Начало 20-го века. Перекраивался исторический и
социальный мир, в корне менялось представление и
о движущих силах мира природного. Подвергалось
сомнению понятие изолированности, структурной
самостоятельности, завершенности как мира
человека, так и мира природного. Как писал Антон
Павлович Чехов, «Мир подвижен, относителен,
един». И основной философский вопрос,
поставленный, таким образом, в пьесе А.М. Горького
«На дне», вопрос об отношении к онтологической
пустоте, в котором оказалось человечество в
начале 20-го века. И здесь мы сталкиваемся с
проблемой: как нам читать «На дне»? И И. Анненский
считал, что только «медленное» прочтение пьесы
позволяет понять ее философскую суть – такое
прочтение, которое всерьез ставит под сомнение
даже театральное значение этой вещи.
Мы считаем, что к пьесе-дискуссии можно применить
формулу С. Великавского, исследователя
писателей-экзистенциалистов А. Камю, Сартра и
других: «Прочтение «наивное», не выходящее за
пределы запечатленного в слове и замкнутого в
себе «куска жизни» тут не срабатывает. Оно
нуждается в замене прочтением
«расшифровывающим», время от времени
прибегающим к разведкам в пластах
духовно-исторической подпочвы этого «куска
жизни», чтобы высветить широкую значимость
«правд», которые сходятся лицом к лицу на,
казалось бы, узкой жизненной площадке».
Цели урока:
- Обучающая – углубление и расширение знаний особенностей драмы как рода литературы, знакомство с особенностями «пьесы-дискуссии», формирование умения распознавать авторскую позицию в драматическом произведении.
- Развивающая– приобщение к богатствам отечественной литературы; создание условий для эстетического восприятия и оценки пьесы «На дне» как явления литературы 20-го века и отраженных в ней явлений жизни; для формирования основ гражданской и человеческой позиции.
- Воспитательная – воспитание любви к русской литературе; эмоциональной отзывчивости, гуманизма, способности сочувствовать и сопереживать; умения работать в команде.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: модульный урок.
Основные приемы: анализ текста по тематическим блокам, работа в парах и четверках.
Оборудование: Портрет А.М. Горького, текст пьесы «На дне», план и инструкция по анализу произведения, рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).
Оформление доски: портрет писателя, эпиграф, тема урока, словарь к теме.
Эпиграф: Единственное спасение человека он (М. Горький) видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности – надеждой. (В. Ходасевич)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Объявление темы урока. Целеполагание (1 мин.)
III. Вступительное слово учителя (3 мин.)
В качестве эпиграфа к уроку по пьесе М. Горького
«На дне» взяты слова из очерка В. Ходасевича о
Горьком, в котором он между прочим писал о
«крайне запутанном» отношении писателя к правде
и лжи, гуманизму и состраданию, которое
«обозначилось очень рано и оказало решительное
влияние как на его творчество, так и на всю его
жизнь…».
Таким образом, единственно спасение человека он
видел в
творческой
энергии, которая немыслима без непрестанного
преодоления действительности – надеждой.
Способность человека осуществить надежду ценил
он невысоко, но самая эта способность к мечте, дар
мечты – приводили его в восторг и трепет.
Работа с текстом пьесы М. Горького «На дне» Учебный материал с указанием задания |
Руководство по усвоению учебного материала |
|
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.8. 1.9. |
Вступительный блок. Цель:
Определите социальные условия существования
персонажей пьесы и истоки социального конфликта.
|
Время на выполнение – 15 мин. Работа в
«четверках»
Попробуйте дать краткую характеристику персонажам только на основании афиши. Обратитесь к I действию, к звуковым, зрительным,
слуховым и другим образам. Обратите внимание на прошлое героев. Самооценку внесите в «Листок контроля». |
2
2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. |
Философская проблематика пьесы. Ее художественные особенности Цель: Определить, способны ли на «жизнетворчество, на изменение своей судьбы обитатели ночлежки. Если нет, то что держит каждого из них «на дне»? В споре о правде жизни Бубнов, Клещ, Татарин, Барон, Алешка, Настя имеют свою позицию, оправдывающую пребывание каждого из них в их нынешнем состоянии. Обозначьте эти позиции, опираясь на текст пьесы. Чью правду Горький называет «правдой факта», а чью – «правдой рабского труда»? Человек и вера? Авторская позиция. Чьи взгляды иллюстрируют эту позицию. Чью позицию Горький называет «Евангелием миражей»? Как связаны желания человека с его способностью к «жизнетворчеству»? Почему, по мнению автора, человек, «ничего не желающий», обречен? Что общего и чем отличаются друг от друга такие герои пьесы, как Настя и Барон? Попробуйте сгруппировать героев пьесы, в основу группирования положив их способность «творить свою жизнь». Какие герои вызывают вопросы? Какой герой оказывается в начале пьесы в одной, а к концу – в другой группе? В какую сторону этот герой меняется? Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее. |
Время на выполнение – 20 минут
Работа с материалом II и III действий. Если затрудняетесь, вернитесь к этому вопросу после ответа на последующие вопросы Помните о подтексте! Обсудите в четверках Обратитесь к биографии М. Горького. Для помощи обратитесь к поэме М. Горького «Человек» Самооценку внесите в «Листок контроля». |
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. |
«Особые» герои пьесы и их роль в
произведении Цель: выявить роль и значение образов Луки и Сатина в пьесе. Ответить на вопрос об авторском голосе в пьесе. Перечитайте «Притчу о Праведной земле», которую рассказывает Лука (3-й акт). Как характеризует эта притча позицию Луки и его отношение к окружающим Почему именно Лука поет песню «Средь ночи путь не видать»? Лука говорит: «Уважь человека!» Есть ли разница между призывом Сатина «Уважать человека надо!» и «Уважь человека»? Когда Лука появляется в пьесе и когда исчезает, «яко дым от лица праведника»? При постановке пьесы «На дне» в Японии режиссер Куросава исключил из текста монолог Сатина о Человеке. Как вы думаете, почему? Что изменилось в философском контексте произведения? О каком Человеке говорит на протяжении пьесы Лука и о каком – Сатин? Почему именно Сатину, шулеру и цинику, отданы автором все слова о правде, чести, достоинстве, труде? К какой группе отнесли бы вы Луку и Сатина? Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее. |
Время на выполнение – 20 минут Обратитесь к словарю и определите значение и предназначение притч. Вспомните о символах и символике Обратитесь к этимологическому и толковому словарям Сравните состояние ночлежников в 1-м и 3-м
действиях. Обсудите в «чтеверках» Самооценку внесите в «Листок контроля». |
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. |
Проблема гуманизма в пьесе Цель: Ответил ли М. Горький на основной вопрос, поставленный в пьесе: Истина или Сострадание? Выпишите из текста пьесы афоризмы Луки и Сатина. Определите, о чем спорят эти афоризмы. «Человек – вот правда!» Можно ли эти слова считать авторским ответом на вопрос, в чем правда? Можно ли сказать, что автор исповедует эту точку зрения? Как вы относитесь к словам Луки: «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку..., не всегда правдой вылечишь»? Какова судьба героев, в душе которых Лука пробудил надежду? (Актер, Пепел, Наташа). Можно ли считать их судьбы аргументом против позиции Луки: «Жизнь вытерпеть можно»? Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее. |
Время на выполнение – 15 минут Обратите
внимание на отношение говорящих к Человеку и его
роли на Земле. Обратитесь к поэме Горького «Человек». |
5. | Обобщение знаний по идейному содержанию пьесы. | Домашнее задание: сочинение-рассуждение на темы (по выбору): «Истина или сострадание? Что нужнее?»; «Суровая правда жизни в пьесе М. Горького «На дне»; «Кто прав в споре о правде в пьесе М. Горького «На дне»?» |
Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем) (5 мин.):
Таким образом, после работы с текстом пьесы М.Горького «На дне» и совместного обсуждения в процессе поиска ответов на вопросы тематических блоков вы неизбежно пришли к определенным выводам об авторском замысле и авторских акцентах, сделанных им на героях и проблемах. Дает ли Горький однозначные ответы на вопросы, им же поставленные? Нет. Почему? Вероятнее всего, потому, что у него этих ответов и не было. Здесь будет уместным вспомнить слова другого классика рубежа 19-20-го веков А.П. Чехова, который сказал, что задачей художника является не правильный ответ на вопрос, а правильная его постановка.
4. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных карт обратной связи», которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).
5. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение (по выбору) на темы: «Истина или сострадание? Что нужнее?»; «Суровая правда жизни в пьесе М. Горького «На дне»; «Кто прав в споре о правде в пьесе М. Горького «На дне»?»
Литература:
- Валентинов Н. Недорисованный портрет. М., 1993.
- Груздев И. Горький и его время. Издание 4. М., 1985.
- Лесохина Л.Н. Урок-диспут. М., 1985.
- Сухих С.И. Заблуждения и прозрения М. Горького. Н. Новгород, 1992.