Урок-композиция о Мусе Джалиле "Жизнь моя песней звучала…"

Разделы: Литература


Этот урок проводится с учащимися VI классов и преподавателями татарской, русской литературы, изобразительного искусства и библиотекарем, и проходит он в школьной библиотеке, в зале которой установлено два стенда: 1 - выставка книг Мусы Джалиля и литературы о нем; 2 - фотовыставка, рассказывающая о жизни и деятельности поэта-героя. В центре - портрет Мусы Джалиля, под ним - живые цветы и плакаты со строчками из стихотворения "Песни мои" (на русском и татарском языках): "Жизнь моя песней звучала в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит" ("Гомерем минем мо?лы бер жыр иде, ?лемем д? я?гырар жыр булып"). Организована выставка иллюстраций к произведениям М. Джалиля, выполненных учащимися VI классов под руководством преподавателя ИЗО. Для проведения урока необходимы диапроектор для демонстрации кадров слайд-фильма о Мусе Джалиле (сделанного из кадров диафильма "Муса Джалиль"), магнитофон, запись воспоминаний сестры поэта (озвученных одной из учительниц), запись песен "Жырларым" (М. Джалиль, муз. С. Сайдашева), "Бишек жыры" (татарская народная песня), "Сагыну" (М. Джалиль, муз. 3. Хабибуллина).

Ход урока

Мальчик и девочка стоят в центре у стендов, демонстрируя расположенные на них материалы. Звучит песня "Мои песни" (на татарском языке).

I ведущий. В просторах оренбургских степей затерялась небольшая татарская деревня Мустафино. Зимой ее чуть не до крыш заносит сугробами. Летом немилосердно палит солнце, а по большаку, который проходит через деревню, вздымая шлейф пыли, одна за другой проносятся машины с хлебом.

(Демонстрация видов деревни Мустафино на стенде с фотовыставкой.)

II ведущий. В самом центре, на возвышенности, открытой солнцу и упругому степному ветру - бюст Джалиля. У подножия бюста - живые цветы. (Демонстрация памятника М. Джалилю.) Невдалеке, у спуска к речке, - аккуратно побеленный домик под шиферной крышей. (Демонстрация фотографии дома.) Когда-то на этом месте стоял другой дом, в котором 15 февраля 1906 года родился Муса Джалиль.

I ведущий. Муса был шестым ребенком в семье крестьянина, а позднее владельца маленькой бакалейной лавки Мустафы Залилова. Как и все крестьянские дети, он бегал босиком по росистой траве, пас гусей, ходил в ночное, купался в мелководной и извилистой речушке Неть, протекавшей неподалеку от деревни. Слушал протяжные татарские песни, которые пела его мать Рахима. (Звучит татарская народная песня "Бишек жыры".)

Он очень любил сказки бабушки Галимы. Это были страшные сказки про дива, пьющего кровь у людей, про его подземное царство с 7 запорами и храброго батыра, побеждающего злые силы.

Чтец. Много лет спустя, в Моабитской тюрьме Муса вспомнит об этих сказках.

Эх, сказки моей бабушки,
Тягаться с правдой не вам!
Чтоб рассказать о страшном,
К каким обращусь словам?
Железные двери, как в сказке,
В железе дыра, и в нее
Смотрит див ежедневно -
Добро проверяет свое.

Учитель. Рано проснулась у будущего поэта тяга к знаниям. Вот что вспоминает сестра поэта Хадича апа (демонстрация ее фото).

(Включается магнитофонная запись - воспоминание сестры о том, как Муса учился в медресе.)

"Зимой с ним произошел такой случай. В середине зимы был большой религиозный праздник. На празднике по традиции кто-нибудь из лучших учеников медресе читал одну из глав Корана. На этот раз учитель поручил это Мусе.

И вот Муса удивил все село тем, что наизусть, без единой запинки прочел по-арабски главу из Корана. Старики, собравшиеся в мечети, качали седыми головами: - Надо же, мальчонка сам ростом не выше Корана, а как запомнил слова пророка! Быть ему ишаном, а то и муфтием".

I ведущий. А вскоре Мустафа абзый окончательно разорился. В Оренбурге Залиловы жили в сырой и мрачной подвальной комнате во дворе медресе Хусаиния. (Демонстрация фотографии дома в Оренбурге.)

Здесь было тесно и неуютно. Низкий потолок, стены в подтеках сырости, два крошечных окошка под самым потолком, в которые никогда не заглядывало солнце. А в семье Залиловых в то время было 7 детей.

II ведущий. Мустафа абзый всю жизнь мечтал о счастье, и всю жизнь его преследовали неудачи. Нередко месяцами сидел без работы, а семья - без куска хлеба. И все же Мустафа абзый сделал все, чтобы дать своим детям образование. Их удалось устроить в медресе Хусаиния.

Учитель ИЗО. С первых дней учебы в медресе Муса полюбил учителя рисования и его предмет. Так как денег на покупку альбома и красок не было, Муса рисовал чем угодно и на чем попало - углем на стене соседнего дома, мелом на каменных плитах тротуара, палочкой на песке. В конце учебного года Мусе подарили за прилежание и успехи в учебе альбом для рисования и набор акварельных красок. Муса взял их с собой в деревню, когда детей отправили на каникулы. Он рисовал пейзажи и жанровые сценки портреты односельчан. (Демонстрация рисунков поэта.)

Сестренка Мусы Зейнаб приходила в во хищение от этих рисунков - брат казался е настоящим художником. Эти рисунки выставляли в музее, а некоторые из них отработали даже на городскую выставку самодеятельных художников. Хотя Джалиль впоследствии забросил рисование, но это увлечение и прошло бесследно. Оно помогло поэту развить наблюдательность, чувство цвета.

(Демонстрация рисунков-иллюстраций стихам поэта, которые выполнили учащиеся на уроках ИЗО.)

Чтец читает наизусть стихотворени "Родник".

I ведущий. Немного позднее Муса увлекся музыкой. У одного из его приятелей оказалась мандолина, и Муса целыми днями тренькал на ней, пока не выучился вполне прилично исполнять татарские народные песни.

(Звучит песня "Чишм?" на татарском язы ке в исполнении ученицы.)

Библиотекарь. Но, пожалуй, самым сильны и постоянным увлечением Мусы было чтение Неподалеку от медресе находилась библиотека. Сюда, на тихую улочку со старой булыжной мостовой и тротуаром из стершихся каменных плит Мусу тянуло, словно осу на мед Библиотека размещалась в небольшой 2- этажном здании. (Демонстрация слайда ее зданием библиотеки.)

По ветхим деревянным ступенькам Муса поднимался на 2-й этаж, где тесно стояли полки с книгами, пахло бумажной пылью, столярным клеем и свежевымытыми деревянными полами! Он пропадал здесь вечера напролет. Муса настолько увлекся чтением, что решил завести библиотеку. Денег на книги не было и он надумал "издать" их сам. Из сложенной вчетверо тетрадной бумаги сшил аккуратные книжечки в корочках из цветного картона. В одну записал легенду, услышанную от бабушки. В другую - сказку, которую сочинил сам. В 3-ю и 4-ю - частушки и народные песни. Долго уговаривал брата записать в одну из тетрадей какую-нибудь историю, но Ибрагим отказался, - некогда. Муса уже знал, что библиотека состоит из книг разных авторов, поэтому потребовал от сестренки Зейнаб, чтобы она сочинила сказку. Та, как ни билась, ничего не могла придумать. Тогда они сочинили сказку вдвоем.

Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им почитать свои книжки. (Знакомство с выставкой книг, посвященных М. Джалилю.)

Учитель. Впечатлительный, живо реагирующий на события жизни, не по годам начитанный, Муса рано начал писать стихи. Двоюродная сестра Мусы и подруга его детских игр Марьям Сайфетдинова рассказывает, что примерно в 1915 году Муса под большим секретом признался ей, что мечтает стать поэтом, как Тукай. Марьям удивленно глянула на него, не зная, верить или нет. Муса вытащил из-за пазухи лист тетрадной бумаги, написанный красивым четким почерком, и, взяв честное слово, что она никому не скажет, прочитал два стихотворения. В одном из них описывалась природа родной деревни. Другое было посвящено солнышку. Это и были самые первые поэтические опыты 9-летнего Мусы. А его более поздними стихами мы восхищаемся до сих пор.

Чтец читает стихотворение "У порога" ("Ишек т?бенд?") на русском и татарском языках.

Учитель. Муса рос, мужал. Преодолев огромные трудности, он получает образование и несет культуру в народ. Он много пишет. Где бы ни работал, он всюду проявляет молодой задор, неиссякаемую энергию. Но творческим планам поэта не суждено было осуществиться. Началась Великая Отечественная война.

(Звучит отрывок из песни "Священная война". Показ кадров слайд-фильма "Муса Джалиль".)

Инсценировка стихотворения "Кызыл ромашка" (исполняется русскоязычными детьми на татарском языке).

Учитель. В июне 1942 года тяжело раненный Муса Джалиль попал в плен. Фашистские застенки. Пытки. Голод. Но и здесь Муса не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером.

Чтец читает стихотворение "В?хш?т" (на татарском языке). Показываются кадры из

I ведущий. Нелегко приходилось Джалилю. Особенно он тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине.

(Исполняется песня "Кызыма" учеником на татарском языке.)

II ведущий. Но его угнетали не физические страдания, даже не близость смерти, а разлука с Родиной.

Стихотворение "Не верь!" ("Ышанма!") читается на русском и татарском языках.

Учитель. Никогда не покидало вдохновение Джалиля, даже тогда, когда топор палача был уже занесен над его головой. 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнен, но его песни дошли до Родины. (Читается стихотворение "Песни мои" ("Жырларым") на татарском и русском языках.)

Подвиг Мусы Джалиля высоко оценен Родиной. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Исполняется песня "Сагыну" (на татарском языке).

Учитель.

Когда пройдет, как песня жизнь моя,
Когда замолкну, близких покидая,
Не думайте, что умер я, друзья, -
В сердцах миллионов буду жить всегда я.

Если время урока позволяет, можно провести викторину, посвященную Мусе Джалилю.

  1. Где и когда родился Муса Джалиль?
  2. Сколько было ему лет, когда он написал первое свое стихотворение?
  3. В каком городе он учился в медресе?
  4. На каком музыкальном инструменте он умел играть?
  5. Как звали дочь Мусы Джалиля?
  6. Как звали сестру Мусы Джалиля?
  7. Как называется сборник стихов, написанных в фашистской тюрьме?
  8. В каком году перестало биться сердце поэта?
  9. Какие места, связанные с именем Муссы Джалиля, вы знаете в Казани?
  10. Из какого стихотворения эти строчки?
  11. а) "Жизнь моя песней звенела в народе..."
    б)