Цели:
- Актуализировать знания учащихся о грамматических признаках прилагательного и глагола.
- Дать понятие о причастии (грамматическое значение; морфологические признаки причастия)
- Формировать умение отличать причастие от прилагательного. Учить находить причастие в тексте по морфемным признакам.
Задача: Дать представление о причастии как особой форме глагола.
Методы: проблемно-поисковые (подводящий диалог), метод самостоятельной работы с заданиями, наглядный метод (презентация).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, распечатанные карточки для работы на уроке, учебник русского языка 6 класс, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.
Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу
М.В.Ломоносов.
Ход урока
- Организационный момент. (Цветовой тест определения настроения учащихся.) (Слайд №1)
- Актуализация знаний учащихся.
- Фонематическая разминка.
Учащиеся повторяют за учителем звуки, правильно и четко произнося их:
/б-бь; п-пь; в-вь; ф-фь; г-гь; к-кь; д-дь; т-ть; з-зь4 с-сь; ж-ш/;глубокий вдох-выдох.
2.Языковая разминка.
- Ребята, проводя языковую разминку, давайте представим себе несколько предметов и попытаемся охарактеризовать их. Работаем по рядам.
I-й ряд: Дайте характеристику яблоку, ответив на вопрос: “Какое оно? (Красное, зеленое, желтое, гнилое, сладкое, кислое, большое, маленькое, круглое….)
II-й ряд: Охарактеризуйте розу, ответив на вопрос: “Какая она? (красивая, великолепная, колючая, красная, желтая, белая, розовая, дикая…)
III-й ряд: Дайте характеристику помидору, ответив на вопрос: “Какой он? (Круглый, красный, зеленый, спелый…)
- Какие части речи вы сейчас называли? (Прилагательные) Какое грамматическое значение они имеют? (Признак предмета)
- А теперь скажите, что может происходить с этими предметами? Какие действия с ними могут происходить? (Расти, висеть, мыть, срывать, цвести, висеть…)
- Какие части речи вы сейчас называли? (Глаголы) Какое грамматическое значение они имеют? (Действие предмета)
Посмотрите внимательно на слайд№2 и постарайтесь определить какими частями речи являются выделенные слова.
(Слайд №1 “Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное”)
(По Сладкову “За пером синей птицы”)
Распределите эти слова по графам в последнюю колонку. (Слайд №3-4)
Часть речи |
Вопрос |
Грамматическое значение |
Примеры |
Имя прилагательное |
Какой7 |
Признак |
Мрачная. синяя, белых, необычное, удивительное. |
Глагол |
Что делать? Что сделать? |
Действие |
Наползает, трепещут |
Причастие |
Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? |
Признак по действию |
Трепещущих |
III Введение в тему, формулирование темы и целей урока учащимися, открытие новых знаний.
- Давайте поразмышляем над словом “трепещущих”. Какой вопрос зададим к этому слову? (Каких?) Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (Прилагательное) Что оно обозначает? (Признак) (Ученики заполняют первую строчку таблицы и пишут вопрос в третью строку.)
- Хорошо. Замените слово трепещущие словосочетанием, близким по значению. (который трепещет) Признак какой части речи налицо? (Глагола) (Ученики заполняют вторую строчку таблицы) Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову? (что делающих?) (Ученики записывают вопрос в третью строчку таблицы)
- Признаки каких частей речи вместило это слово? (Прилагательного и глагола)
- Какую проблему нам надо с вами решить? (Какая же это часть речи?)
- Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.” (Слайд №5) Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой же части речи говорил Даль? (Ученики высказывают свои предположения)
- Слайд №6 ПРИЧАСТИЕ
Назовите в этом слове орфограммы (при, ча) (Слайд №7) Исторически приставка стала частью корня. (Учащиеся самостоятельно заполняют последнюю колонку таблицы)
- Посмотрите внимательно на тему урока и впишите нужное слово в эту формулировку. Слайд №8-9 (Учащиеся вписывают слова и формулируют тему урока…)
- Вдумавшись в тему урока, сформулируйте и запишите цели урока каждый для себя. (Слайд №10)
- Узнать, что такое причастие.
- Научиться находить причастие среди других частей речи.
- Определять морфологические признаки причастия.
- Уметь пользоваться причастием в речи.
IV Последовательное выполнение заданий.
Учитель: Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.
Задание №1 Откройте учебник на стр. 215. Прочитайте информационный текст в рамке и ответьте на мои вопросы.
- Какое определение причастию дают авторы учебника?
- Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола)
- Причастие обозначает признак предмета по действию. Как изменяется этот признак?
- Как выражаются формы времени у причастия? (Ответы) Запишите эти суффиксы в третью колонку таблицы.
Задание №2 Мы с вами уже знаем определение причастия и его грамматическое значение. А теперь давайте понаблюдаем над тем, какие же особенности (признаки прилагательного и глагола) оно имеет.
Запишите предложение. Выпишите словосочетания: прилагательное + существительное и причастие + существительное. Укажите морфологические признаки прилагательного и причастия. (Слайд № 11)
- И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. (Ф.Тютчев)
Чистая лазурь (И.п., ед.ч.. ж.р.)
Теплая лазурь (И.п., ед.ч.. ж.р.)
Отдыхающее поле (В.п., ед.ч., ср.р.) (Слайд №12)
- Если причасти - это особая форма глагола, то какие морфологические признаки глагола мы можем определить. Обратите внимание на суффикс.
Отдыхающее поле (что делающее?) (несов. вид, наст., невозврат.)
- Используя полученную информацию, заполните таблицу. (Слайд № 13)
(Ученики самостоятельно работают с таблицей.
Признаки прилагательного у причастия |
Признаки глагола у причастия |
Падеж |
Вид |
Число |
Время |
Род |
Возвратность |
- Итак, о каких морфологических признаках причастия вы узнали? Как вы понимаете слова М.В.Ломоносова “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу” (Слайд № 14)
- Задание №3 Прочитайте текст. Найдите причастия. Какой смысл привносят причастия в текст? Подумайте, какими членами предложения они будут являться? (Слайд №15-16)
Косые лучи заходящего солнца почти не погружаются в воду. Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будят легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега.
Задание №4 Учитель читает конструкцию со словом “который”, школьники быстро называют и записывают ее.
Как мы скажем о листьях, которые распустились? (распустившиеся); о шаре, который лопнул?... (лопнувший); о девочке, которая бежит? (бегущая); о яблоке, которое упало? (упавшее); о море, которое бушует? (бушующее).
Сделайте вывод по заданию. От какой же части речи образуется причастие?
Задание №5 Распределите слова по колонкам, определив первоначально часть речи. (Задание выполняется с последующей проверкой)
- Поющая, певчая, петь, лететь, летучие, летящие, звенящий, звонкий, синеющий, звенеть, синий, синеть. (Слайд №17)
Сделайте вывод по заданию.
V Подведение итогов урока. (Цветовой тест определения настроения.) (Слайд№1)
Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? (Слайд №18)
- Узнать, что такое причастие.
- Научиться находить причастие среди других частей речи.
- Определять морфологические признаки причастия.
- Уметь пользоваться причастием в речи
Выполнили ли мы эти задачи?
Назовите ключевые слова урока.
Что нового для себя вы узнали…
А в чем же особенность причастия?
Выставление оценок.
VI Домашнее задание: Параграф 61, написать небольшое сочинение-рассуждение (50-60 слов) о причастии как особой форме глагола. (Слайд №19)
Фамилия, имя ученика _______________________________________________________________
Дата: ______________________________________________________________________________
Тема урока: _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Цели урока: __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
1 “Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне ее трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полете этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное”)
(По Сладкову “За пером синей птицы”)
Распределите эти слова по графам в последнюю колонку. В первой колонке укажите часть речи.
Часть речи |
Вопрос |
Грамматическое значение |
Примеры |
|
|||
|
|
||
|
|
|
2. И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. (Ф.Тютчев)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
3.Заполните таблицу.
Признаки прилагательного у причастия |
Признаки глагола у причастия |
4. Прочитайте текст. Найдите причастия. Какой смысл привносят причастия в текст? Подумайте, какими членами предложения они будут являться?
Косые лучи заходящего солнца почти не погружаются в воду. Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будит легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега.
5.__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6.
Имена прилагательные |
Причастия |
Глаголы |
VI Домашнее задание: Параграф 61, написать небольшое сочинение-рассуждение (50-60 слов) о причастии как особой форме глагола.