Урок внеклассного чтения в 6-м классе (по произведению А.П. Платонова "Девушка Роза")

Разделы: Литература


Цель урока: Познакомить учащихся с событиями военных лет, военным положением города Воронежа, с военной деятельностью воронежского писателя А. Платонова.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока

По ходу урока демонстрируется презентация (Приложение 1)

Наш сегодняшний урок внеклассного чтения посвящен совсем недавним событиям, касающимся нашего родного города, – 65-летию освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Мы будем говорить о произведениях, написанных во время Великой Отечественной войны, о строках, опаленных войной.

В 1942 году с июля до декабря в нашем городе велись оборонительные бои, а 25 января 1943 года город был полностью освобожден от немцев. Наш город был препятствием для быстрого взятия Москвы, потому в те времена появляются стихи, призывающие не допустить врага к сердцу России – Москве.

У берегов донских в бою
Столицу грудью ты заслонишь.
Чтоб защитить Москву свою,
Ты должен отстоять Воронеж!
Врага утопишь ты в Дону,
Сожжешь огнем, в могилу сгонишь.
Боец! Спасая всю страну,
Ты должен отстоять Воронеж!

На 212 дней и ночей Воронеж становится фронтом. Ведутся упорные бои. Город был разрушен и сожжен, изувечен и разграблен. Весь русский народ поднялся на защиту своего Отечества. Немцы зверствовали. У них была цель – захватить территорию Советского Союза и поработить советский народ, подчинив его своей власти.

Кто как мог вносил свою лепту в борьбе со злодеяниями немцев: одни – воевали на фронте, другие работали в тылу, третьи выбрали своим орудием планшет и карандаш.

Одним из тех, кто боролся с немцами именно таким орудием, был наш земляк, с октября 1942 года специальный корреспондент газеты "Красная звезда" на фронте, Андрей Платонович Платонов. Его рассказ "Девушка Роза", о котором мы будем говорить подробно, был написан в годы войны и впервые опубликован в журнале "Интернациональная литература" в 1944 году на испанском языке. (Приложение 2)

Что такое война? Это – воющий голос металла,
Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков.
Это – липкая слякоть, привычная злая усталость,
Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.
Что такое война? Это – мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Что такое война? Это – твердая вера в соседа.
Ты с ним рядом стрелял и в траншеях до нитки промок.
Это – прочная дружба, высокое счастье победы,
Что с товарищем делишь, как хлеба последний кусок.
(Юрий Севрук. 1942 г.)

В этой войне пострадала каждая советская семья: кто-то погиб на фронте, кто-то замерз от холода, кто-то умер от голода, кто-то был зверски замучен в тюрьме.

В рославльской тюрьме, сожженной немцами вместе с узниками, на стенах казематов еще можно прочитать краткие надписи погибших людей.

(Учитель читает то, что написано на стене).

Вопросы для обсуждения:

Она – Роза! Кто же была эта узница Роза и где она теперь? Кто такой был Злов?

Следов существования Злова найти не сумели, но Роза и среди мучеников оказалась мученицей. Почему?

(Однажды ее уже расстреливали, но она осталась живой под трупами других убитых людей. В сумерки выбралась из под мертвых и ушла через развалины тюремной ограды. Днем ее опять взяли в городе и отвели в тюрьму).

Какой была Роза?

(Красива, хороша собой, словно ее выдумали тоскующие люди себе на радость и утешение. Темные, вьющиеся волосы; большие младенческие глаза, освещенные изнутри доверчивой душой, лицо милое, нежное, чистое. Небольшая, но крепкая и умелая на руку, 19 лет, но она умела одолевать свое горе, не давала ему старить и калечить себя – она хотела жить).

Чего добивались немцы, вернув Розу в тюрьму?

(Нельзя властвовать над человеком, убив его однажды. Немцу надо чтобы у человека был глупый ум и робкое сердце).

Что хотел узнать следователь от Розы?

(Все о городе Рославле и о русской жизни).

Каким вниманием одарил Розу немецкий следователь? Кто ему помогал?

("Мюнхенское пиво, подогретые сосиски и новое платье". "Мастера своего дела")

Над чем задумался военный следователь?

(Русская девчонка не подчинялась. Можно убить, владеть мертвецами бессмысленно).

Кого призвал на помощь?

(Скорого Ганса. "Он будет фюрер малого масштаба").

Что сделал Скорый Ганс с Розой?

(Полудурку, надавив рукой на темечко).

Какой теперь стала Роза?

(Равнодушной, с блаженной улыбкой на лице, сердце сдавлено страхом).

Чего хотели добиться немцы, выпустив Розу из тюрьмы полудуркой?

(Живой пример для устрашения населения, образец ужасной муки для некоторых).

Как ведет себя Роза?

(Безрассудно. Хочет найти выход из города).

Добились немцы устрашения?

(Нет. Розу любили и баловали как героическую истину, привлекающую к себе все обездоленные, павшие надеждой сердца).

Зачем Роза хочет уйти вдаль, в голубое небо?

(Найти себя, ту Розу, какую она с тоской вспоминала и с какой она все вспомнит).

Почему Роза называет немца – часового Скорым Гансом?

Ты опять меня убьешь, Скорый Ганс?

(Все немцы – Скорый Ганс).

Чем заканчивается рассказ?

(Роза погибает, подорвавшись на мине).

Удалось немцам сломать Розу?

(Нет).

Вывод

Роза – символ человеческого страдания. Ее лишили памяти, отняли полжизни, но люди не перестали о ней заботиться. Роза погибает на минном поле, но эстафета доброты и заботы означает продолжение и неизбывность жизни на земле.

Рассказы военных лет Платонова утверждают необходимость для каждого человека не только права "на особую отдельную тоску", но и на способность сострадать, сострадать и помнить.

Отгремела война,
Уже давней историей стала.
А никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасов и мин
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапер
Разминирует наши сердца!
(Виктор Кочетков. 1945 г.)