Вид урока: урок-практикум.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Цели урока:
- углубление знаний о творчестве А. А. Блока,
- закрепление навыков анализа текста, умения строить логическое высказывание, аргументировать свою позицию, уметь сравнивать, делать выводы, выделять главное.
Задачи урока
- Обучающие: создать условия для развития умений анализировать текст, подготовить к созданию собственного высказывания на основе текста.
- Развивающие: помочь учащимся осознать эстетическую, культурную, социальную значимость учебного материала, развивать аналитическое мышление, умение действовать самостоятельно, развивать речь, внимание к слову.
- Воспитывающие: воспитание любви к родному языку, истории, культуре своей страны; воспитание уважения к историческому прошлому.
Оборудование урока: текст для анализа – А. А. Блок «Дневник женщины, которую никто не любил» (Приложение 1), мультимедийный проектор, презнтация к уроку (Приложение 2), компьютер, портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, В. Шекспира, собрание сочинений А. А. Блока в 8 томах, фильм «Человек – эпоха», посвященный Александру Блоку, путеводители по музеям А. Блока в Петербурге и Шахматово, репродукция картины И. Н. Крамского «Незнакомка», букет роз, статуэтки лошадей, собак.
Этапы урока
I. Вводно-мотивационный.
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа
– Сегодняшний урок для вас необычный, потому
что мы не только будем готовиться к экзамену,
анализируя предложенный текст, но и откроим для
себя новую, неизвестную страницу творческой
биографии А. А. Блока. Такая работа невозможна
без созвучия душ, слов, которое бы стало
«проводником человеческого тепла». Для того
чтобы настроиться на такое созвучие, в начале
оглянемся вокруг: портреты Пушкина, Гоголя
Жуковского, Шекспира – напоминают нам о тех
писателях, которых больше всего любил поэт. Розы
– любимые цветы А. А. Блока. На столе фигурки
лошадей и собак – любимые животные и, наконец,
портрет «Незнакомки».
(Слайд: портрет А. А. Блока. Отрывок из
фильма «А. А. Блок – человек эпоха»)
3. Выразительное чтение текста
4. Дать историко-биографическую справку об истории создания и связать с увлечением Блока творчеством и личностью Августа Стриндберга, но при этом не называть название статьи.
5. Данная статья предназначалась для печати в качестве предисловия к невышедшему в свет дневнику О. К. Соколовой. Первый вариант стать был написан после непосредственного знакомства автором дневника в декабре 1911 года, затеем на протяжении на протяжении 6 лет Блок периодически возвращался к ней и только в 1918 году статья была напечатана. «Дневник женщины…» тесно связан с увлечением Блока творчеством Августа Стриндберга.
Справка: Стриндберг Август (1849 – 1912) – крупнейший шведский писатель, беллетрист, драматург. Писательское кредо: «Искусство должно быть рассмотрено через призму темперамента». Его романы «Развитие одной души», «Жители островов», «Красная комната» характеризуются отсутствием сюжета, т. к. сточки зрения автора, главное в книге «человеческий документ». Книги написаны в форме зарисовок общественной жизни, публицистических откликов на события, записей непосредственных впечатлений. Герой полны неразрешимых противоречий, борются со сверхличными стихийными силами. Самая мощная стихия – стихия пола; любовь – борьба полов; женщина – носительница сексуальной стихии. Напор бессознательного приводит героев к безумию, а затем к смерти.
6. Чтение статьи (одновременно звучит тихая музыка)
Работа класса строится на сочетании групповой, фронтальной и индивидуальной роботы.
Первоначально класс разделен на 4 группы.
Задание № 1
Озаглавьте текст. Запишите свой вариант
в левом верхнем углу текста.
Аргументируйте свой выбор.
Сравните собственный вариант с названием статьи
Блока. Насколько он позволяет понять тему текста.
(Слайд: Название статьи А. А. Блока) Запишите
название на статье в правом верхнем углу
текста.
Задание № 2
Возьмите бумагу желтого цвета. Напишите вопрос, касающийся содержания текста. Посовещавшись между собой, выберите лучший и задайте его противоположной группе. Прокомментируйте ответ.
1) Что послужило причиной написания текста? | Тезис о том, что люди, обладающие достатком, испытывают чувство «высокомерной брезгливости» перед «бывшими». |
2) Чему посвящен текст? | Анализ «дневника женщины, которую никто не любил». |
3) Почему автор не срезу взялся читать дневник? | Автор не приятен, дневник грязный , почерк небрежный , «ужасная повесть» |
4) Каким увидел автора дневника Блок? | Одухотворенным, чистым, искренним |
5) О чем заставил задуматься «дневник женщины, которую никто не любил», А. А. Блока? | Почему дневник не может называться книгой? Почему литераторы выдумывают любовь? В чем ценность дневника для настоящего мастера? |
6) В чем видит Блок ценность дневника? | «Осколки» могут стать бриллиантом, обработанные умелой рукой мастера |
7) Как вы понимаете название текста? | Для Блока важна искренность, честность Двойное отрицание в названии заставляет задуматься – почему. |
II. Операционно-содержательный этап урока
Задание № 3
Выделить ключевую проблему текста посредством
создания синквейна.
(Слайд: Синквейн – короткое литературное
произведение, характеризующее предмет ( тему),
состоящее из 5 строк. Слово «синквейн»
происходит от французского слова «пять»)
Методика работы
На столе в каждой группе по два бланка – таблицы для создания синквейна. Первое ключевое слово дневник, а второе просим найти класс. Это слово – книга. 1 и 2 группа составляет синквейн «Дневник», а 3 и 4 – «Книга». Полученный синквейн заполняется на 2-х бланках одновременно. Затем группы 1 и 2 , 3 и 4 меняются ответом. В результате на столе два синквейна на одну тему. Учащимся предлагается сравнить варианты, прокомментировать полученные результаты. Далее группы 1 и 3 , 2 и 4 обмениваются вариантами. В результате на столе у каждой группы по 2 синквейна «Дневник» и «Книга». (При необходимости «открыть» слайд презентации для проверки).
существительное | существительное | ||||||
прилагательное | прилагательное | прилагательное | прилагательное | ||||
глагол | глагол | глагол | глагол | глагол | глагол | ||
фраза | фраза | ||||||
существительное |
Книга | Дневник | ||||||
Логичный | сюжетный | Однообразный | Искренний | ||||
Выдумывать | приукрашивать | развлекать | Читаешь | чувствуешь | волнуешься | ||
Книга не может правильно отразить реальность жизни | Дневник требует большой работы над собой, веры в бога | ||||||
выдумка | мгновение |
Формулировка проблемы текста
(Слайд: план работы над текстом, определение проблемы; слайд: способы выражения проблемы в публицистическом тексте)
Задание № 4
Сформулируйте проблему текста. Помните, что их в тексте может быть несколько. Выделите главную, на ваш взгляд, проблему.
Методика работы
Возьмите зеленую бумагу и напишите вопрос, который, с вашей точки зрения, отражает проблему текста, обсудите полученные ответы в группе, выделите главную проблему, свой выбор прокомментируйте.
Варианты ответа:
- В чем ценность для писателя искреннего человеческого документа?
- Какой должна быть настоящая книга?
- «Бывшие» люди действительно несчастливы и достойны лишь презрения?
- Может ли искусство правильно отражать жизнь?
- Почему литераторы не способны отразить в своих произведениях реальные человеческие чувства?
Создание вступления к сочинению
Слайд: варианты вступления к сочинению.
Как вы думаете, почему Блок работал над этим произведением так долго, хотя полный текст в книге занимает всего 7 страниц?
История с дневником женщины лишь повод для размышления над главными вопросами эпохи: может ли искусство правильно отразить жизнь, каково место и назначение художника в этом мире? На рубеже веков, когда мир содрогнулся, услышав, что «материя исчезла» и «Бог умер». Фразы Ф. Ницше фиксировали исчезновение прочной мировоззренческой опоры, выразили кризис веры в единство миропорядка. Поэтому вопросы метода познания роли искусства и художника в этом мире стали очень острыми.
Создание комментария к проблеме
Обсуждение слайдов презентации: комментарий, план комментария.
Задание № 5
Прочитайте комментарий к основной проблеме текста. Вставьте пропущенные буквы, расставьте вместо цифр пунктуационные знаки. Свой ответ объясните.
Начало 20 века характеризуется кризисом
мирово…рения (1) веры. Вопросы познания мира
стояли очень остро. Блок (2) будучи
человеком своей эпохи (3) не мог оставаться в
стороне от развернувш…ся дискуссии. Поэтому
вопрос об адекватном отражении жизни в
произведении искусства является для него
актуальным.
А. А. Блок (4) анализируя 2 формы отражения
жизни( 5) книгу и дневник (6) приходит к
выводу (7) что (ни, не) «выдумки» литераторов
(8) (ни,не) однообразное описание чувств в
дневнике (не) отражают жизнь в полной мере. Только
«освобожденные и отшлифованные рукою мастера
(9) они могли бы заблестеть в венце новой
культуры».
(Проверка по слайду и листу проверки).
Задание № 6
Исходя из данного текста, составьте план
комментария, свой ответ обоснуйте.
Сравните полученный вариант с листом
проверки.
(Вариант работы: по плану каждая группа создает
свою часть комментария текста.
1 гр. – 1 и 2 пункт; 2-я гр.– 3 пункт; 3-я гр. 4
пункт; 4-я гр. – 5 и 6 пункты плана).
Вариант комментария к проблеме
Начало 20 века характеризуется кризисом
мировоззрения, веры. Вопросы познания мира
стояли очень остро. Блок, будучи человеком
своей эпохи, не мог оставаться в стороне от
развернувшейся дискуссии. Поэтому вопрос об
адекватном отражении жизни в произведении
искусства является для него актуальным.
Современники Блока – Д. С. Мережковский, А.
Белый, Н. Гумилев также откликнулись на эту
проблему, издав литературные манифесты. Поэтому
статья Блока стала частью большой дискуссии о
способах отражения и познания мира.
В литературе 19 века эту проблему рассматривал в
своем творчестве В. А. Жуковский, который
считал, что слово не может в полной мере отразить
красоту окружающего мира, В. Г. Белинский
утверждал, что основой искусства является
реальная жизнь. Эту точку зрения поддерживали Н.
В. Гоголь, Л. Н. Толстой, а Ф. И. Тютчев писал, что
«молчанье говорит».
А.А.Блок, анализируя 2 формы отражения жизни – книгу и дневник, приходит к выводу, что ни «выдумки» литераторов, ни однообразное описание чувств в дневнике не отражают жизнь в полной мере. Только «освобожденные и отшлифованные рукою мастера, они могли бы заблестеть в венце новой культуры».
Ответив на последний вопрос плана, мы фактически сформулировали авторскую позицию по данной проблеме.
Аргументация к проблеме
(Слайд: Определение аргумента. Что может быть аргументом для доказательства своей позиции.)
Задание № 7
Проанализируйте высказывания писателей. Выберите из них те, которые могут быть использованы как аргумент для доказательства своей позиции. Обсудите в группе сой выбор. Представитель группы аргументирует позицию группы.
В. Шекспир.
- Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям.
- В природе есть и зерна и труха.
- Где мало слов, там вес они имеют.
- Чтобы оценить чьё-нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе.
- Как далеко постираются лучи крохотной свечки, так же сияет и доброе дело в мире ненастья.
А. С. Пушкин
- Вдохновение есть расположение души к живейшему восприятию впечатлений и соображению понятий – следственно и объяснению оных.
- Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.
- Поэтов хвалят все, питают лишь журналы.
- Проза требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.
В. Г. Белинский
- Задача литературы и искусства – находить в разнообразных явлениях жизни выражение «единой вечной идеи», воспроизводить его, показывать цель – изображать в слове и звуке.
- Основой искусства в глазах реальной критики является живая жизнь.
- Книги есть жизнь нашего времени.
- Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.
- Чем выше гений поэта, там глубже и обширнее понимает он свою природу и тем с большим успехам представляет нам ее во взаимосвязи с жизнью.
Н. В. Гоголь
- Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам не верят.
- Искусство стремится непременно к добру, выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке.
М. М. Пришвин.
- Есть момент обязательный в творчестве, когда поэт судит мир по себе.
Г. Г. Маркес
- В сущности мир существует для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга.
- Не всякий, кто может писать стихи – поэт.
III. Подведение итогов урока
– Сегодня мы рассмотрели статью Блока «Дневник женщины, которую никто не любил» в контексте истории литературы. Проанализировав тему и основную проблему статьи, мы собрали материал для создания собственного письменного высказывания по данной проблеме.
Домашнее задание
Используя план-памятку, написать сочинение по данной статье объемом не менее 150 слов в формате ЕГЭ.
Этап урока | презентация | Справочные материалы ученика | Задания ученика | Материалы для работы ученика |
Вступление | Портрет Блока, Августа Стриндберга. | |||
Чтение | Статья А. Блока без названия | |||
Задание № 1 Озаглавить |
Название статьи «Дневник женщины, которую никто не любил» | озаглавить | Статья Блока без названия | |
Задание № 2 Вопросы по тексту |
План работы с текстом | План работы с текстом | Задание № 2 Вопросы к тексту |
Желтая бумага |
Задание № 3 проблема | Проблема. Как найти проблему в публицистическом тексте. | Проблема. Как найти проблему в публицистическом тексте | Создать синквейн «Книга», «Дневник» | Синквейн – образец; 2 формы для заполнения; зеленая бумага |
Вступление | Таблица: варианты вступления | Таблица: варианты вступления | Создание вступления к тексту (устно) | |
Комментарий К проблеме |
Определение, план комментария к тексту | Комментарий к тексту, план комментария | Объяснение знаков препинания, Создание плана комментария |
Фрагмент комментария с пропусками, план комментария |
Авторская позиция | Авторская позиция – определение | Авторская позиция должна вытекать из комментария текста | ||
Аргументация | Аргумент. Определение. | Аргумент. Определение | Аргументировать свой выбор | Высказывания писателей по основной проблеме текста |