Литература
-
Древнерусская культура. Периодизация древнерусской литературы. Иконопись. "Владимирская Богоматерь". "Троица". "Донская Богоматерь" 2010
В работе представлены материалы для проведения межпредметного "круглого стола". Цели урока: приобретение учащимися навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) по теме "Изображение исторических личностей в литературе и живописи" 2010
Цели урока: расширить знания учащихся об исторически значимых личностях: Петре I и Емельяне Пугачёве; углубить понимание идейно-художественного богатства произведений А.С. Пушкина; развивать речь учащихся, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте произведений; воспитывать патриотизм и уважение к историческому прошлому России.
-
Урок литературы на тему "Друзья мои, прекрасен наш союз!" 2010
Интегрированный урок знакомит учащихся с лицейскими годами А.С. Пушкина, рассказывает о жизни Лицея, о друзьях поэта, показывает, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "В гостях у Тимофея Белозерова" 2010
На уроках литературы изучается творчество русских и зарубежных писателей. Но очень мало внимания уделяется авторам, которые жили и живут рядом с нами. Данное внеклассное мероприятие - это небольшое путешествие по страницам книг, написанных Т.М. Белозеровым, живущим в Омской области и посвященных этому сибирскому краю.
-
Приключенческая литература 2010
"Приключенческая литература". Приключения... Что таит для вас это слово? Книги о приключениях различные по содержанию, но настроение, которое возникает при их чтении, как правило, светлое и радостное.
-
Урок литературы в 11-м классе "Взгляд на "польский вопрос" в романе В.Аксенова "Московская сага" 2010
Роман В.Аксенова "Московская сага" принадлежит к тем произведениям, которые по-новому осмысляют военную тему, в частности отношения Советского Союза и Польши в 1945 году. Человечность и подлость, мужество и трусость, мудрость и увлечение ложными идеями - его основные темы. Сдвоенному уроку предшествует достаточно длительная подготовка. Обучающиеся читают отрывки из второго тома романа В.Аксенова "Московская сага" (глава 17 и 18).
-
Принципы организации читательской конференции и диагностика уровня литературного развития учащихся 2010
Принцип уважения личности ученика положен в основу уроков внеклассного чтения – читательских конференций. Цель подобных уроков – дать возможность ребенку заявить о себе, раскрыть себя посредством книги, выбранной им самостоятельно. Читательские конференции такого типа таят в себе немало неожиданностей.
-
Проектирование уроков по "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (Программа Г.И. Беленького) 2010
Важнейшей на сегодняшний день становится проектировочная деятельность учителя. Предлагаю проектирование уроков, состоящее из трех уроков, составленных в соответствии с концепцией проектирования уроков литературы.
-
Герои якутского народного героического эпоса "Нюргун Боотур Стремительный" 2010
Данная работа рекомендована учителям-словесникам в качестве методической разработки урока. Урок олонхо несет в себе огромный воспитательный заряд. От удивительного мира олонхо учащиеся вместе с героями олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» приходят к мысли о торжестве в жизни красоты, духовности и истинности.
-
Разработка урока по литературе на тему "Бережное отношение ко всему живому" 2010
Разработку урока по литературному краеведению для 5-го класса. Приёмы и формы работы, используемые учителем, позволяют усилить практическую направленность урока, заинтересовать учащихся, мотивировать познавательную деятельность, прививать чувства ответственности человека перед природой.
-
Урок литературы в 7-м классе "Край ты мой, родимый край!" 2010
Урок призван расширить представления обучающихся о русской пейзажной лирике; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2010
Драматургу важно сконцентрировать внимание на самых значительных для развития действия сценах, поэтому некоторые эпизоды приходится относить за сцену, зрителю о них известно из разговоров действующих лиц, но они не показаны. Это внесценическое действие.
-
Создание коллажа как способ организации деятельности учащихся на уроке литературы 2010
Коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует «разорванному» «клиповому» сознанию современного человека. Использование коллажа в работе словесника - это трудная, требующая тщательной подготовки, но очень интересная работа, которая позволяет выявить новые способности у учеников – способности коллажного мышления.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "А музы не молчали" 2010
Урок состоит из следующих мероприятий: проведения конкурса авторских стихотворений о ВОВ, конкурса рисунков, посвящённых теме ВОВ; работы над оформлением композиции.
-
"Чтение – вот лучшее учение". Урок по теме "Летописание на Руси" 2010
Интегрированный урок литературы и библиотечного дела способствует усвоению и углублению знаний учащихся по древнерусской литературе, дает представление о летописании на Руси, вызывает интерес к самой книге через освоение ее основных элементов.
-
Урок-размышление в 11-м классе по повести П.Проскурина "Азъ воздам, Господи" 2010
Данный урок, показывая сложный мир современности, учит умению анализировать, формирует нравственные ценности, помогает выбору жизненного пути, самоопределению человеческой личности.
-
Урок литературы в 8-м классе "Уездный город в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2010
Два урока, охватывающие обширную тему «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Говорим о самом городе, его улицах, присутственных местах, больницах. Выясняем, как живут горожане и чиновники. Это урок как подготовка к домашнему изложению с элементами сочинения «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
-
Урок развития речи в 3-м классе "Матушка-красавица русская зима" 2010
Урок развития речи в 3-м классе с целью привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме; воспитывать самостоятельность, активность, терпение; формировать навыки орфографической зоркости. самоконтроля.
-
Литературная гостиная по теме "Творчество писателей XIX века" 2010
Изучение художественного произведения должно быть максимально приближено к процессу естественного общения. Наиболее сложным и наименее любимым видом работы на уроке для учителя является использование элементов драматизации. Приемы драматизации следует вводить постепенно, все более усложняя, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Итак этот вид урока чтения развивает у обучающихся коррекционной школы память, внимание, коммуникативную функцию речи , способствует воспитанию умения работать в парах, коллективе, дружбы и взаимопонимания.
-
Тесты по литературному чтению в 3-м классе 2010
Тест предназначен для контроля знаний по программе «Литературное чтение» (УМК «Школа России»). Каждый тест имеет номер и название раздела. Среди вариантов ответов только один верный. Тесты составлены в программе Word (можно распечатывать и раздавать тесты детям), в программе PowerPoint. Для работы в последней программе надо включить макросы
-
Исторические хроники "Все это было: беды и победы" 2010
Данная композиция была создана на краеведческом материале и посвящена освобождению города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Презентацию к композиции составляют учащиеся, материалы имеются в Интернете.
-
"Искусство" "Золотого века" 2010
Данный урок проводится в 8-м классе после изучения темы «Образование и наука первой половины XIX века». Учащиеся учатся определять характерные черты академизма и реализма, являющиеся основными направлениями русского живописного искусства этого времени, характеризовать творчество ведущих художников первой половины XIX века.
-
Методическая разработка урока литературы в 6-м классе по теме "Русский национальный характер в "Сказке о тульском косом левше и о стальной блохе" Н.С. Лескова" 2010
Данный урок литературы нацелен на формирование гражданской позиции учащихся среднего звена, а также на воспитание чувства патриотизма школьников, чувства гордости за русского талантливого человека, на развитие навыков критического осмысления поступков героев через чтение и анализ художественного текста.
-
Урок-презентация "И.С. Тургенев и Полина Виардо: история любви" 2010
Данный урок показывает удивительную продолжительную историю любви И.С.Тургенева и Полины Виардо. Учащиеся познакомятся с особенностями сложных взаимоотношений двух талантливых людей. Использование ИКТ помогает сделать урок более эффективным, активизирует деятельность учащихся, поддерживает и развивает интерес школьников к предмету.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Любовь, музыка и стихи…" (Роберт Бёрнс. Стихи о любви) 2010
В школьных программах по литературе творчество Бёрнса представлено всего несколькими стихотворениями. Данный урок предварит изучение программных стихотворений поэта в 7-м классе. На уроке в рассказ учителя включены рассказы-отчёты детей, чтение стихов поэта, коллективная беседа, исследовательская деятельность школьников.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Время надежд" (Россия в первой четверти XIX века) 2010
Интегрированный урок, посвящённый творчеству поэтов-декабристов, позволяет полнее осмыслить особенности возникновения и развития романтизма в России как литературного направления, а также выявить влияние декабристских идей на все сферы духовной жизни страны и декабристской поэзии – на формирование духа целого поколения.
-
Урок литературы с показом презентации, разработанной в PowerPoint, по теме "Запомни мужество солдат" 2010
Суть данной методической разработки – проведение интегрированного урока литературы и информатики, интересного и познавательного для обучающихся, в форме внеклассного мероприятия. Цель урока – проследить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, воспитание патриотизма, интернационализма.
-
Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы "Гардемарин") 2010
Урок позволяет формировать у учащихся представление об автобиографическом произведении через сопоставительный анализ биографических данных автора с литературным произведением.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 9-м классе "Люблю березку русскую…" 2010
Целью данного мероприятия является развитие у школьников идейно-нравственных, патриотических и гражданских убеждений, эстетических понятий для обогащения их ощущений, восприятий, представлений, мышления и языка; работа над развитием творческих способностей учащихся; воспитание любви к Родине, русской природе.
-
Урок литературного краеведения по рассказу Н.И. Фотьева "Запах кедра" (роль пейзажа) 2010
Изучению данного произведения можно посвятить два (три) урока. Знакомство и первоначальное осмысление произведения подготовит почву для глубокого понимания содержания рассказа, нацелит учеников на выявление основной мысли данного произведения.