Формирование познавательного интереса у школьников в процессе обучения тому или другому учебному предмету занимает одно из ведущих направлений деятельности педагога. Необходимость всестороннего изучения данной проблемы, поиска путей эффективного использования инновационных форм обучения в учебно-воспитательном процессе стала сегодня приоритетной задачей образования, так как познавательная деятельность вооружает ученика необходимой суммой знаний, способствует формированию его мировоззрения и нравственных качеств, выявляет индивидуальные возможности учащихся и позволяет их реализовать.
Сознательное усвоение и применение знаний на практике может быть успешным лишь в том случае, если учитель будет учитывать прочную связь обучения с практической, реальной жизнью обучающихся и будет стремиться сделать успешным каждого ученика, раскрывая особенности его индивидуальности. Ученые и педагоги осознают, что сегодня мы живем в эпоху информационной насыщенности. Жизнь современного человека пронизывают потоки информации со страниц газет, журналов, книг, через телевидение, радио, сеть Internet. В обществе становится востребованным умение находить необходимые знания для решения той или иной проблемы, пользоваться современными средствами передачи информации, с помощью которых можно получить знания, иметь к ним доступ и возможность своевременного применения.
В наши дни использование компьютеров на уроке – дело, привычное для многих учителей. Как правило, мотив использования компьютеров в учебной деятельности – анализ и выбор необходимой информации, дальнейшие операции с полученными фактами. К тому же общение учащихся с ЭВМ дает положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает сообразительность, желание приобретать новые умения и навыки, формировать свои интересы, раскрывать свои индивидуальные дарования.
Внедрение в учебный процесс компьютерных технологий стало своеобразным выполнением социального заказа общества по подготовке творчески активного поколения, ориентирующегося в мировом информационном пространстве. Компьютер из средства развлечения превратился в предмет для развития интеллекта, средство получения новых знаний, изучения мира, расширения круга интересов. “Компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком. Использование компьютера означает появление новых форм мыслительной, мнемонической (от греч. mnemonikon - искусство запоминания), творческой деятельности…” [1, С. 44].
Широкое применение компьютеров в обучении позволяет говорить о создании в школах новой, информационно-образовательной среды, которая способствует вовлечению всех участников образовательного процесса в активное взаимодействие, которая обеспечивает интеграцию информационных технологий в учебный процесс, которая способствует активному мышлению учащихся, увеличивает возможности индивидуализации их работ. При этом ученик остается субъектом обучения, так как внедрение информационных технологий служит развитию его творческого потенциала, способствует формированию навыков самостоятельного мышления; служит средством привлечения к научному поиску; активизирует творческие возможности. А педагог нацелен на формирование у школьника самоорганизации познания.
Воспитание желания у школьника найти что-нибудь увлекательное для себя и попытаться предложить не просто достижение определенного результата, а найти свой собственный выход решения той или иной учебной ситуации из множества возможных позволяет учителю и на уроках литературы широко использовать компьютерную технику.
Мультимедийные учебники с художественными текстами, литературными играми, тестами, фрагментами кинофильмов по произведениям великих русских писателей, участие учащихся в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах, организация дистанционных конференций – все это стало реальным и на уроках литературы, благодаря широкому применению компьютерной техники.
Компьютер помогает учителю вовлекать учащихся в проектную деятельность. Так, особый интерес для школьников представляет систематизация материала, взятого как из учебных пособий, так и из Internet и представления его в виде презентаций в программе Power Point . Использование презентаций подобного типа оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации. Мультимедийные презентации дают возможность отобразить ассоциации, возникающие у школьника при чтении художественного текста. Учащийся по-новому, используя свое воображение, открывает для себя безграничный мир литературы, полный образов, красок, звуков.
Большие возможности для организации самостоятельной исследовательской, поисковой деятельности учащихся предоставляет использование сети Internet в учебном процессе.
Сегодня Internet пронизывает все сферы жизни мирового сообщества. Internet давно вошел в жизнь учащегося как возможность для нового, интерактивного общения, нахождения необходимой информации для докладов, рефератов. Создание в школе, на уроке, условий для формирования у учащихся под руководством учителя самостоятельной активности по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации является важным для организации качественного обучения. При этом никто не отменяет значимости библиотек, печатных учебных и научных пособий по разным предметам; речь идет о том, чтобы предоставить учащемуся выбор источников информации для решения той или иной учебной проблемы. Цель предоставления учителем такого выбора - осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению, моделирование среды обучения, способствующей самостоятельной работе обучающегося в индивидуальном темпе и, при необходимости, неограниченного права многократного доступа к любым информационным ресурсам, в том числе учебному материалу для самоподготовки и контроля собственных знаний.
На уроках литературы учащимся предлагается, используя поисковую систему Yandex, обладающую расширенным поиском, по ключевым словам найти сайты, разработанные исследователями и программистами, посвященные творчеству того или иного поэта или писателя. При этом для одних школьников не вызывает труда поиск любой информации в разных поисковых системах сети Internet , а другие и учатся производить данный поиск и извлекать нужную информацию. Так, на уроках литературы учащиеся приобретают навыки “навигации” в безграничном море информации. Составление запросов к поисковым машинам и их выполнение, правильный подбор ключевых слов (освоение семантического аспекта составления запроса), построение логической связи с предметом поиска, умение правильно записать выбранные ключевые слова (освоение синтаксического аспекта составления запроса) – это необходимые умения не только для успешной учебы в школе, но и для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся.
Работа с сайтами интересна учащимся (сайты содержат теоретический материал, видеофрагменты, фотографии, портреты, библиографические списки и т.д.), а значит, усиливается мотивация к обучению, в индивидуальном темпе проходит усвоение новой информации, учащийся овладевает стратегией усвоения учебного материала, имеет возможность для самоподготовки.
Учитель на уроке, используя сеть Internet, по-особому организует самостоятельную работу учащихся, которая помимо свободного поиска данных из различных источников, связана со способами организации данных, с формированием у школьников умения анализировать информацию, представлять ее в конкретном виде (в виде ответов на вопросы, сообщения, доклада, мультимедийной презентации и т.д.).
Применение на уроках литературы исследовательского метода и поиск информации в сети Internet ведут к непрерывному самообразованию учащихся. Для педагога важно, что при этом реализуются такие развивающие цели обучения, как: развитие логического и творческого мышления, формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, умение осуществлять самостоятельно исследовательскую деятельность, формирование информационной культуры, умения осуществлять обработку информации – высвобождается время, а значит, интенсифицируется обучение.
Так, работа с компьютерами на уроке литературы позволяет раскрыть и увеличить творческий потенциал ученика для свободных целостного и открытого восприятия и осознания мира, привносит новизну в обучение.
Внедрение в обучение компьютерных и Интернет-технологий позволяет повысить интенсивность и эффективность учебного занятия, осуществлять личностно-ориентированный, дифференцированный подход к обучению, организовать самостоятельное исследование, в целом – создает благоприятные условия для творческой реализации способностей учащихся.
Литературное исследование, организованное с помощью компьютерных и Интернет-технологий, становится личностно значимым, эмоционально пережитым событием в жизни учащегося. В результате – раскрываются возможности развития черт индивидуальности, формируется творческое отношение школьников к разным видам деятельности. Учащийся, обладающий навыками самостоятельного поиска и обработки информации, исследовательской деятельности, умеющий развивать собственные индивидуальные способности, владеющий информационной культурой, будет успешным в любой профессиональной деятельности.
Литература:
- Гусарова Е.Н.Современные педагогические технологии. – М.: АПК и ПРО, 2004.