мне голос был. Он звал утешно…”
7. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: индивидуальное сообщение о творчестве А.А.Ахматовой после 1917г. Анализ стихотворения “ Мне голос был. Он звал утешно…”.