Литература
-
Урок литературы в 11-м классе по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2010
На занятии учащиеся углубляют представления о художественном своеобразии прозы А.И. Куприна, знакомятся с историей создания рассказа "Гранатовый браслет". На основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа проводят комплексный анализ произведения.
-
Интегрированный урок по истории, литературе, живописи и архитектуре "Путешествие в мир древнерусской культуры 2-й половины XIII-XV веков" 2010
Цель урока: познакомить с основными фактами древнерусской культуры во второй половине XIII–XV веков и обобщить исторические знания учащихся; развивать кругозор, творческий потенциал, монологическую речь учащихся; воспитывать патриотические чувства, любознательность, интерес к культуре Отечества.
-
Интеллектуальный марафон "Памятники литературным героям" 2010
Целью проведения интеллектуального марафона является формирование интереса к предмету и выявление одаренных и заинтересованных учащихся-интеллектуалов.
-
Открытый урок для родителей "Мелочи жизни" (по стихотворению С.Я. Маршака) 2010
Урок организован как совместное размышление детей, родителей и учителя об ответственности каждого человека за свои поступки. Стихотворение С.Я. Маршака вызывает эмоциональный отклик у ребят, побуждает их к созданию собственного стихотворного произведения – синквейна.
-
Семинарское занятие в 9-м классе "Цикл "Петербургские повести" 2010
На уроке происходит обзорный анализ цикла, именуемого "Петербургские повести", "Шинели" как центральной повести цикла, знакомство с темой "маленького человека" в повести, обучение монологической речи, составление аналитических вопросов.
-
Урок по повести Федора Абрамова "Деревянные кони" 2010
На уроке учащиеся развивают умение анализировать художественный образ; узнают авторскую позицию в вопросе о смысле жизни человека на земле.
-
Урок литературы в 10-м классе "Я между плачущих Шеншин, и Фет я средь поющих" 2010
Урок предполагает усвоение большого объема информации за ограниченное время. Это обстоятельство, а также парадоксальность личности и творчества поэта, желание организовать активную учебную деятельность учащихся определили выбор стратегии урока - продвинутая лекция.
-
Лирика дружбы в поэзии А.С. Пушкина. Стихотворение "19 октября" 2010
Представленный урок - второй в системе уроков по творчеству А.С. Пушкина в 9-м классе. Он продолжает тему "Лирика дружбы" и представляет собой интерпретацию поэтического текста стихотворений "19 октября" 1825 и 1827 гг.
-
Уроки доброты 2010
Как повысить духовно-нравственное состояние современного общества? Достаточно оглянуться на один из своих прожитых дней и вспомнить, какими словами сопровождалось пребывание в нем? Много ли хороших, ласковых, добрых слов было произнесено? Много ли хороших поступков в соответствии с этими словами было совершено? Я разработала серию уроков доброты.
-
Древнерусская культура. Периодизация древнерусской литературы. Иконопись. "Владимирская Богоматерь". "Троица". "Донская Богоматерь" 2010
В работе представлены материалы для проведения межпредметного "круглого стола". Цели урока: приобретение учащимися навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) по теме "Изображение исторических личностей в литературе и живописи" 2010
Цели урока: расширить знания учащихся об исторически значимых личностях: Петре I и Емельяне Пугачёве; углубить понимание идейно-художественного богатства произведений А.С. Пушкина; развивать речь учащихся, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте произведений; воспитывать патриотизм и уважение к историческому прошлому России.
-
Урок литературы на тему "Друзья мои, прекрасен наш союз!" 2010
Интегрированный урок знакомит учащихся с лицейскими годами А.С. Пушкина, рассказывает о жизни Лицея, о друзьях поэта, показывает, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "В гостях у Тимофея Белозерова" 2010
На уроках литературы изучается творчество русских и зарубежных писателей. Но очень мало внимания уделяется авторам, которые жили и живут рядом с нами. Данное внеклассное мероприятие - это небольшое путешествие по страницам книг, написанных Т.М. Белозеровым, живущим в Омской области и посвященных этому сибирскому краю.
-
Приключенческая литература 2010
"Приключенческая литература". Приключения... Что таит для вас это слово? Книги о приключениях различные по содержанию, но настроение, которое возникает при их чтении, как правило, светлое и радостное.
-
Урок литературы в 11-м классе "Взгляд на "польский вопрос" в романе В.Аксенова "Московская сага" 2010
Роман В.Аксенова "Московская сага" принадлежит к тем произведениям, которые по-новому осмысляют военную тему, в частности отношения Советского Союза и Польши в 1945 году. Человечность и подлость, мужество и трусость, мудрость и увлечение ложными идеями - его основные темы. Сдвоенному уроку предшествует достаточно длительная подготовка. Обучающиеся читают отрывки из второго тома романа В.Аксенова "Московская сага" (глава 17 и 18).
-
Принципы организации читательской конференции и диагностика уровня литературного развития учащихся 2010
Принцип уважения личности ученика положен в основу уроков внеклассного чтения – читательских конференций. Цель подобных уроков – дать возможность ребенку заявить о себе, раскрыть себя посредством книги, выбранной им самостоятельно. Читательские конференции такого типа таят в себе немало неожиданностей.
-
Проектирование уроков по "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (Программа Г.И. Беленького) 2010
Важнейшей на сегодняшний день становится проектировочная деятельность учителя. Предлагаю проектирование уроков, состоящее из трех уроков, составленных в соответствии с концепцией проектирования уроков литературы.
-
Герои якутского народного героического эпоса "Нюргун Боотур Стремительный" 2010
Данная работа рекомендована учителям-словесникам в качестве методической разработки урока. Урок олонхо несет в себе огромный воспитательный заряд. От удивительного мира олонхо учащиеся вместе с героями олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» приходят к мысли о торжестве в жизни красоты, духовности и истинности.
-
Разработка урока по литературе на тему "Бережное отношение ко всему живому" 2010
Разработку урока по литературному краеведению для 5-го класса. Приёмы и формы работы, используемые учителем, позволяют усилить практическую направленность урока, заинтересовать учащихся, мотивировать познавательную деятельность, прививать чувства ответственности человека перед природой.
-
Урок литературы в 7-м классе "Край ты мой, родимый край!" 2010
Урок призван расширить представления обучающихся о русской пейзажной лирике; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2010
Драматургу важно сконцентрировать внимание на самых значительных для развития действия сценах, поэтому некоторые эпизоды приходится относить за сцену, зрителю о них известно из разговоров действующих лиц, но они не показаны. Это внесценическое действие.
-
Создание коллажа как способ организации деятельности учащихся на уроке литературы 2010
Коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни мегаполисов ХХ века, наиболее адекватно соответствует «разорванному» «клиповому» сознанию современного человека. Использование коллажа в работе словесника - это трудная, требующая тщательной подготовки, но очень интересная работа, которая позволяет выявить новые способности у учеников – способности коллажного мышления.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "А музы не молчали" 2010
Урок состоит из следующих мероприятий: проведения конкурса авторских стихотворений о ВОВ, конкурса рисунков, посвящённых теме ВОВ; работы над оформлением композиции.
-
"Чтение – вот лучшее учение". Урок по теме "Летописание на Руси" 2010
Интегрированный урок литературы и библиотечного дела способствует усвоению и углублению знаний учащихся по древнерусской литературе, дает представление о летописании на Руси, вызывает интерес к самой книге через освоение ее основных элементов.
-
Урок-размышление в 11-м классе по повести П.Проскурина "Азъ воздам, Господи" 2010
Данный урок, показывая сложный мир современности, учит умению анализировать, формирует нравственные ценности, помогает выбору жизненного пути, самоопределению человеческой личности.
-
Урок литературы в 8-м классе "Уездный город в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2010
Два урока, охватывающие обширную тему «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Говорим о самом городе, его улицах, присутственных местах, больницах. Выясняем, как живут горожане и чиновники. Это урок как подготовка к домашнему изложению с элементами сочинения «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
-
Урок развития речи в 3-м классе "Матушка-красавица русская зима" 2010
Урок развития речи в 3-м классе с целью привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме; воспитывать самостоятельность, активность, терпение; формировать навыки орфографической зоркости. самоконтроля.
-
Литературная гостиная по теме "Творчество писателей XIX века" 2010
Изучение художественного произведения должно быть максимально приближено к процессу естественного общения. Наиболее сложным и наименее любимым видом работы на уроке для учителя является использование элементов драматизации. Приемы драматизации следует вводить постепенно, все более усложняя, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Итак этот вид урока чтения развивает у обучающихся коррекционной школы память, внимание, коммуникативную функцию речи , способствует воспитанию умения работать в парах, коллективе, дружбы и взаимопонимания.
-
Тесты по литературному чтению в 3-м классе 2010
Тест предназначен для контроля знаний по программе «Литературное чтение» (УМК «Школа России»). Каждый тест имеет номер и название раздела. Среди вариантов ответов только один верный. Тесты составлены в программе Word (можно распечатывать и раздавать тесты детям), в программе PowerPoint. Для работы в последней программе надо включить макросы
-
Исторические хроники "Все это было: беды и победы" 2010
Данная композиция была создана на краеведческом материале и посвящена освобождению города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Презентацию к композиции составляют учащиеся, материалы имеются в Интернете.