"Молодость дается для эксперимента". Творчество Александра Вампилова. Урок внеклассного чтения

Разделы: Литература


Цели:

1) познакомить учеников с жизнью и творчеством А. Вампилова;
2) обучать внимательному отношению к авторскому слову;
3) развивать творческие способности учеников, устную речь, аналитические способности;
4) воспитывать положительные черты характера учащихся.

ХОД УРОКА

Ничего нет страшнее духовного банкротства.
Человек может быть гол, нищ, но если у
него есть хоть какая-нибудь идея, цель,
он человек, его существование имеет смысл.

А. Вампилов

1. Организационный момент

* Посмотрите на тему нашего урока, сформулируйте цель, задачи для себя на урок.

Сегодня наш урок посвящен жизни и творчеству нашего земляка А. Вампилову. Мы узнаем, каким он был человеком, что думали о нем его друзья, родственники и соратники, познакомимся с его драматургическим наследием.

  • Эпиграфом к уроку я взяла слова А. Вампилова, эти слова были девизом его короткой, но яркой жизни. Прочитайте их, объясните, как вы их понимаете.

2. Основной этап урока

Лучше всего о человеке могут рассказать люди, близко знавшие его. Предлагаю вам послушать высказывания разных людей о Вампилове. Нескольким учащимся в качестве домашнего задания было предложено наизусть выразительно озвучить высказывания людей.

Ольга Вампилова: “ Он всех и все любил, да иначе было невозможно, потому что не было человека, более любящего и понимающего жизнь и людей. Осталось ощущение радости от того, что стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать доброго, как бывает у тех, кому мало суждено прожить. Он говорил: “ Одиноких всегда жалко””.

Валентин Распутин: “ он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель. Талант человека – исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством ”.

В. Андреев: “Вампилов любил не человечество, а человека, верил даже в того, кто запутался в жизненных перипетиях. Он боролся за человеческие сердца, за красоту человека, не скрывая уродливых, отрицательных явлений жизни ”.

С. Иоффе: “ Всех поражало, как легко Вампилов сходился с людьми. Его редко можно было видеть одного, почти всегда в окружении приятелей. Такой магнитной силой обладал он, такой приветливостью и общительностью, что тянулись к нему буквально все ”.

Д. Сергеев: “ Он был приметен в любой компании, вовсе не стремясь к этому. На него нельзя было не обратить внимание. Выделялась копна смолистых волос, казавшаяся поначалу неприбранной. Волосы у него по природе были волнистыми и укладке не подчинялись. Его лицо мгновенно отражало смену настроения. В одежде он был непритязательным ”.

С. Иоффе: “ Когда собирались компании, Саша брал в руки гитару. Пел он обычно что-то тихое, задушевное. Очень любил русские народные песни и романсы ”.

  • Каким вы видите А. Вампилова?
  • А вам бы хотелось общаться с этим человеком, если бы это было возможно? Почему?
  • Какой цвет вы выбрали бы, чтобы изобразить внутренний мир А. Вампилова?
  • А теперь подробнее познакомимся с биографией А. Вампилова. ( Сообщение ученика )

Александр Вампилов родился в райцентре, похожем “на все райцентры России”, - в Кутулике под Иркутском в 1937 году. В этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно сто лет назад. Имя поэта было символом года, и как еще мог назвать сына учитель – словесник, если не Александром. Но сам отец умер в этом же году.

Сознательное его детство было обыкновенно - типичное райцентровское послевоенное детство: школа, походы, метания сразу во все стороны, сегодня спорт, завтра школьный театр, послезавтра музыка и книги, и все непременно с жаром.

В университет он шел без раздумья на историко – филологический факультет, потому что история проходила через родовую память, а литература была в имени, годе рождения, памяти отца, влечении сердца. В университете Александр с первого курса организовал театр и скоро уже репетировал чеховскую “Свадьбу”. Учился он не очень прилежно, но это говорило не о беспечности, а о радостной ненасытности жизнью, которая влекла его на футбольное поле или в колхозе после тяжелой работы заставляла брать в руки гитару и петь песни. Желание импровизировать то побуждало его составлять “живые картины”, то чертить на печке силуэты своих товарищей.

Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская газета и молодежная иркутская газета. Еще во время учебы Сашу пригласили работать в “Молодежку”. Вскоре после окончания университета Вампилов под псевдонимом А. Санин издает свою первую книгу “Стечение обстоятельств”.

Вампилов работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи, учился на курсах Высшей комсомольской школы. Он как будто торопился полнее прожить жизнь. Всюду успеть.

Раннюю смерть Вампилову предсказала цыганка. В тот страшный день лодка, в которой плыл Александр Вампилов, на полном ходу натолкнулась на бревно – топляк, сразу перевернулась и начала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, который был совсем недалеко. Но слишком холодной оказалась вода, слишком тяжелой намокшая куртка… В ночь на восемнадцатое августа ударили первые заморозки, началась преждевременная осень. Задождило. Похолодало.

  • Ученик читает наизусть стихотворение В. Скифа “Саня”.

Играет жизни последняя драма,
Судьба или лодка зависла над бездной
И рухнула в темную вечность.. А мама?
А маме в той драме и больно, и тесно.
Сжимается сердце от черного горя,
И, кажется, нет и не будет дыханья.
Качаются волны Бессмертья.. А море?
А море Байкальское предало Саню.
Как молнии, мысли мелькают о чуде:
Ведь дома еще не окончена пьеса!
Неужто Господь отвернулся.. А люди?
А люди спешили вдоль темного леса.
О, где та, спасенье? О, где вы, славяне?
Не скоро мы все осознаем потерю.
Утопшую лодку достали.. А Саню?
А Саню мальчишки подняли на берег.
Заря поднебесная льется нелепо,
Стезя прерывается в сумрачной рани,
И звезды колючие смотрят…А небо?
А небо Господнее приняло Саню.

Вот такой человек совсем недавно жил на земле, ходил по ней, дружил, любил, творил…

  1. Что вас удивило в биографии А. Вампилова? Почему?
  2. Какие произведения А. Вампилова вам знакомы?

3. Физкультурная разминка

  • Хотя А. Вампилов погиб совсем молодым, он оставил нам богатое творческое наследие. Его пьесы до сих пор ставят в театрах не только нашей страны, но и за рубежом, по ним снимают кинофильмы. Наиболее известны такие пьесы, как “Старший сын”, “Утиная охота”, “Провинциальные анекдоты”, “Прошлым летом в Чулимске”, “Прощание в июне”…

В своих пьесах Вампилов размышляет над человеческой жизнью, выводит на сцену не героев или злодеев, а простых людей, уставших от жизни, запутавшихся где-то, ищущих правду, смысл жизни. Его пьесы трудно цитировать, трудно извлекать какие-то эффектные места, но они очень живы и убедительны. Вампилов, как и Достоевский, Толстой, утверждал, что надо прежде всего жизнь полюбить, тогда увидишь смысл жизни, который находится в чистой, совестливой душе.

Но хочу напомнить, что Вампилов был веселым человеком и любил пошутить. Так он написал еще и маленькие шутливые сцены, в которых скрыт глубокий смысл. Сегодня на уроке мы познакомимся со сценкой из нерыцарских времен “Свидание”.

  • Ученики показывают инсценировку этой сценки. (Задание дается заранее).
  • Обсуждение мини – спектакля:
  1. Каковы ваши впечатления от увиденного?
  2. В чем смысл этой сценки?
  3. Кто из героев вам наиболее симпатичен? Почему?
  4. Кто виноват в том, что свидание прошло именно так?
  5. А может быть, оба героя правы, ведь у каждого решалась судьба?
  6. А как бы вы поступили в этой ситуации?

* Творческое наследие А. Вампилова не ограничивается только пьесами, он писал еще и замечательные рассказы о любви, о встречах, о разлуке…Известно, что Вампилов очень строго относился к своим произведениям. Он постоянно их пересматривал, переделывал. Интересны записные книжки драматурга, в них можно найти многое: И суждения о жизни и о людях, и размышления о своей работе, и сюжеты будущих произведений, и мимолетные острые фразы, которые теперь кажутся пророческими. Я хочу познакомить вас с некоторыми записями, которые стали афоризмами. Учащиеся получают карточки с афоризмами, обсуждают их в группах, затем читают классу и высказывают свое мнение.

“Человек все-таки чем-нибудь заниматься должен. Иначе его существование становится бессмысленным и вредным ”.

“Человек должен ходить по земле гордо и легко”.

“ Если не можете быть счастливыми, так будьте же веселыми”.

“Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать”.

“Мир тосклив и однообразен, и в нем невозможно прожить без любви”.

3. Заключительный этап урока

  • Домашнее задание: прочитать любое произведение А. Вампилова, сделать его презентацию

( нарисовать рисунок, охарактеризовать содержание, тему, идею произведения).

  • Рефлексия
  1. Чему вы научились сегодня на уроке?
  2. Было ли что-нибудь, что заставило вас задуматься о смысле жизни?
  3. Ученикам предлагается вспомнить урок и выбрать рожицу (на доске висят листы с веселой, грустной и равнодушной рожицей), соответствующую их настроению.