Урок литературы в 11-м классе по теме "Сопоставительный анализ стихотворения И.Бунина «Портрет» и фрагмента рассказа «Легкое дыхание»"
Работая в классах гуманитарного профиля, свой педагогический
поиск направляю на выработку методов и приёмов различных видов
анализа художественных текстов (комплексного, сопоставительного,
лингво-стилистического и т.д.). И если в 5-9 классах внимание
учащихся сосредотачиваю прежде всего на филологическом взгляде на
художественный текст, то в 10, 11 классах, в соответствии с
компетентностным подходом в обучении, стремлюсь создать условия для
формирования у учащихся способности осознавать эстетическую
ценность языковых явлений художественных текстов, чутко и адекватно
воспринимать язык произведений словесности, с удовольствием читать,
учиться самостоятельно входить в художественный мир литературного
создания, личностному его восприятию.
В рамках этого общего направления создаётся возможность реализации
коммуникативной, лингвистической, языковой и культурологической
компетенций в образовании учащихся. Одним из этапов этого пути
явилась работа в 11 классе над текстами произведений И. Бунина:
фрагмента рассказа «Лёгкое дыхание» и стихотворения «Портрет».
Проект предполагает три этапа. На первом этапе учащимся было
предложено понаблюдать над предложенными текстами самостоятельно (в
качестве домашнего задания). На уроке (2 этап), в живом диалоге с
одноклассниками и учителем, обменяться своими находками и
открытиями. В качестве работы, обобщающей результаты наблюдений и
исследований (3 этап), одиннадцатиклассникам предложено было
написать домашнее сочинение. Несмотря на коллективное обсуждение в
классе, письменные работы учащихся отличались оригинальностью и
глубиной проникновение в тексты, разным уровнем эмоционального
восприятия. Наиболее глубоким пониманием эстетической ценности
анализируемых текстов, по моемумнению, явилась работа Остаповой
Ольги. Думаю, что многое из её наблюдений можно использовать на
уроках другими учителями и учениками. Предлагаю вашему вниманию эту
работу.
Сопоставительный анализ стихотворения И. А. Бунина «Портрет» и фрагмента рассказа «Лёгкое дыхание».
Сочинение.
Уже прочитав один из шедевров прозы И. Бунина - рассказ «Лёгкое
дыхание», ошеломлённая и растерянная, стремясь понять и разобраться
в прочитанном, в томике бунинской лирики я наткнулась на
стихотворение «Портрет», датированное 1903 годом. Те же образы, те
же детали, та же беспощадность жизни и смерти… Почему, создавая в
1916 году рассказ «Лёгкое дыхание», Бунин снова обратился к
кладбищенскому портрету юной девушки с живыми и радостными
глазами?
Думается, судьба той, что стала прообразом героини «Портрета»,
оппозиция смерти и жажды жизни в своё время не только потрясли
поэта, человека с обострённым чувством жизни и смерти, но стали
своего рода камнем преткновения, от которого он так и не ушёл
никогда.
Вчитаемся, всмотримся, вслушаемся…
Поэтическое пространство «Портрета» и своеобразного пролога к
«Лёгкому дыханию» представлено фактически одинаково, в виде
концентрических кругов:

Краткий момент существования человека – сияющая из глаз
жажда жизни – и где-то рядом, вокруг, Вселенная, вечно живущая в
пространстве и времени.
Смысловые ряды, определяющие жизненные реалии, представляют одни и
те же детали:
|
погост |
кладбище |
И центр всего этого – образ той, кто здесь покоится:
|
большие ясные глаза |
радостные, поразительно живые |
Юное существо, пришедшее на эту землю, чтобы изумляться
«погребальному вздору» и идти по жизни, неся «лёгкое дыхание» и
одаривая нас своим безмерным жизнелюбием.
Образы героинь раздвигаются до бесконечности:
- в чувстве, живущем в их глазах на портретах;
- в восприятии нелепости смерти и жажды жизни в душе
лирического героя;
- в равнодушии (а может быть, в бездушии) окружающей природы,
продолжающей жить вопреки смерти…
Лирическая ситуация стихотворения и фрагмента рассказа традиционна
для творчества Бунина:
- время года и дня (лето, полдень – апрель, дни серые);
- лирический герой наедине (в данном случае)с вечным и
протестующим.
Создаётся впечатление частного (пусть и нелепого) случая – смерти
молодой девушки. Жизнь должна продолжаться. Но почему-то в I и III
строфах стихотворения нет глаголов, а во II и IV четверостишиях их
всего три: горит, говорит, глядит.
И это на 16 поэтических строчек!
А во фрагменте рассказа «Лёгкое дыхание» - два глагола: стоит,
звенит и звенит, и два причастия: видны, вделан.
Безглаголие (настоящее время употреблённых глаголов, передающих
действия, которые можно не только наблюдать, но и слышать) и обилие
назывных предложений, создающих эффект присутствия, передают
статическую картину мира: в живых глазах портретов оказывается
больше жизни, чем вокруг, и даже повторяющееся слово «звенит»
означает лишь движение бездушного, фарфорового венка под действием
ветра.
Антитеза «жизнь – смерть», ёмкие эпитеты: живые, ясные (глаза),
свежая (глина), просторное, уездное (кладбище), крепкий, тяжёлый,
гладкий (дубовый крест), голые (деревья), холодный (ветер) –
создают зримую запоминающуюся картину, пробуждают в душе волнение,
с которым трудно справиться. Щемящая тоска – и что-то возвышенное,
глубоко трагическое.
Как мне думается, таких противоречивых ощущений, чувств я не
испытывала при чтении других произведений Бунина. Оба творения
созданы в критические моменты жизни русского общества – в канун
революций 1905 и 1917 годов. Тонко чувствующий происходящее,
грядущее и неизбежное, лирик в эти смутные времена думает о том,
как бесценна жизнь и как беззащитен человек от неминуемого…
Это впечатление впишется ещё одной страницей в моём познании
«последнего русского классика» (по меткому определению А. Т.
Твардовского).