Литература
-
Тетрадь для разбора произведений по литературе в 7-м классе 2010
Данный материал является примером технологии развивающего обучения. Может использоваться как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы дома. Выполнение заданий в данной тетради способствует развитию аналитических навыков работы с текстом, развитию культуры восприятия художественного текста, умению выявлять языковые средства.
-
Урок литературы, 6-й класс, "Русская литература XIX–ХХ веков" (Повторение и обобщение). "Писателем ты можешь и не быть, но литературу знать – обязан" 2010
Урок помогает проверить уровень усвоения учащимися изученного материала, совершенствовать навыки самостоятельной работы, прививать интерес к предмету.
-
Орфей и Эвридика. Миф и опера 2010
Одним из способов достижения холистического (целостного) подхода в обучении является предметная интеграция, в том числе и через интегрированные уроки. Миф об Орфее в силу своего сюжета "требует" музыкальной составляющей урока, которая позволяет детям глубже проникнуть в эмоциональную и содержательную сферу этого произведения.
-
Урок-исследование в форме педмастерской. Тема "Ворон к ворону летит…" Драматизм баллады 2010
Представлена разработка урока литературы в 6-м классе по программе А.Г. Кутузова. Педмастерская дает возможность развивать навыки коллективной работы и работы в парах.
-
Разработка урока по литературе (11-й класс) 2010
Целью урока является показать мастерство портретной характеристики через язык и стиль писателя. Воспитать у учащихся нравственные ценности: доброту, отзывчивость, любовь к ближнему.
-
Урок по повести А.И. Куприна "Яма" 2010
Урок является уроком внеклассного чтения и продолжает разговор о творчестве А. И. Куприна. Повесть "Яма" - это плод раздумий писателя над проблемой продажной любви, ее социальными, нравственными и психологическими аспектами. Она обращена к вечным проблемам добра и зла, нравственной чистоты и порочности.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Односоставные предложения и… произведения И.А. Бунина" 2010
Цель урока: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста. На уроке предполагается и проведение небольшой исследовательской работы в группах. Необходимо за определенное время найти и подчеркнуть в стихотворениях и отрывках прозы И. Бунина односоставные предложения, определить их вид.
-
От проекта по литературе к классному часу в форме проекта (из опыта работы) 2010
Известно, что организация классного часа сегодня требует от учителя новых подходов. Для нас метод проектов стал универсальным в организации и проведении серии классных часов, на которых учащиеся 9-го класса выполняли проект "Самый классный классный стенд".
-
Использование гендерного подхода в образовательном процессе (на примере изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2010
Психологи установили, что между мальчиками и девочками существует различие в восприятии учебной информации, и выявили доминирующие характеристики их учебной деятельности. Задачи личностно ориентированного обучения в какой-то степени решает гендерный подход. Предлагаю вопросы к тексту романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учитывающие гендерные особенности учащихся.
-
"По ту сторону добра и зла". Роль Воланда и его свиты в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" (11-й класс) 2010
На уроке рассматриваются ключевые сцены, в которых представлены сатирические картины жизни московских обывателей, анализируются приемы, используемые автором для создания сатирического обличения мещанской Москвы. На уроке использованы приемы технологии РКМ.
-
Итоговое занятие по литературе в 5-м классе с использованием ИКТ (урок-кроссворд) 2010
Итоговый урок в 5-м классе, посвящённый обобщению и систематизации изученного, составлен по программе А.Г. Кутузова. Проводятся занятия с использованием презентации PowerPoint. Нетрадиционная форма проведения урока-кроссворда помогает избежать однообразия, обеспечивает интенсивную работу учащихся и позволяет эффективно проконтролировать их знания и умения.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Яркий ковер фольклора" 2010
В разработке представлен материал для расширения представлений о загадках, пословицах, поговорках, развивающий интерес к слову, к изучению литературы. Мероприятие способствует развитию речи, образному мышлению учащихся.
-
Семинар "Обломов и обломовщина" (по роману И.А. Гончарова "Обломов") 2010
Различные способы работы с учащимися при подготовке урока, самостоятельная работа с текстом и критическими материалами позволяет проявить ученикам исследовательские навыки. Урок способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения.
-
Литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова "Приветствую тебя, Кавказ седой!" 2010
Цель этого вечера – помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться. Также помочь учащимся воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов.
-
Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Русское Зарубежье 20–30-х годов XX века в контексте мировой истории" 2010
В ходе урока у учащихся формируется интерес к истории России, представления о сложности историко-литературного процесса начала XX века, об особенностях развития литературы, о неоднозначности трактовки творчества деятелей Русского Зарубежья, а также о роли творчества русской эмиграции для культурного возрождения России.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в Лукоморье" 2010
Урок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие в Лукоморье» включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование эпизодов из сказок, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы. Задания по картине и музыкальному фрагменту способствуют расширению кругозора учащихся и развитию эстетического вкуса.
-
Урок литературы в 11-м классе "Пишите прозу, господа!" (русская новелла начала XX века) 2010
В ряду уроков литературы данный урок призван завершить знакомство с творчеством поэтов Серебряного века. Литературная проза позволит лучше понять произведения Cеребряного века, т.к. продолжает те же темы, раскрывает те же идеи, создает те же образы, что и поэзия, живопись, музыка первой четверти прошлого столетия.
-
Интегрированный урок "Образ ангела в русской живописи и литературе" в 11-м классе 2010
На занятии предполагается обсуждение докладов по темам: "Иконописные образы ангелов", "Ангелы в изображении М.Врубеля и А.Иванова", "Образы ангелов в романтической поэзии", "Образ ангела в повести Н.С. Лескова "Запечатленный ангел", "Ангелы в рассказе Л. Андреева "Ангелочек" и стихотворении А. Блока "Сусальный ангел".
-
Сергей Есенин: жизнь и творчество. Загадка гибели поэта 2010
Урок знакомит учащихся с особенностями творческого метода поэта; показывает народность творчества С.А. Есенина. На уроке развивается умение работать с источником; наблюдать, выделять главное в тексте литературно-художественного и критического характера. Также прививается интерес к творчеству поэта.
-
М.Ю. Лермонтов. "Песня про купца Калашникова" 2010
Разработка урока позволяет продемонстрировать взаимосвязь целеполагания, учебной задачи и результативности системы уроков. Достижению результата урока способствуют диагностические цели, что позволяет посмотреть на итоги учительской деятельности с позиции ребёнка: не только то, что будет делать учитель, а что сможет в результате сделать ребёнок.
-
Урок по литературе с использованием технологии французских мастерских "Под небом голубым есть город". Н.Гоголь "Ревизор" 2010
На уроке учащиеся обобщают знания по комедии Гоголя "Ревизор", воспитывают чувство гражданственности, ответственности; развивают навык анализа художественного текста.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе (развивающая система Л.В. Занкова) по теме "Синяя птица" М.Метерлинка 2010
Урок обобщающий, направленный на переосмысление идеи пьесы, с использованием ИКТ и элементов театрализации. В зависимости от уровня подготовки учеников может быть рассчитан на 2 часа. Представлен личностно ориентированный урок с использованием различных форм и методов, проблемных и творческих заданий, ситуаций для самовыражения и развития.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) "Гамлет! Гамлет? Гамлет…" 2010
Цель урока: анализ художественного произведения В.Шекспира «Гамлет» на английском и русском языках с использованием метапредметной технологии и методов эвристического обучения. Деятельность школьников на уроке направлена на освоение культурно-исторического наследия человечества.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Люби и охраняй природу родного края" 2010
На уроке учащиеся углубляют знания о значении природы для человека, о его воздействии на окружающую среду, знакомятся с творчеством поэтов родного края, совершенствуют навыки выразительного чтения, продолжают формирование навыков анализа текста и построения речевого высказывания в публицистическом стиле, обогащают словарный запас.
-
"Цена жизни". Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и "Песни про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова 2010
На уроке ученики развивают навык сравнительной характеристики героев произведений разных авторов. В ходе дискуссии, анализируя художественные средства выразительности и определяя позицию автора, учатся избегать однозначного и бескомпромиссного суждения о герое, рассуждают о цене и ценности человеческой жизни.
-
Литературный проект "Несравненный художник жизни", посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова 2010
Защита данного проекта в форме литературной гостиной проводилась учащимися 10-го класса. Проект предполагает расширение знаний учащихся о личности и творчестве А.П. Чехова, развитие интереса к русской классике. Используемая в проекте музыка П.И. Чайковского, фрагменты из фильмов и балета способствуют воспитанию чувства прекрасного у школьников.
-
Поэтический вечер "Две великие" 2010
Поэтический вечер проводится с целью содействия эстетическому воспитанию школьников; расширению знаний об изучаемом предмете. Рассчитан на учащихся старших классов. Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.
-
Урок литературы в 8-м классе. Басня И.А. Крылова "Лягушки, просящие царя". Критика "общественного договора" Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни 2010
На уроке учащихся знакомятся с басней И.А. Крылова "Лягушки, просящие царя", развивают умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.
-
Урок русской литературы в 8-м классе по технологии "Критическое мышление через чтение и письмо" 2010
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность. Примером использования данного приема на уроке является предлагаемый урок в 8-м классе.
-
Вновь открывая для себя Гоголя 2010
Цель данного урока - открыть учащимся Гоголя, как писателя, не похожего на предшественников.