Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели:

  • Осмысление Гражданской войны в России с общечеловеческой точки зрения.
  • Воспитание гражданственности, политической, нравственной и духовной культуры.

Задачи:

  • Продолжить  формирование умений анализировать художественный текст, работать с терминами, выделять значимые эпизоды.
  • Уметь сопоставлять исторические документы с литературными произведениями.
  • Опираясь на источники дать оценку красному и белому террору.
  • Развивать сотрудничество и сотворчество с учащимися на уроке, нравственную и гражданскую мотивацию деятельности учащихся.
  • Развивать способность ориентироваться в потоке социально-политической информации, самостоятельно получать её из различных источников, систематизировать и обобщать.

Оборудование:

  • плакаты с текстами,
  • карта Гражданской войны в России 1918-1920гг.
  • запись песни А. Малинина «Кладбище Сен-Женевьев»,
  • подборка книг по теме урока,
  • документы времён Гражданской войны.

Предварительное задание:

  1. Повторить   § 36 – 39 учебника истории о гражданской войне, о красном и белом движении в годы гражданской войны.
  2. Перечитать «Баллада о 26» С.Есенина,  Б.Пастернака «Доктор Живаго»; И.Бабеля  «Конармия» «Письмо»;  принести на урок  тексты этих произведений.

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщения  «Покушение на Ленина», «Убийство М.С. Урицкого», «Убийство В.Володарского», «Расстрел царской семьи», «Расстрелы в Царицыно», «Движение  под руководством Н.И.Махно и созданная им республика «Гуляй-поле», « Крестьянское восстание в Тамбовской губернии под предводительством А.С.Антонова»

Эпиграф:

«…В каком сражаться стане.»
А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

М. Волошин

ХОД УРОКА

І.  Организационный момент

II. Актуализация (на фоне музыки)

Учитель литературы:

Кто передаст  потомкам нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет пламя
И выест кровь слепые письмена.
Но, может быть, благоговейно память
Случайно стих изустно передаст,
Никто из вас не ведал то, что мы
Изжили до конца, вкусили полной мерой:
Свидетели великого распада –
Мы видели безумья целых рас,
Крушенья царств, косматыя светила,
Прообразы последнего Суда,
Мы пережили Илиады войн
И Апокалипсисы Революций!
Мы вышли в путь к закатной славе века,
В последний час всемирной тишины,
Когда слова о зверствах и о войнах
Казались всем неповторимой сказкой.
Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад –
Застигли нас посереди дороги,
Разверзлись хляби душ и недра жизни,
И нас слизнул ночной водоворот.
Стал человек – один другому – дьявол,
Кровь – спайкой душ. Борьба за жизнь – законом
И долгом – месть….

– Строки из стихотворения М.Волошина  «Потомкам» – поэтический пролог к теме нашего урока: Три цвета гражданской войны.
– Откройте тетради, запишите тему урока; приготовьте творческие работы по предварительному заданию.

III. Целеполагание

Учитель истории: Сегодня на уроке мы должны будем проделать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну. Я сказала собственную, потому что она будет идти вразрез с тем, что возобладало  в  массовой печати последних лет. Для этого нужна гражданская смелость. Я думаю, нам будет под силу эта задача.
Сегодня мы поставим перед собой  вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа. Каждое поколение россиян решало для себя эти проблемы по – своему. Теперь настал наш черёд.

IV. Повторение и закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися о причинах и периодизации гражданской войны по материалам учебника истории.  (Приложение 1)

Учитель истории:

– Дайте определение Гражданской войны?
– Назовите причины гражданской войны?
– Историки до сих пор спорят о времени начала гражданской войны в России, иначе говоря,  вступления в российского общества в состояние непримиримой вооружённой  борьбы за государственную власть. Когда же отмечают формальные сроки начала войны?
– Когда война приобрела общенациональный масштаб?
– Когда закончилась Гражданская война?
– Перечислите особенности военных действий в гражданской войне.

Определение сути террора. Беседа по материалам учебника истории и произведениям художественной литературы. Составление таблицы «Красный и  Белый террор».

Учитель литературы: Итак, на фоне интервенции в России разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом. В книге воспоминаний вождь Белого движения генерал Деникин писал: «На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи». Донесения с фронта говорили: «Теперь нет больше сил бороться с народом, у которого нет ни совести, ни чести. Проходящие воинские части сметают всё, уничтожают посевы, скот, птицу, разбивают казённые склады, напиваются, поджигают дома». На эту озверевшую от пьяной свободы вооружённую армейскую массу, на стихию русского крестьянского бунта опирались захватившие власть большевики. Нет ничего страшнее русского бунта. «Бессмысленный и беспощадный» – это пушкинское определение стало расхожим, много раз его повторили авторы, описывающие гражданскую войну.

Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда,
Какая из банд хулиганов будет править в этой стране.

Б.Пастернак. Доктор Живаго

– Товарищи от кого вы бежите?
– Солдаты.
– Красные или белые?
– Солдаты!

Б.Пастернак. Доктор Живаго.

Учитель истории: Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность     отодвигаются на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас» Страшная трагедия названная гражданской войной окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между отцом и сыном, брат пошёл на брата.

а) Что такое террор?

Учитель истории: Кто первым развязал террор установить не возможно. Но фактов, что насилие стало нормой  поведения, достаточно много. Приведём же эти факты, попутно составляя таблицу. (Приложение 2)

Индивидуальные сообщения учащихся:
a) Расстрел царской семьи.
b) Расстрел офицеров в Царицыне.
c) Убийство М.С. Урицкого. Объявление красного террора.

Учитель истории: Обратимся к документам. Прочитайте источники и сравните их (Приложение 3).
Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу Красных

Учитель литературы: Как  описывает А.Толстой начало «Красного» террора в романе «Хождение по мукам»?

Учитель истории: Каковы основные направления деятельности советского руководства в годы гражданской войны? Сделайте вывод о силе и слабости красных.

Учитель истории: Из приказа «№564 генерала Майковского от 9.09.1919 года: «В каждой деревне района восстания подробно обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов расстреливать  на месте»

Учитель литературы: 26 революционных деятелей Бакинской коммуны были арестованы контрреволюционным правительством «Диктатура Центрокаспия» и расстреляны 20.09.1918г. в Закаспии.   Давайте с вами вспомним, как это событие отразил   С.Есенин. Это убийство взволновало С.Есенина, и он написал «Балладу о двадцати шести»  (Приложение 4).

Индивидуальные сообщения учащихся

а) Покушение на В.И. Ленина.

Учитель истории: Обратимся к документам. Прочитайте источники и сравните их (Приложение 3).  Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых.
– Сделайте вывод о силе и слабости белого движения.

Песня А.Малинин. «Кладбище Сен-Женевьев»

Учитель литературы: Вспомните историю, описанную  в  романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».  Как  Б.Пастернак в этом маленьком эпизоде показывает  уничтожение личности кровавой войной. Прочитайте, пожалуйста (Приложение 5).

Учитель литературы: Война оказала разрушительное воздействие на психику людей. Погибли и эмигрировали миллионы людей интеллектуального, творческого труда. Был подорван генетический фонд нации. Война стала трагедией для русской интеллигенции, которая искала в революции правду и истину, а столкнулась с террором, понесла огромные потери. В результате потерь на фронтах «красного» и «белого» террора, голода и болезней страна потеряла более 8млн. человек, из них около 2 млн. – почти вся политическая, финансово-промышленная элита, в меньшей мере научно-художественная элита дореволюционной России, часть которой оказалась в эмиграции.
Как ни разбрасывали, ни раскидывали нацию, мы все русские.

Все рядком лежат.
Не развесть межой,
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой?

М. Цветаева.

– Все достойны памяти, а не забвения.

Учитель истории.
– Есть ли оправдание красному и белому террору? Сделайте свои выводы, опираясь на таблицы.
– Была ли в этом противостоянии третья сила, оказавшаяся между молотом и наковальней?
– Почему эта партия, требования которой наиболее близки требованиям крестьянства не смогла возглавить «Малую гражданскую войну»
Обратимся к документам.  Прочитайте источники  (Приложение 3).
На основании документов определите требования зеленных, их место расстановки политических сил в ходе гражданской войны.

Индивидуальные сообщения учащихся:

a) Сообщение о Махио
b) Восстание Антонова

VI  Рефлексия

Задание:

1.Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.
2. Заполните, пожалуйста, анкету  (Приложение 6).

VII  Итог урока

Учитель литературы:

М.Цветаева

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно  и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла.

– Посмотрите ребята, с какой  болью и точностью описывает поэтесса Россию в Гражданской войне.

Учитель истории:

–  Была ли возможность избежать этой братоубийственной войны?
– В чем, по вашему мнению, состоят причины красного и белого террора?
– С какими лидерами можно связать Белое движение, политику Красных, движение Зеленых?
– Какое влияние оказала Гражданская война на экономическую, политическую, демографическую, социальную политику в стране?

Учитель истории: Таким образом, история Гражданской войны, отгремевшей более 80 лет назад в кровавых боях, в наши дни, превращается в поле битвы – битвы идей и концепций.
У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников, обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и её интересы, как они их понимали, в свою очередь – и не без основания – большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения  и эксплуататции за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.
Этот вывод можно оспорить, но второй едва ли: если история чему-либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе  от насаждений нетерпимости, от сталкивания различных слоев общества, от насилия и произвола, как способа  «осчастливить народ». Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.
Ещё И. Ильин говорил: «Ни на классовой, ни на расовой, ни на партийной ненависти Россию нам не возродить и не построить… Мы должны отчистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских воин».

Домашнее  задание

Учитель литературы: Я предлагаю вам написать эссе на тему  «Итоги Гражданской войны», эпиграфом к сочинению можете взять слова М.Волошина:

А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Учитель истории: Завершая работу по теме «Гражданская война в России» я предлагаю вам работу над проектом. Представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны. Каким бы вы хотели его видеть.

Использованная литература:

1. История России XX-XXI в. 11 класс: Поурочное планирование по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова / Авт.-сост. Т.А.Корнева.– Волгоград: Учитель, 2005г. – 268с.
2. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XXв.: 9 класс.: Метод.пособие.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г. – 400с.
3. Школьные уроки по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР": По итогам Третьего межрегионального конкурса учителей в 2005 г./ Науч.ред. Г.В.Клокова.– М.:Права человека, 2005. – 466с.
4. В.В. Кириллов, М.Н. Чернова  "История России 1800-2002гг. Поурочные методические разработки и сценарии уроков"/ Серия «Книга для учителя» Ростов-на-Дону «Феникс» 2002 г. – 512 с.
5. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке: Учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
6. Бабель И. Конармия. Одесские рассказы.– Иркутск: Восточно-Сибирскоекн.изд-во, 1991.
7. Есенин С. Баллада о 26// Собр.соч.В 8 т. – т.2.– М.: Наука – Голос, 1997.
8. Толстой А. Хождение по мукам. Трилогия. – М.: –  Правда, 1994