Цель: дать понятие о балладе; показать, как автор использовал летописные и литературные традиции в изображении героев и событий; учить умению анализа поэтического произведения; познакомить с творчеством В.Васнецова; пробудить интерес к произведениям искусства.
Оборудование. Презентация, видеофрагменты из фильма “Виктор Васнецов”.
Словарная работа:
волхвы – языческие жрецы у славян, кудесники;
жрец – служитель божества;
вещий – пророческий, предвидящий будущее;
вдохновение – творческий подъем;
праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней;
баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие;
летопись – памятники исторической прозы Древней Руси.
Ход урока
УЧИТЕЛЬ. Тема нашего урока: Знакомство с произведением А.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, художественный мир В.Васнецова.
Просмотр видео (кассета “Художники России”).
Как вы думаете, почему Васнецова так волновала тема старины, почему он часто обращался к летописным источникам? (Источник нравственности, сохранить, передать потомкам).
А почему Пушкина заинтересовала летопись?
Узнаем об этом из исторической справки.
Сообщение ученика о южной ссылке поэта.
УЧИТЕЛЬ. В основе “Песни…” лежит летопись, связанная с именем князя Олега. Чем был знаменит этот человек, вошедший в историю России как Олег Вещий?
УЧИТЕЛЬ. По преданию, Олега “уклюнула змея”, и он умер.
Учитель читает “Сказание о смерти Олега”.
Чтение отрывка из учебника, стр.70.
Пушкина поразил этот эпизод летописи – и появилось поэтическое произведение.
Чтение учителем “Песни о вещем Олеге”.
- БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.
- Чем отличается чтение этого произведения от чтения других стихотворений?
(торжественная неторопливость)
Каким слогом написано стихотворение?
За что славит поэт князя? Песнь - древний способ прославления.
Что вас поразило в заключительном эпизоде?
(Гибель князя Олега. Ведь он расстался с конем после предсказания кудесника, но смерть все же принял от коня своего.)
Почему же Олег принимает смерть от коня? Вероятно, мы не сможем сейчас ответить на этот вопрос.
( От судьбы не уйти?
Потому что Олег оскорбил кудесника, назвав его “лживым безумным стариком”?
Потому что это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?)
События “Песни…” содержат в себе много таинственного. Каждый читатель разгадывает ее по-своему. Попробуем это сделать и мы.
Кто, по-вашему, главный герой произведения?
Составьте устный рассказ о кудеснике.
- вдохновенный (было “престарелый”),
- мудрый (независимый),
- любимец богов (духовная высота, “покорный Перуну”),
- вестник (“грядущие годы таятся во мгле”),
- сдержанный,
- оценивает достоинства Олега, прославляет его,
- похвала коню.
Как вы понимаете слова:
“Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.”?
Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время написания баллады?
(Ссылка, размышления о свободе, А.С. Пушкин обладал даром пророка.)
Каково отношение Олега к коню? Найдите в тексте эпитеты.
- верный = преданный (было - “смирный”);
- послушный, подчинен воле князя;
- дает ощущение власти над самой жизнью.
И вот кудесник отбирает любимого коня.
- Работа с иллюстрацией Васнецова.
- Каким изображен конь?
- Почему белый?
- Почему у князя и у коня склоненные головы?
- Удалось ли художнику передать характеры героев?
- В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня. А как поступает пушкинский
- Когда Олег вспоминает об оставленном друге? (минута мира, радости).
герой? (Человечнее, любовь к коню сильнее)
Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
6. Почему князь захотел увидеть кости коня?
(Это был друг, душевно привязан. На тризне – погребальном обряде – полагалось
вместе с всадником хоронить и коня.)
7. Почему же Олег принимает смерть от коня своего?
События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти “от коня своего”, а привязанность к коню, заставившая пожалеть, что у них не одна судьба.
8. Каким изображён Олег в начале “Песни…” и в эпизоде:
“Князь тихо на череп коня наступил”?
(Именно поэтому Олег не просто князь у Пушкина, но лицо поэтическое.
Князь добрый, уважительный, щедрый, гордый, властный, воинственный, жестокий, грубый.)
- К кому в балладе в большей степени относится слово “вещий”- к Олегу или к кудеснику?
Ещё раз обратимся к фрагментам фильма о творчестве Васнецова.
Кто является героями полотен художника? (Те, кто любят Русь).
10. Каким должно быть творчество писателя, художника? (Свободным, неподкупным, независимым.)
ВЫВОД. Воспринимая произведение искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, прочитанное. Конечно, каждый находит что-то своё и в картине, и в стихотворении, и в романе. Важно то, что никого искусство (музыка, живопись, архитектура, театр, литература) не оставляет равнодушным. Мы даём как положительную, так и отрицательную оценку. Искусство помогает познавать мир, воспитывает человека, расширяет наш кругозор, пробуждает творческие способности. Сегодня на уроке мы прикоснулись к творчеству двух величайших людей: А. Пушкина и В. Васнецова. Выяснили, что настоящее творчество должно быть свободным.