Урок литературы по теме "А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворение "Россия": образ Родины как символ веры в будущее"

Разделы: Литература


Цель: формирование национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма; воспитание любви и уважения к литературным ценностям и культуре.

Оборудование: мультимедийная установка.

Ход

I. Чтение эпиграфа, записанного на доске.

Я много пережил лично и был участником
нескольких, быстро сменивших друг друга, эпох русской жизни.

А.А.Блок

- Как понимаете смысл этих слов?

II. А.А.Блок как выдающийся русский поэт- символист.

Учитель: А.А.Блок родился в 1880 году, а умер в 1921г. Какие же эпохи русской жизни пережил Блок? (революции 1905, 1907, 1917 гг.)

Учитель: Блок жил и умер на границе столетий. Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавно граница 20 и 21 веков, такой была граница более ста лет назад 19 и 20 веков. Тогда, перед началом 20 века, Блоку было 20 лет.

Показ слайдов и комментарий к ним

Слайд № 1 - 7 (см. презентацию).

Учитель: Нарастание событий 1 русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, не преображенным, чуждым Идеалу.

Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики.

Самое знаменитое стихотворение этого периода - Незнакомка”.

Блок становится одним из самых известных и любимых русских поэтов, самым ярким представителем русского символизма.

Словарь: символизм (запись в тетрадь) Слайд №8

Показ слайдов и комментарий к ним

Слайд № 9 - 12

В 1908 году появляется стихотворение Блока под многозначительным названием “Россия”. Слайд №13

- В первопечатном тексте стихотворения содержались именно такие строки.

Почему, по-вашему, поэт отказался от первых 12 строк этого отрывка? (возникал образ “незнакомки”)

- Кровную связь свою с воспитавшей его средой Блок всегда, с юношеских лет, ощущал с особой остротою… Недаром Блок сравнивает Русь с женой и матерью.

С древних времен родная земля, ее победы и беды, тревоги и радости, была главной темой отечественной литературы. Руси, России посвящали вдохновенные строки едва ли не все поэты 19 века. За “светло светлую и украсно украшену” Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое имя Россия стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев браться за кисть, оно звучало в музыке композиторов и творениях скульпторов.

Перед вами скульптура Н.А.Лаврецкого “Россия”, созданная в 1896 году.

Слайд № 14, 15 Комментарии к слайдам

Слайд №16 Комментарий к слайду

III. Стихотворение “Россия”: образ Родины как символ веры в будущее.

Чтение стихотворения наизусть.

Учитель: как поняли смысл стихотворения?

IV. Анализ стихотворения:

- 1 строфа: отмечаем слово “опять”. Что оно означает?

(Все это было уже давно и опять повторяется)

СЛОВАРЬ: Шлея-1. часть сбруи, ремень, прикрепленный 2 концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади.

2. В парной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут.

- Почему шлеи стертые?

- Какие художественные приемы использует автор в этой строфе?

(Аллитерация “Три стертых треплются шлеи…”, эпитеты: “стертые шлеи, спицы расписные”)

- Какое впечатление оставляет аллитерация?

-2 строфа: найти эпитеты.

- как понимаете выражение “песни ветровые”?

Учитель: Прослушайте еще стихотворения о родине С.Есенина и А.Толстого

-Чтение стихотворения С.Есенина “Топи да болота…” и “Край ты мой, родимый край” А.К.Толстого наизусть.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивает лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тащится обоз –
Суховатой липой пахнет от колес
Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
С.Есенин

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, Родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
А.К.Толстой

- Что объединяет эти стихи?

- Какой общий образ Руси возникает в этих стихах? (образ ветра)

Учитель: Такой образ мы называем архетипическим.

СЛОВАРЬ: Архетип - первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики (запись в тетрадь).

- Как понимаете фразу: “И крест свой бережно несу”? (Крест- символ страдания одного человека за всех.)

- Какой образ России рисует автор в 3-5 строфах?

(Блок создает новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить “разбойную красу” России. Выражение “прекрасные черты” напоминает нам об образе Прекрасной Девы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России).

- Слово чародей имеет 2 значения: 1) волшебник, колдун, творящий чудеса с помощью нечистой силы; 2) человек, пленяющий, производящий неотразимое впечатление. В каком смысле, по-вашему, употреблено это слово в стихотворении Блока?

- Почему Блок называет “красу” России не смиренной, а “разбойной”?

- 6 строфа: Чем отличается от предыдущих последняя строфа?

- Назовите антитезы в последней строфе (“невозможное - возможно”; “даль дорожная”- нечто бесконечно долгое и “мгновенный взор”; “глухая песня ямщика” - “звенит”).

Учитель: - Какие еще образы можно назвать архетипическими? (образ дороги и скачущей по ней тройке).

- Какой образ возникает в первой и последней строфах стихотворения? ( Блок начинает и заканчивает стихотворение образом дороги).

- Какое впечатление оставляет использование этого литературного приема?

- Какое слово дважды повторяется в стихотворении? (песня)

- Назовите эпитеты к этим словам. (“Песни ветровые”, “глухая песня ямщика”)

- Почему Блок повторяет это слово?

- Каким размером написано стихотворение? (четырехстопный ямб)

- Какая рифма в организации стиха? (перекрестная, чередование мужской и женской)

- Какой образ России создал Блок? (красивая, необъятная, женственная, возрождающаяся)

- Какие чувства по отношению к Родине слиты в этом стихотворении?

- Почему, несмотря на невеселые думы, поэт все же выражает уверенность в том, что родина “не пропадет”, “не сгинет”, что “невозможное возможно”?

- Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему, обоснуйте ответ.

Учитель: Творчество Блока отличается глубоким единством, органичностью и напряженным динамизмом развития. Стихи наполнены верой в высокую миссию поэта, сознанием сложной противоречивости жизни. Имя Блока воспринималось читателем как символ современности. Его поэтическая искренность, отразившаяся и в личности, и в творчестве, воплотила представления целого поколения о предреволюционном десятилетии и о себе.

V. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Домашнее задание: стихотворение “Россия” наизусть.