Цели урока:
воспитания:
– воспитать любовь к родному краю, родной
природе;
– умение видеть красоту произведений искусства;
обучения:
– познакомить с произведениями Ф.И.Тютчева,
И.Левитана;
– научить учащихся видеть средства создания
образов в художественных произведениях;
– закрепить понятия теории литературы;
– формировать навык выразительного чтения
стихотворения;
развития:
– умение строить ассоциативные ряды;
– умение сопоставлять произведения разных видов
искусств, находить общее и различное в
произведениях одного автора.
Оборудование:
– репродукции картин И.Левитана “Март”,
“Весна – большая вода”;
– эпиграф;
– запись: “Изобразительно-выразительные
средства:
олицетворение;
эпитет;
метафора;
сравнение” (запись закрыта).
ХОД УРОКА
1. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий
Проблемный вопрос:“ Как вы думаете, почему природа “открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна”?
(Не все люди внимательны, наблюдательны; мы живём в диком ритме жизни, не успеваем даже посмотреть на то, что нас окружает.)
Тема нашего урока – “Очарованье русского пейзажа…”, мы будем говорить о природе в произведениях русских писателей и художников.
Цель нашего урока – познакомиться с произведениями Ф.И.Тютчева, репродукциями картин И.Левитана; выяснить, какой предстаёт природа в их произведениях, какими средствами создают авторы её образ; ответить на поставленный проблемный вопрос.
– Запишите число и тему урока.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. С давних времён природа играла особую роль в жизни человека. Силам природы поклонялись, к ним обращались за помощью, разбушевавшиеся силы природы воспринимали как наказание за совершённые проступки.
– В каких пословицах и поговорках нашли отражение наблюдения народа за природой? Какие закономерности вы заметили? ( Пословицы и поговорки связаны с крестьянским трудом, бытом: от природы зависела жизнь людей, их благополучие.)
2. Сейчас мы воспринимаем природу иначе.
“Мозговой штурм”: Запишите ассоциативные ряды, которые возникают у вас при слове “весна” – …, “зима” – …, “весна” – … .
3. По-своему воспринимают и изображают природу писатели и художники. Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”. Определите, каким чувством, настроением оно проникнуто. (Игривости, радости, торжества.)
– Выберите слова, которые создают это настроение. (“Стучится”, “засуетилось”, “трезвон”, “хохочет”, “шумит”, “убегая”.)
– Какой предстаёт природа в этом стихотворении? (Живой.) Какие слова, употреблённые в тексте, больше свойственны для человека, а не для природы?
– Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение. Слово открываем на доске.)
– Зима и весна – два персонажа. Выберите слова, которые помогают нарисовать их образ, передать характер. (Учащиеся называют слова, делают вывод о характере каждого персонажа.)
– Докажите, что в тексте выражено авторское отношение к зиме и весне. (“Ведьма злая”, “прекрасное дитя”.)
– О каком месяце идёт речь? Докажите. (Март.)
4. “Март” – одна из картин известного русского художника И.Левитана. Рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? (Учащиеся описывают картину.)
– Подумайте, что роднит стихотворение Ф.Тютчева и полотно И.Левитана? (Настроение радости, ощущение лёгкости, свежести.)
– Какие цвета создают это настроение? (Белый, голубой, жёлтый.)
– Определите идею картины И.Левитана. (И.Левитан-Дягилеву: “Лежу целые дни в лесу и читаю…Вы удивлены…Не бойтесь! Я слишком люблю природу!)
– Что необходимо художнику, чтобы создать картину? (Холст, краски.) А поэту? Ведь у него нет красок, чтобы передать образ и цвет, нет музыкального инструмента, чтобы передать звуки.
(Учащиеся называют эпитет, метафору, сравнение. Открываем эту запись на доске. Заголовок остаётся закрытым.)
5. Другое стихотворение Ф.И.Тютчева – “Весенние воды”. Послушайте его и определите, сходства и отличия с предыдущим. (Оба стихотворения о весне, её начале; игривости в этом стихотворении нет, оно звучит с особой торжественностью.)
– Что придаёт торжественность стихотворению? (Лексика, в том числе церковнославянская, восклицательные предложения.)
– Какое средство выразительности лежит в основе произведения? Почему? (Автор использует олицетворение, чтобы показать зарождение новой жизни, пробуждение природы весной.)
– О каком хороводе идёт речь? Почему он “румяный, светлый”?
– Какое средство выразительности помогает Ф.И.Тютчеву нарисовать майские дни? (Эпитеты.)
– Олицетворения, эпитеты, метафору, сравнения называют средствами изобразительно-выразительными (открываем заголовок на доске). Почему? (Они помогают “нарисовать” картину словами и выразить авторское отношение к ней.)
III. РЕФЛЕКСИЯ
– Подготовьтесь (2-3 мин.) и выразительно прочитайте понравившееся вам стихотворение, стараясь передать настроение. (Два человека читают, затем учащиеся обсуждают чтение.)
Проблемный вопрос: “Можно ли слова Н.Заболоцкого отнести к Ф.Тютчеву и И.Левитану? Почему?”
4. ДОМА: подобрать и записать в тетрадь выражения, которые помогут “нарисовать” картину зимнего дня, подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.