Цели и задачи урока:
1) обобщить знания по лицейскому периоду творчества в жизни поэта и по созданию жанра - послания в эти годы;
2) развивать навыки анализа стихотворения - послания;
3) продолжить знакомство с адресатами посланий и их ролью в жизни поэта.
4) провести творческую работу в группах.
Оборудование урока: репродукции портретов, слайдовая презентация на тему: “Лицейские друзья А.С.Пушкина”, словарные слова, тропы языка.
Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, индивидуальные сообщения, творческие задания в группах, анализ текста.
Ход урока
- Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами станем участниками урока обобщения по теме: “Послания и их роль в творчестве А.С. Пушкина”. Мы обобщим знания по лицейскому периоду творчества поэта и по созданию жанра - послания в эти годы, продолжим творческую работу в группах по анализу стихотворения- послания “Товарищам”, а также познакомимся с адресатами посланий и их ролью в жизни поэта. Но вначале обратимся к самому жанру послание. Когда он появился в литературе и в связи с чем?
- Индивидуальное сообщение 1 чел. Послание - произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовывалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался ещё в древнеримской литературе. Стихотворение - дружеское послание было распространено в пушкинское время. В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер. Главное в послании, не поэтическое совершенство, а живое чувство, нежность, доверие.
- Слайдовая презентация . А теперь давайте ещё раз обратимся к адресатам посланий, и вспомним, кому писал свои послания - стихотворения А.С. Пушкин.
- Выразительное чтение послания - стихотворения “К Пущину ”. Кто же был самым близким другом А. Пушкина и почему? Давайте прослушаем выразительное чтение наизусть послания “К Пущину” (подготовленное чтение 1 чел.).
- Выразительное чтение стихотворения “Товарищам”, работа с незнакомыми словами. Как видите, первые послания были дружеского характера, наполненные юмором, шутками, весельем, но через несколько лет после окончания Лицея Пушкин пишет несколько посланий, объединённых темой прощания с лицейскими друзьями, одно из них “Товарищам”. Обратимся к его анализу.
- чтение стихотворения и работа с незнакомыми словами;
- работа в творческих группах с предварительным домашним заданием.
1) исследователи текста (тропы языка) 4 чел.
2) исследователи текста (строфа, рифма, размер) 4 чел.
3) художники (оформление посланий) 4 чел.
4) стихотворцы (создание современных посланий) 4 чел.
5) исследователи текста (работа по вопросам в учебнике) 4 чел. Какую же роль, на ваш взгляд, играли послания в жизни и творчестве поэта?
6. Подведение итогов работы в группах.
7. Вывод по уроку. Итак, сегодня мы обобщили знания по теме: “Послания и их роль в творчестве А.С. Пушкина, поработав плодотворно в группах, мы пришли к выводу, что послания играли большую роль в творчестве и судьбе поэта. Нежность, доверие и любовь открывали характер Пушкина - подростка, с помощью посланий можно представить и адресатов поэта. Это яркие, талантливые, незаурядные личности. Оказывается, жанр послание жив до сих пор, и ребята нам это продемонстрировали, сочиняя образцы посланий одноклассникам.
8. Домашнее задание. Дома вам нужно выучить наизусть любое из посланий А. Пушкина в учебнике, то есть подготовить выразительное чтение наизусть.
9. Оценивание за работу в группах и индивидуальные выступления.
10. Выразительное чтение стихотворения “Товарищам”.