Урок-мастерская по рассказу Б.Васильева "Великолепная шестерка". Равнодушие – тяжкая болезнь души"

Разделы: Литература


Основная проблема урока:

  • взаимоотношение человека и природы;
  • вопрос о совести, спор совести и равнодушия.

Основные ценности, входящие в тему урока:    

  • понимать, что отношение к животным – один из критериев нравственности; равнодушие, жестокость по отношению к окружающим – это прямой путь бездуховности.

Цели и задачи урока:

  • формирование устойчивой мотивации к чтению;
  • постижение нравственных проблем;
  • формирование умения выражать собственную позицию;
  • создание на уроке теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Структура урока:

  • Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в проблему.
  • Проблемный вопрос.
  • Социоконструкция. Работа в группах.
  • Социализация. Предоставление учащимися своих работ.
  • Разрыв. Новое видение поступков героев.
  • Рефлексия. Подведение итогов.

Оборудование урока:

  • Портрет Б.Васильева.
  • Тексты рассказа «Великолепная шестерка».
  • Видеоролики о лошадях.

Ход урока

I. Индукция.

Продолжаем изучение рассказа «Великолепная шестерка». На уроке мы попытаемся осмыслить и понять поступки детей и поведение взрослых из пионерского лагеря.

– Какие проблемы поднимаются автором в рассказе «Великолепная шестерка»?

Учащиеся записывают на доске:

  • равнодушия и бережного отношения к окружающим;
  • ответственности за тех, кого мы приручили;
  • вопрос о совести, о равнодушии.

II. Проблемный вопрос.

Это серьезные нравственные проблемы.

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер я у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

– Кто из героев рассказа может прикоснуться к окружающей красоте сердцем?

– Кто растопчет эту красоту?

III. Социоконструкция. Видеоролик «Лошадки».

Какие ассоциации у вас возникают при слове «лошадь»?

– красивое животное, тепло, иппотерапия, гармония, отвага, стойкость, сила и гордость, любовь, нежность, одиночество, мощь, смелость, свобода, полет, русское поле, удивительные глаза…

– Можно ли быть равнодушным к такому животному?

– Что скрывается за названием «Великолепная шестерка»?

Задания по группам. 

1 группа. Дети.

Как чувствовали себя верхом на лошадях мальчишки?

– Почему они так странно себя называли?

– Какую характеристику дает детям Кира Сергеевна?

– Как вы оцениваете их поступок? Можно ли их оправдать?

– Какими они вырастут?

2 группа. Взрослые из пионерского лагеря.

Какие чувства вызывают эти взрослые?

– Что их более всего тревожило в посещении милиционера и Петра Дементьевича?

– Почему они так отнеслись к старому человеку?

– Что для них главное в жизни?

3 группа. Взрослые (милиционер и Петр Дементьевич).

Нарисуйте портрет молодого лейтенанта.

– Почему инвалид так раздражал Киру Петровну?

– Зачем они пришли в пионерский лагерь?

– Как ветеран относился к своим лошадкам? Почему он умер?

– Нашел ли понимание у Киры Сергеевны милиционер? Охарактеризуйте его поведение.

4 группа. Лошади.

Что чувствовали лошади во время бешеной скачки?

– Как выглядели лошади?

– Почему милиционер поправил Киру Сергеевну: не умерли, а пали?

– Какие качества отмечает ветеран у лошадей?

– В каких известных вам рассказах звучит боль за лошадей?

IV. Социализация. Группы представляют свои наработки.

Примерные ответы:

1 группа.

– Клевое дельце – скачка. Вперед, вперед, только вперед!

– Подражают настоящим ковбоям.

– Надежда 21 века, «великолепная шестерка»: Валера – математик, неоднократный победитель олимпиад; Игорек – техническое чутье, по телевизору показывали; Славик – второй Карпов, надежда области, а возможно, и всего Союза; Дениска – полиглот, овладел тремя языками.

– Отзывы, протоколы, почетные грамоты – письменный стол ломился от них.

Но! «Вонзи шпоры в бока». Нет в характеристике душевных качеств.

– Равнодушные, беспечные, оставили лошадей на привязи, хотя деревенские отпускают их на ночь в поле пастись. Поступили не по-человечески. Так и не узнали о своей беспечной халатности.

2 группа.

– Работники лагеря вызывают чувство негодования.

– Их испугал приход милиционера, а инвалид раздражал.

– Кира Сергеевна думает о переходящем знамени, о том, чтобы не запятнать честь лагеря, о своей карьере.

– Дико звучат ее слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».

– Проводят патриотическое воспитание для галочки: возложение цветов к мраморному памятнику погибшим.

– Живой инвалид с тяжелым орденом их раздражает. Физрук ведет себя по отношению к ветерану оскорбительно, развязно, цинично; указывает ему на неправильную речь, а у самого речь примитивна.

– Вожатая брезгливо: он алкоголик. Конечно, прежде был героем. (Как будто не замечает увесистого ордена на впалой груди. Похоже, на ее пышной груди место только галстуку).

– Бессердечные, бездушные, карикатурные. Только, увидев фотографии мертвых лошадей, растерялись. Смотрели с ужасом. В этом есть и их вина: физрук не дослушал ребят перед их отъездом, ушел готовить шашлыки.

– Кира Сергеевна изорвала фотографии и смыла в унитазе их клочки. Дала деньги старику, хотя знала, что пить ему нельзя, главное, чтобы не рассказывал о случившемся.

– Черствые, не чувствуют чужой боли, не понимают, что никакие льготы не заменят простое человеческое участие, тепло человеческого сердца. Они не заслуживают звания «человек».

3 группа.

– Юный лейтенант, как из старшего отряда.

– Старательно и негромко изложил причины появления; очень спокойно, уверенно.

– Старики да дети всем родня: этому меня бабка еще в зыбке учила.

– Оберегает инвалида, ухаживает за ним.

– Понимает, что работники лагеря – бессердечные люди, поэтому понимания у них не найдешь.

– Петр Дементьевич – маленький, худой, облезлый старичок, в сентетической, застегнутой на все пуговицы рубашке; мятые брюки; большие ступни; беспрестанно моргающие глазки.

– Почетный колхозный пенсионер, герой войны, бывший разведчик – за шестого языка получил орден; весомый орден качнулся на впалой груди, отразив позолоченный лучик, как будто крикнув: я живой, я здесь.

– Благодарно уткнулся в плечо; большие лошадиные слезы; вздохнул, будто старая, уставшая лошадь; умер от тоски.

– Очень любил лошадей – они для него смысл жизни.

– Он всем дедом приходится, это колхозный дедушка. Но у работников пионерского лагеря живой герой никаких чувств не пробудил, уж очень неказистый на вид, даже весомый орден не помог.

4 группа.

– Лошадиный галоп тяжел и неуверен; лошадиные сердца выламывают ребра; из лошадиных глоток рвется надсадный хрип.

– Теперь машины ласкают, а коней бьют. Все никак до добра дожить не могут. Не успевают. Кони, коники.

– Кучум – гнедой, статный, спас старика. Сивый Старик, больной, жалел Пульку, древнюю кобылку.

– Животные оказались заботливее и человечнее людей. Кони погибали по-человечьи.

– Они похожи с Петром Дементьевичем – они сжились: старые, беспомощные, костлявые, так и не дожившие до хорошей жизни.

V. Этап. Разрыв. 

«Бывают пятна и на мраморе. Но ведь благородный мрамор остается благородным и тогда, когда на него падает тень», – говорит Кира Сергеевна о мальчишках, гордости коллектива, уверенно защищая их.

– Просто забыли про лошадей, которых накануне отъезда привязали к деревьям!

– Просто оказались чуть беспечны!

– А так ли безобидны эти качества?

Равнодушный – безразличный, безучастный.

Беспечный – беззаботный, то есть без заботы о ком-либо, о чем-либо.

Великолепная шестерка коней преподала урок человечности «великолепной» (по мнению работников лагеря) шестерке мальчишек, только жаль, что они так и не узнают об этом. Кира Сергеевна смоет это позорное пятно в унитазе.

Люди, которых ничего не волнует, отвратительны.

Финал рассказа трагичен вдвойне: мальчишки так и ничего не узнали о том, что по их беспечности погибли лошади, а вслед за ними умер и старик Прокудов. Не почувствовали своей вины и взрослые из пионерского лагеря. Их холодные сердца не смогли растопить даже фотографии мертвых лошадей.

VI. Рефлексия.

Б. Васильев – художник трагического, он выбирает ситуации экстремальные, порой жестокие, пишет страдания сквозь собственную боль (А. Дементьев).

– Какой урок вынесли из чтения этого рассказа?

– Как надо относиться к тем, кто живет рядом с нами?

Примерные ответы.

– Сегодня на уроке я понял, что природа тоже живое существо, которое способно любить, страдать, жалеть, как человек.

– Рассказ учит быть чутким и внимательным к чужой боли.

– Через отношение к лошади выявляется характер человека, что он за существо.

– В рассказе я почувствовал боль писателя за утрату веры в высокие идеалы, тревогу за человека и окружающую среду.

– Кони не просто очеловечены. Они наделены той высокой нравственной силой, благородством, каких начисто лишены люди из пионерского лагеря.

VII. Домашнее задание.

Эссе «Равнодушие – преступная болезнь души».