Цель урока: расширить представление обучающихся о жанрах донской казачьей песни, обычаях и традициях Дона.
Задачи урока:
- Обучающая. Формирование знаний о жанровом своеобразии и манере исполнения донской казачьей песни и ее роли в культурных традициях Дона.
- Развивающая. Развитие исполнительского мастерства и творческих способностей обучающихся.
- Воспитательная. Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям донских казаков.
Тип урока: углубление в тему.
Методы обучения: проблемно-поисковый, аудиально-визуальный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, игровой, вербальный.
Форма организации обучения: классно-урочная.
Формы и приемы контроля: устный контроль.
Оборудование: магнитофон, медиа проектор, презентация.
Ход урока
Приложение 1 (слайд 1)
Музыкальное приветствие.
Видеоотрывок можно получить у автора статьи.
Слово учителя литературы о необычности урока.
Учитель МХК. Тема урока: (слайд 2) Жанры донской казачьей песни в обычаях и традициях Дона.
(Слайд 3)
Учитель литературы.
Ой, ты, батюшка наш,
Славный Тихий Дон!
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Про тебя летит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
(Из старинной казачьей песни)
(Слайд 4)
Песня – одно из главных
Богатств нашей донской земли. А.Квасов
Учитель литературы. Ребята, давайте вместе определим цели урока.
Учитель МХК. Нам хотелось бы узнать настроение каждого из вас, для этого воспользуемся цветовыми карточками. Поднимите ту цветовую карточку, которая соответствует вашему настроению. Спасибо.
(Слайд 5)
А знаете ли вы, что лучшее лекарство от плохого настроения – это оптимизм и активная деятельность, чем мы сейчас и займемся.. Создаем хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и по улыбке распоемся на примере скороговорки “Веники”. Вначале послушайте…
Учитель литературы. Ребята, давайте вспомним: (Слайд 6)
Территорию, которую мы именуем Ростовской областью, всегда так называлась? (Более 5-ти веков назад с появлением на Дону казачества эту территорию называли Областью войска донского. В 1937 г. Эта территория была преобразована в Ростовскую Область. В 2007 г. отмечали 70-летие образования области.)
Что из себя представляет рельеф Ростовской области? (Равнина)
(Слайд 7)
Как называется самая крупная река нашей области? (Дон)
(Слайд 8)
Учитель литературы. Из какого языка пришло к нам слово “Дон” и что оно означает?
В творчестве каких писателей прославлена эта река? (Михаил Шолохов (Слайд 9), Виталий Закруткин, Анатолий Калинин)
Учитель МХК. Да, действительно, все, чем жил русский народ на широкой равнине, (слайд 10) простирающейся вдоль величественно текущего Дона, прославленного на весь мир творчеством М.А.Шолохова, отразилось в задушевных песнях (слайд 11) то искрящихся радостью жизни, то грустных и печальных. А также в самобытных плясках, (слайд 12) полных удали, задора и изящества. На протяжении более 4-х вековой истории донское казачество отличается высокой культурой хорового пения и особой манерой их исполнения. Какой? (Слайд 13)
– Ребята, а какие жанры народной песни вы знаете? (Былины, колыбельные, исторические, плясовые, свадебные, лирические песни)
Учитель литературы. А какой из этих жанров самый древний?
– Что такое былина? (Былина – это произведение устного народного творчества о богатырях. Былины не рассказывались, а сказывались)
Ц Как вы думаете, ребята, почему этот жанр получил именно такое название?
(Былины – от слова “быль”. Людям очень хотелось верить, что такие герои – умные, сильные, добрые – действительно были в давние– предавние времена.)
– А каких богатырей вы можете назвать? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Поповив, (слайд 14) Микула Селянинович. Их имена хранит память народная.)
Учитель МХК. А в каких песнях звучит живая, непридуманная история? (В исторических) (Слайд 15)
– Какие исторические песни вы знаете и какую бы хотели сейчас исполнить? (“Грянул внезапно гром над Москвою”)
Учитель литературы. О каком историческом событии идет речь в этой песне? (О войне 1812 года)
– Что означает слово “чаять” (“Чая спасенье в бегстве найти”)?
– Объясните значение слова “брегов”. Здесь старорусская форма произношения с неполногласием.
– А как вы понимаете смысл предложения “Выступил с шумом Дон из брегов”?
– Что значит “все запылало мщеньем-отвагой”?
– Почему в песне поется “Рушилась слава Наполеона”?
Учитель МХК. На Дону говорят не спеть песню, а сыграть . Ведь она– целый спектакль. Посмотрите, пожалуйста, на кадр, так исполняет историческую песню Государственный акдемический хор донских казаков им. А.Квасова.
– На Дону очень популярны песни о своих героях, например Ермаке Тимофеевиче. Продолжите, о ком еще…. Матвее Платове. (Слайд 16)
– А что вы знаете о Матвее Платове?
Ученик делает сообщение о М.Платове. (Слайд 17) Приложение 1
Учитель литературы. Историческая песня стала художественным центром страниц романа М.А.Шолохова “Тихий Дон”. (Слайд 18)
где говорится о войне: первой мировой и гражданской. Именно историческая песня роднила противоборствующие стороны донских казаков, напоминала об их некогда нерушимом единстве.Песня на протяжении всего романа сопровождает героев голосом мира и согласия. Казачий песенный репертуар, своего рода чуткая душа донского края. Исторические песни чутко запечатлел все, чем жили донцы. Здесь и старинные, исполненные скорби прощания с отчизной мотивы:
Поехал казак на чужбину далеку
На добром своем коне вороном,
Свою он краину навеки покинул…
Здесь и новые, уже рожденные германской войной, “окрашенные черной безотрадностью” напевы:
Просвистела пуля свинцовая,
Поразила грудь она мою…
Или
Как пришло письмо, да с печатью,
Что милый мой убит…
Песня стала важной содержательной и художественной частью произведения; она сопровождает мирную тему, противостоит войне, характеризует быт и историю края. (Слайд 19)
И помогает писателю углубиться в художественный мир главного героя. Много говорит о чутком сердце главного героя, Григория Мелехова, рассказ о том, как красиво и вдохновенно он “дишканит”, как льется его голос, “словно нить серебряная”, как может расплакаться, слушая задушевную песню.
Огромное впечатление производит сцена , когда в ночной кубанской степи Григорий слушает, как поют отступающие белоказаки:
Ой, как на речке было, братцы, на Камышенке,
На славных степях на саратовских…
“Словно что-то оборвалось внутри Григория… Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло. Глотая слезы, он жадно ждал, когда запевала начнет, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова. “Атаман у них – Ермак , сын Тимофеевич, Есаул у них – Асташка, сын Лаврентьевич…” Над черной степью жила и властвовала одна старая, пережившая века песня. Она бесхитростными, простыми словами рассказывала о вольных казачьих предках, некогда бесстрашно громивших царские рати… И в угрюмом молчании слушали могучую песню потомки вольных казаков, позорно отступавшие…” Это – одна из наиболее драматичных картин книги: вечная тема войны и мира проявляется здесь в особом напряжении.
(Слайд 20)
Учитель МХК. Теперь обратимся к еще одному песенному жанру. Что значит игровая – плясовая песня? (Это песни, требующие при исполнении игры и пляски)
– Какую бы игровую-плясовую песню вы хотели бы исполнитиь? (“Эх, донские казаки!”)
Учитель литературы. Ребята, поясните мне, пожалуйста, сто такое “станица”?
Станица – административный цент, в который входят несколько мелких сел и хуторов.
– А что такое хутор? (Хутор – небольшое поселение из нескольких дворов.)
– Кто мне скажет, как называются казачьи дома? (Курени и хаты.) (Слайд 21)
– Что такое курень? (“Курень” – слово татарское и переводится как круг. Так как в древности казаки строили шалаши, имеющие круглую форму, то название позаимствовали у монголо-татар. Курени строили по берегам Дона, который иногда разливался. Поэтому курень имел высокий каменный фундамент. Вокруг дома был балкон, чтобы можно было проходить открывать и закрывать ставни.)
– А как называли жилица в степных, безлесных районах Донского края? (Хата или камышанка.) Такие дома строили из самана – глины, смешанной с сухой растительностью.) (Слайд 22)
– Очень интересно делали крыши домов на Дону. Они всегда были четырехскатные. Поэтому откуда ни дул ветер, крышу сорвать ему было очень трудно.
Так вот в этих куренях и хатах собирались казаки долгими зимними вечерами и пели песни.
Учитель МХК. Прослушаем песню “Конь боевой”.
– А давайте сравним манеру исполнения донской казачьей песни с композиторской. Например, с “Неаполитанской песней”. Кто ее автор?. Исполним ее!.
– Теперь внимательно послушайте и определите жанр донской казачьей песни? (Прослушиваение свадебной песни “Ты, Ягорушка!”) (Слайд 23)
На Дону песни поют как в сопровождении инструментов, так и без сопровождения.
– Решите анаграмму: (Слайд 24)
АААЛЛКПЕ
– Акапелла (Слайд 25)
(Рассмотрите кадр, это целый спектакль. Обратите внимание на костюмы.)
Учитель литературы. Свадебный обряд у донских казаков (слайд 26) – это особый праздник. Здесь все идет по своим правилам. По-особенному должны вести себя жених и невеста. А для гостей самое главное – петь, танцевать и веселиться от души. На свадьбах пели величальные песни, в которых славили жениха и невесту. Особые свадебные песни создавали веселое и задорное настроение. Это обряд замечательно показан в фильме С.А.Герасимова, снятому по роману М.Шолохова “Тихий Дон”. Давайте посмотрим фрагмент фильма. (Слайд 27) (Enter)
– Что вы можете сказать о свадебном обряде , судя по этому фрагменту?
– Как ведут себя казаки на свадьбе?
Учитель МХК. Сегодня мы с вами поговорим и о хороводных песнях. Как вы думаете, почему их так называют? (Их исполняют с элементами хоровода). Рисунки хороводов бывают разные. Посмотрите, пожалуйста на кадр и скажите, что это за хоровод. (Круговой)
– Сейчас творческая работа на 1,5–2 минуты. На листиках, которые у вас на партах, цветными карандашами или фломастерами придумайте и нарисуйте свой рисунок хоровода и дайте ему название.
Учитель литературы. Ребята, надеюсь, вы придумали много интересных хороводных узоров. А когда же по хуторам и станицам начинали устраивать хороводные развлечения? (Слайд 28)
С приходом весны. Как только появлялась первая зеленая травка, в народе говорили : “Весна пришла – игра пошла”.
– А где выбиралось место для проведения хороводов?
Местом для проведения хороводов выбирались живописные поляны вдоль берегов рек, луга за хуторами, пригорки близ церкви, а зимой – обычные деревенские избы.
– Как вы думаете, как одевались на такие игрища казаки и казачки?
Конечно, в лучшие свои наряды.– Давайте вспомним традиционный казачий костюм и прическу. (Слайд 29)
– Что является отличительным атрибутом казака в прическе, кстати в фильме вы это видел.
(Чуб. Усы.)
– А какая прическа отличала казачек? (Гладко причесанные и заплетенные в косу волосы сзади собирались в пучок. Чтобы волосы не растрепались, замужние женщины обязательно надевали… шлычку).
– А какой костюм характерен для донских казаков? (Традиционными цветами для донского казачества были голубой в сочетании с красным. Казачий мундир “чекмень” состоял из голубого кафтана с красными отворотами и голубых шароваров с красными лампасами. Обязательно казак должен был носить ремень ( как еще раньше говорили – пояс). Его отсутствие считалось зазорным, такого казака переставали уважать. И сегодня о тех, кто не соблюдает обычаев или плохо себя ведет, говорят, что он “распоясался”. Головной убор – тоже занимал важное место. Казаки должны были ходить с “покрытой головой”.
Женщины носили широкие длинные юбки и облегающие кофты с множеством рюшечек. Хотя самым распространенным был красный, ограничений цветовых для женщин все же не было. Единственное, к черной юбке не надевали черную кофту.)
Учитель МХК. Оценка рисунков.
Хоровод и песня “Ты воспой в саду, соловейка!”
– Назовите пропагандистов донской казачьей песни. (Слайд 30)
Рассказ А.И. о Государственном ансамбле песни и пляски Донских казаков. (Слайд 31)
Репертуар ансамбля…….(Слайд 32)
Сообщение ученика о театре казачьей песни.
Учитель литературы. А есть ли пропагандисты донской казачьей песни в нашем районе?
В сельских домах культуры самодеятельные артисты.. В г. Сальске ансамбль “Лазоревая степь”
– А вы являетесь такими пропагандистами? Куда ездили девочки вашего класса на весенний каникулах? (Слайд 33)
– И сегодня мы с вами говорим о донской казачьей песне. Это тоже пропаганда народного песенного творчества казаков.
Учитель МХК. (Слайд 34)
Д/з: Вам нужно выступить в роли фольклористов. Запишите, пожалуйста песни донских казаков, которые исполняются в вашей семье. Расскажите о традициях и обычаях, которые есть в вашей семье.
Учитель литературы. В заключении хочу прочитать вам стихотворение замечательного поэта, нашего земляка Владимира Костенко о нашем родном крае, (слайд 35) который является частью донской земли, донской культуры.
Степь, моя степь!
Воздух хмельной!
Синь без конца и края!
Я, как подруге, тебе лишь одной
Мысли свои доверяю. (Слайд 36)
Как не любить тебя, солнечный край,
В дни сентября или мая?!
И если на свете имеется рай,
То рай этот – степь родная! (Слайд 37)
А в центре степи – небольшой городок
С домами разноэтажными,
Который не только в ложбину залег –
В сердце проник каждому. (Слайд 38)
Стая гусей кочевых пронеслась
Под солнца прямыми лучами.
Сальск – это степь!
Степь – это Сальск!
А мы – степняки – сальчане! (Слайд 39)
Солнце горячее!
Воздух хмельной!
Синь без конца и края!
Будто бы другу, мой город родной,
Мысли тебе доверяю.
Итог урока.
(Слайд 40) Приложение 1
Оценивание.