Литература
-
Технология развития критического мышления на уроках литературы 2010
Цель урока - дать представление о творчестве Т.Н. Толстого, помочь проанализировать рассказ "Река Оккервиль", текста повышенной стилистической сложности, формировать ценностные представления через его философию, используя технологию развития критического мышления.
-
Новый герой в произведениях древнерусской литературы (по "Повести о Горе-Злочастии") 2010
На уроке определен круг проблем, которыми интересовалась древнерусская литература.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему "Война в стихотворении К.Симонова "Сын артиллериста" 2010
Целью урока является формирование умений характеризовать и оценивать главных героев на основании их поведения и поступков; совершенствование навыков чтения через анализ поэтического произведения.
-
Урок литературы для 9–11-х классов на тему "Уроки нравственности Василия Белова. По рассказам "Колоколена", "Холмы" 2010
Цели урока: знакомство с неизвестным ребятам писателем, с явлением "деревенской" русской литературы; развитие умения анализировать художественный текст; воспитание в учащихся вечных нравственных ценностей: любовь к матери, к родному краю, к родине, к духовным традициям русского народа; расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей.
-
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы 2010
Цель урока: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ.
-
Литературная гостиная "Земли родной минувшая судьба" 2010
Литературная гостиная - одна из форм современного урока литературы, основанного на обобщении и систематизации имеющихся гуманитарных знаний, посвящённого 150-летию со дня рождения А.П. Чехова, 65-летию Великой Победы, являющегося частью организации единого культурного пространства, процесса воспитания достойного гражданина и патриота России.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка по теме "Мудрость человеческая и в терпимости" 2010
Основные цели урока: развитие умений анализировать художественное произведение в русле проблемы толерантного миросозерцания главного героя произведения; совершенствование умений учащихся проводить литературоведческий и лингвистический разбор художественного текста.
-
Открытый урок чтения "Читать модно? Размышления о читателе XXI века" 2010
Сегодняшние школьники мало читают художественную литературу. Книгу часто заменяет компьютер. Традиционными стали открытые уроки чтения, помогающие познакомиться с основными тенденциями развития современного литературного процесса, с шедеврами мировой классики. Урок проходит в форме дискуссии с использованием ученических презентаций.
-
Урок литературы в 10-м классе "Кто виноват в случившемся" (по повести В.Распутина "Живи и помни") 2010
В ходе проведения урока показаны причины нравственной неустойчивости и падения Андрея Гуськова и деревенской женщины Настены, которой трудно жить без опоры, без ясного понимания и оправдания своего поведения и поведения мужа Андрея.
-
Размышления о прочитанных страницах книги "Мой генерал" (читательская конференция по роману А.А. Лиханова "Мой генерал") 2010
Методическая разработка конференции по роману А.Лиханова «Мой генерал» (6-й класс) помогает увидеть проблемы воспитания подростка, их взаимоотношений с представителями старшего поколения, способствует формированию нравственных ценностей, развивает коммуникативные компетенции, возрождает интерес к чтению.
-
Читаем всей семьей: нестандартные формы работы учителя литературы с родителями и детьми 2010
Работа школьного учителя не должна ограничиваться рамками урока и программными произведениями: поддержка интереса к печатному слову, поиск, разработка и внедрение эффективных технологий развития творческого семейного чтения – это только совместная деятельность: учитель – библиотекарь – ученик – родитель.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Два поэта - две судьбы" 2010
Материал урока дает возможность учащимся познакомиться с эпохой, в которую жили две великие женщины-поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева. Учащиеся должны понять, как неразделимы судьба страны и судьбы живших в ней людей, отметить, что сближает Ахматову и Цветаеву, таких разных и неповторимых. Урок проводится в нетрадиционной форме – форме литературной гостиной и несет большой познавательный и воспитательный потенциал.
-
Интегрированный урок литературы и искусства "Правда о войне" 2010
На занятии решается задача познакомить учащихся полным факсимиле двух «Моабитских тетрадей», показать мужество, проявленное М.Джалилем и его соратниками на войне, в тюремных застенках, подвести к выводу о том, что войны не должно быть никогда.
-
Урок литературы в 5-м классе "Иван Алексеевич Бунин. Судьба и творчество писателя" 2010
На занятии учащиеся знакомятся с фактами биографии И.А. Бунина, а также теоретическими понятиями, необходимыми для аналитического осознанного чтения лирического произведения, как лирический герой, анафора, актуализируются знания об изученных художественных изобразительных средствах, отрабатывается умение выразительно читать стихотворное произведение.
-
План-конспект урока "Театр Островского продолжает жить в XXI веке" 2010
Мы сотрудничаем с Драматическим театром, реализуя программу «Искусство быть зрителем». Первый театральный урок посвящается творчеству А.Н. Островского и проводится в начале учебного года. В уроке использованы элементы театрализации, программы спектаклей, экспонаты театрального музея. Выражая свои впечатления в отзывах и творческих заданиях, студенты расширяют и закрепляют знания.
-
Русская мысль как событие в жизни всего человечества (философский труд крестьянина Бондарева «Трудолюбие и тунеядство…» в оценке графа Толстого) 2010
В своём трактате «Так что же нам делать»?» Л.Н. Толстой заметил, что два русских мыслящих крестьянина оказали на него большое нравственное влияние и обогатили мысль и уяснили миросозерцание. Об одном из них, Тимофее Бондареве, идёт речь в настоящей статье. Что способствовало сближению великого графа и сибирского философа, какую оценку дал Л.Н. Толстой основному труду Бондарева, какова дальнейшая судьба рукописи, - всё это разъясняется с опорой на первоисточники и может быть востребовано при изучении творчества Л.Н. Толстого.
-
Творческий проект по литературе для учащихся 4–5-х классов "Изображение зла и образы животных в русских народных сказках" 2010
Творческий проект с использованием ИКТ " Изображение зла и образы животных в русских народных сказках", выполненный учащимися 4–5-х классов способствует развитию творческих способностей, формирует навыки работы с информацией, повышает культуру общения, углубляет знания по предмету, расширяет кругозор.
-
Литературно-музыкальная композиция 2010
Работа рассказывает о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны. Показывает, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями. Урок помогает почувствовать пафос поэзии военных лет, развивает навыки выразительного чтения.
-
Урок по литературе "Своя игра по произведениям А.С. Пушкина" 2010
«Своя игра» по произведениям А.С. Пушкина позволяет посредством игровой методики развить у учеников коммуникативные навыки, включить в работу весь класс, выявить творческие способности каждого ученика. Неформальный урок расширяет кругозор, повышает интерес к чтению, развивает мышление, память и воображение, помогает учащимся проникнуться атмосферой исторической эпохи, в которую жил писатель.
-
Урок литературы в 6-м классе. "Н.С. Лесков "Левша" 2010
Целью урока является знакомство с биографией писателя, представленной в виде заочного путешествия по городу Орлу и выявление особенностей жанра и повествования через работу с текстом сказа и иллюстрациями к нему.
-
Нравственная проблематика рассказов В.М. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик" 2010
Знакомство учащихся с личностью и судьбой писателя В.М. Шукшина. Привитие интереса к его творчеству. Формирование представления об особенностях героев Шукшина; навыков анализа художественного текста; воспитание гуманного отношения к людям; развитие умения аргументировать собственную точку зрения.
-
Урок, посвященный 65-летию Великой Победы, "Восславим женщину-мать!" 2010
Автор на уроке знакомит учеников с подвигом простых женщин-матерей, воинов, защитников Отечества; драматической поэмой И.И. Егорова "Хобороос", книгой "Малгиннар ийэлэрэ", работами З.К. Степанова, П.А. Захарова, посвященными Ф.Н. Малгиной.
-
Маленький человек с большим сердцем (5-й класс) 2010
Изучение творчества Василия Белова в школе ограничено несколькими произведениями. Есть необходимость расширить представление и о писателе, и о проблемах, которые решают его герои. Современные школьники должны понять, что главное не то, где человек живет, кем работает, какое имеет образование, а то, какая у него душа, умеет ли он любить, нежен ли он, внимателен ли, что он ценит, как ведет себя в трудную минуту, способен ли на поступок?
-
Готовимся к юбилею любимого писателя 2010
План подготовки и проведения декады, посвященной юбилею писателя, может служить алгоритмом организации литературных праздников, предметных недель, посвященных освещению и осмыслению творчества интересующего вас и ваших учеников писателя, поэта. Учитель может использовать любой набор представленного материала, учитывая специфику и уровень подготовки класса.
-
Уроки нравственности 2010
Для культурного, нравственного, правового развития учеников создан интегрированный (литература и обществознание) спецкурс с 5-го по 11-й класс. В отличие от программных уроков упор делается не на изучение произведения или конкретной темы, а на развитие умения думать, рассуждать и делать выводы. На уроке ученик не получает готовое знание, а, выполняя нестандартные, необычные задания, приходит к нему в результате общей работы, и это знание он уже не потеряет, оно становится "его личным достижением".
-
Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе 2010
Интегрированный урок разработан в соответствии с программами по литературе и музыке для 5-го класса. Образ Кикиморы предлагается рассмотреть в рамках уроков по теме "Фольклор и мифы древних славян". На уроке даются понятия жанров, проводится словарная работа, активизируются творческие способности учащихся, развивается литературный и музыкальный вкус учеников.
-
Конспекты уроков "Чтобы жить честно…", "Антитеза как основное средство художественного изображения в произведении" 2010
Уроки предназначены для изучения рассказа Л.Н. Толстого "После бала" в 8-м классе. Уроки разработаны таким образом, что позволяют учащимся прочувствовать душевные терзания обыкновенного человека, задуматься и найти ответ на вопрос: "Что значит жить честно?"
-
Точность и краткость пушкинской прозы (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка") 2010
Цель урока - обогатить представления учащихся о стиле прозы А.С. Пушкина, помочь учащимся выяснить, благодаря каким языковым средствам выразительности А.С. Пушкин добивается точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий. В основе урока лежит лингвистический анализ художественного текста.
-
Защита проектов "Выдающиеся представители русской литературы" 2010
Урок проводится после изучения произведений русских писателей и поэтов (по литературному чтению с родным (нерусским) языком обучения). Уроку предшествовала подготовительная работа. Ученики писали проекты "Мой любимый поэт (писатель)". Работая над проектами, они изучали жизнь и творчество выбранных ими поэтов и писателей, пробовали сами сочинять стихи и сказки.
-
Урок литературы в 6-м классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" 2010
В канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне актуально обращение к творчеству поэтов-фронтовиков, композиторов и художников XX века, изображавших войну, к истории памятников культуры. Любовь и верность, образы войны и мира, ощущение вселенского масштаба катастрофы, "перевернутости" мира, звуки войны нашли отражение в поэзии, музыке и живописи.