Основная проблема урока:
- взаимоотношение человека и природы;
- вопрос о совести, спор совести и равнодушия.
Основные ценности, входящие в тему урока:
- понимать, что отношение к животным – один из критериев нравственности; равнодушие, жестокость по отношению к окружающим – это прямой путь бездуховности.
Цели и задачи урока:
- формирование устойчивой мотивации к чтению;
- постижение нравственных проблем;
- формирование умения выражать собственную позицию;
- создание на уроке теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
Структура урока:
- Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в проблему.
- Проблемный вопрос.
- Социоконструкция. Работа в группах.
- Социализация. Предоставление учащимися своих работ.
- Разрыв. Новое видение поступков героев.
- Рефлексия. Подведение итогов.
Оборудование урока:
- Портрет Б.Васильева.
- Тексты рассказа «Великолепная шестерка».
- Видеоролики о лошадях.
Ход урока
I. Индукция.
– Продолжаем изучение рассказа «Великолепная шестерка». На уроке мы попытаемся осмыслить и понять поступки детей и поведение взрослых из пионерского лагеря.
– Какие проблемы поднимаются автором в рассказе «Великолепная шестерка»?
Учащиеся записывают на доске:
- равнодушия и бережного отношения к окружающим;
- ответственности за тех, кого мы приручили;
- вопрос о совести, о равнодушии.
II. Проблемный вопрос.
– Это серьезные нравственные проблемы.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер я у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
– Кто из героев рассказа может прикоснуться к окружающей красоте сердцем?
– Кто растопчет эту красоту?
III. Социоконструкция. Видеоролик «Лошадки».
– Какие ассоциации у вас возникают при слове «лошадь»?
– красивое животное, тепло, иппотерапия, гармония, отвага, стойкость, сила и гордость, любовь, нежность, одиночество, мощь, смелость, свобода, полет, русское поле, удивительные глаза…
– Можно ли быть равнодушным к такому животному?
– Что скрывается за названием «Великолепная шестерка»?
Задания по группам.
1 группа. Дети.
– Как чувствовали себя верхом на лошадях мальчишки?
– Почему они так странно себя называли?
– Какую характеристику дает детям Кира Сергеевна?
– Как вы оцениваете их поступок? Можно ли их оправдать?
– Какими они вырастут?
2 группа. Взрослые из пионерского лагеря.
– Какие чувства вызывают эти взрослые?
– Что их более всего тревожило в посещении милиционера и Петра Дементьевича?
– Почему они так отнеслись к старому человеку?
– Что для них главное в жизни?
3 группа. Взрослые (милиционер и Петр Дементьевич).
– Нарисуйте портрет молодого лейтенанта.
– Почему инвалид так раздражал Киру Петровну?
– Зачем они пришли в пионерский лагерь?
– Как ветеран относился к своим лошадкам? Почему он умер?
– Нашел ли понимание у Киры Сергеевны милиционер? Охарактеризуйте его поведение.
4 группа. Лошади.
– Что чувствовали лошади во время бешеной скачки?
– Как выглядели лошади?
– Почему милиционер поправил Киру Сергеевну: не умерли, а пали?
– Какие качества отмечает ветеран у лошадей?
– В каких известных вам рассказах звучит боль за лошадей?
IV. Социализация. Группы представляют свои наработки.
Примерные ответы:
1 группа.
– Клевое дельце – скачка. Вперед, вперед, только вперед!
– Подражают настоящим ковбоям.
– Надежда 21 века, «великолепная шестерка»: Валера – математик, неоднократный победитель олимпиад; Игорек – техническое чутье, по телевизору показывали; Славик – второй Карпов, надежда области, а возможно, и всего Союза; Дениска – полиглот, овладел тремя языками.
– Отзывы, протоколы, почетные грамоты – письменный стол ломился от них.
Но! «Вонзи шпоры в бока». Нет в характеристике душевных качеств.
– Равнодушные, беспечные, оставили лошадей на привязи, хотя деревенские отпускают их на ночь в поле пастись. Поступили не по-человечески. Так и не узнали о своей беспечной халатности.
2 группа.
– Работники лагеря вызывают чувство негодования.
– Их испугал приход милиционера, а инвалид раздражал.
– Кира Сергеевна думает о переходящем знамени, о том, чтобы не запятнать честь лагеря, о своей карьере.
– Дико звучат ее слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».
– Проводят патриотическое воспитание для галочки: возложение цветов к мраморному памятнику погибшим.
– Живой инвалид с тяжелым орденом их раздражает. Физрук ведет себя по отношению к ветерану оскорбительно, развязно, цинично; указывает ему на неправильную речь, а у самого речь примитивна.
– Вожатая брезгливо: он алкоголик. Конечно, прежде был героем. (Как будто не замечает увесистого ордена на впалой груди. Похоже, на ее пышной груди место только галстуку).
– Бессердечные, бездушные, карикатурные. Только, увидев фотографии мертвых лошадей, растерялись. Смотрели с ужасом. В этом есть и их вина: физрук не дослушал ребят перед их отъездом, ушел готовить шашлыки.
– Кира Сергеевна изорвала фотографии и смыла в унитазе их клочки. Дала деньги старику, хотя знала, что пить ему нельзя, главное, чтобы не рассказывал о случившемся.
– Черствые, не чувствуют чужой боли, не понимают, что никакие льготы не заменят простое человеческое участие, тепло человеческого сердца. Они не заслуживают звания «человек».
3 группа.
– Юный лейтенант, как из старшего отряда.
– Старательно и негромко изложил причины появления; очень спокойно, уверенно.
– Старики да дети всем родня: этому меня бабка еще в зыбке учила.
– Оберегает инвалида, ухаживает за ним.
– Понимает, что работники лагеря – бессердечные люди, поэтому понимания у них не найдешь.
– Петр Дементьевич – маленький, худой, облезлый старичок, в сентетической, застегнутой на все пуговицы рубашке; мятые брюки; большие ступни; беспрестанно моргающие глазки.
– Почетный колхозный пенсионер, герой войны, бывший разведчик – за шестого языка получил орден; весомый орден качнулся на впалой груди, отразив позолоченный лучик, как будто крикнув: я живой, я здесь.
– Благодарно уткнулся в плечо; большие лошадиные слезы; вздохнул, будто старая, уставшая лошадь; умер от тоски.
– Очень любил лошадей – они для него смысл жизни.
– Он всем дедом приходится, это колхозный дедушка. Но у работников пионерского лагеря живой герой никаких чувств не пробудил, уж очень неказистый на вид, даже весомый орден не помог.
4 группа.
– Лошадиный галоп тяжел и неуверен; лошадиные сердца выламывают ребра; из лошадиных глоток рвется надсадный хрип.
– Теперь машины ласкают, а коней бьют. Все никак до добра дожить не могут. Не успевают. Кони, коники.
– Кучум – гнедой, статный, спас старика. Сивый Старик, больной, жалел Пульку, древнюю кобылку.
– Животные оказались заботливее и человечнее людей. Кони погибали по-человечьи.
– Они похожи с Петром Дементьевичем – они сжились: старые, беспомощные, костлявые, так и не дожившие до хорошей жизни.
V. Этап. Разрыв.
– «Бывают пятна и на мраморе. Но ведь благородный мрамор остается благородным и тогда, когда на него падает тень», – говорит Кира Сергеевна о мальчишках, гордости коллектива, уверенно защищая их.
– Просто забыли про лошадей, которых накануне отъезда привязали к деревьям!
– Просто оказались чуть беспечны!
– А так ли безобидны эти качества?
Равнодушный – безразличный, безучастный.
Беспечный – беззаботный, то есть без заботы о ком-либо, о чем-либо.
Великолепная шестерка коней преподала урок человечности «великолепной» (по мнению работников лагеря) шестерке мальчишек, только жаль, что они так и не узнают об этом. Кира Сергеевна смоет это позорное пятно в унитазе.
Люди, которых ничего не волнует, отвратительны.
Финал рассказа трагичен вдвойне: мальчишки так и ничего не узнали о том, что по их беспечности погибли лошади, а вслед за ними умер и старик Прокудов. Не почувствовали своей вины и взрослые из пионерского лагеря. Их холодные сердца не смогли растопить даже фотографии мертвых лошадей.
VI. Рефлексия.
Б. Васильев – художник трагического, он выбирает ситуации экстремальные, порой жестокие, пишет страдания сквозь собственную боль (А. Дементьев).
– Какой урок вынесли из чтения этого рассказа?
– Как надо относиться к тем, кто живет рядом с нами?
Примерные ответы.
– Сегодня на уроке я понял, что природа тоже живое существо, которое способно любить, страдать, жалеть, как человек.
– Рассказ учит быть чутким и внимательным к чужой боли.
– Через отношение к лошади выявляется характер человека, что он за существо.
– В рассказе я почувствовал боль писателя за утрату веры в высокие идеалы, тревогу за человека и окружающую среду.
– Кони не просто очеловечены. Они наделены той высокой нравственной силой, благородством, каких начисто лишены люди из пионерского лагеря.
VII. Домашнее задание.
Эссе «Равнодушие – преступная болезнь души».