Литература
-
Тема роковой любви "денисьевского" цикла Ф.И. Тютчева 2010
Тема любви в творчестве поэта или писателя всегда интересна более других, так как учащиеся пропускают ее через себя, свою душу. Они вместе с автором переживают, мучаются, радуются и отдаются всецело этому чувству. Материалы статьи могут использоваться преподавателями в качестве вступительного слова, при подготовке к литературной гостиной, посвященной теме любви в творчестве Ф.И. Тютчева, или к уроку, основной темой которого будет беседа о "роковой" любви великого поэта - Е.А. Денисьевой.
-
Урок-мастерская по лирике Н.А. Некрасова "Мой Некрасов" (10-й класс) 2010
Мастерская рассчитана на два спаренных урока, целесообразно проводить её после изучения поэмы "Кому на Руси жить хорошо". В ходе урока учащиеся обращаются к личному опыту, с мастером, с поэтом. Учитель предлагает неадаптированные тексты, с которыми ученики разбираются самостоятельно в рамках парной, групповой работы, диалога. Мастерская построения знаний формирует вдумчивое чтение, погружение в текст, в каждое предложение, в слово. Учащиеся учатся анализировать стихотворение, определять основные мотивы и темы, обмениваются вопросами с другими.
-
Конспект урока по литературе в 10-м классе "Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2010
Цели урока: показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа, развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
-
"Устный журнал. По страницам великой поэзии И.С. Тургенева" 2010
Данный текст служит для повышения интереса учащихся к предмету и к творчеству И.С. Тургенева в частности. Творческая подача материала, дополнительные факты биографии автора, использование средств ИКТ, вызывают интерес учащихся и способствуют созданию непринужденной атмосферы на уроке, создающая возможность выдоха на откровенный разговор учителя с классом. Результат таких уроков - привитие любви к родному литературному наследию, высокий процент качества знаний, участие детей в научно-исследовательской работе.
-
Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" 2010
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
-
Мастерская по рассказу И.Бунина "Солнечный удар" (11-й класс) 2010
Можно ли провести урок-мастерскую по рассказу И.Бунина? Мы сделали такую попытку. Рассказ И.Бунина «Солнечный удар» – это замечательный текст, анализируя который, можно понять ценность авторского слова. Несложные задания для работы с текстом позволили заинтересовать одиннадцатиклассников, дать им почувствовать прелесть языка писателя и его отношения к значимости случайных встреч в жизни человека. После этого урока появились интересные исследовательские работы учеников.
-
Мастерская творческого письма. Гете и Лермонтов "Горные вершины" 2010
Работа с оригиналом, подстрочный перевод, выделение ключевых слов, подбор синонимов к лексическим рядам превращает художественный текст в хаос – идет деконструкция материала. А в итоге работы, выбрав одно из написанных слов как ключевое, учащиеся создают четвертый перевод, но только такой, какой мог получиться у каждого отдельно взятого ученика, потому что именно так ребенок почувствовал это стихотворение.
-
Урок внеклассного чтения по теме "А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь: их встречи и взаимоотношения" 2010
Урок имеет цель – рассмотреть влияние личности А.С. Пушкина и его творчества на творчество Н.В. Гоголя, рассмотреть взаимоотношения двух великих писателей XIX века. До урока проводится подготовительная работа: два ученика играют роли А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя, группа ребят репетирует сцену из «Ревизора» и готовят костюмы к данной сцене, художники готовят иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», часть ребят готовят презентацию по теме.
-
Урок в 8-м классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (Программа А.Г. Кутузова) 2010
В ходе глубокого анализа художественного текста выявляются ключевые проблемы повести, развиваются умения анализировать текст, навыки групповой и исследовательской работы. Урок имеет большое воспитательное значение.
-
"К нам едет ревизор…" (пресс-конференция) 2010
Для освещения пресс-конференции нужны корреспонденты, в том числе и фотокорреспонденты. Цель задания – научить участников видеть главное, вырабатывать профессиональное внимание и наблюдательность. Всё пространство класса разделено на три части, и учащиеся размещаются таким образом: впереди – исследователи, слева – журналисты, справа – читатели. Учитель представляет одну группу за другой. Журналисты задают вопросы, исследователи отвечают на них.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе (по произведению А.П. Платонова "Девушка Роза") 2010
В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями военных лет, положением города Воронежа в годы войны, с деятельностью воронежского писателя А.П. Платонова во время войны, анализируют произведение А.П. Платонова "Девушка Роза".
-
Становление духовного мира младшего школьника посредством литературного чтения 2010
Духовно-нравственное воспитание – это определённая система работы над художественным произведением, способствующая формированию духовных ценностей учащихся. Литературное чтение учит младшего школьника замечать красоту окружающего мира, состояние и настроение других людей, не спешить с выводами о поступках других людей. Правильно отобранный материал для чтения заменяет отрицательные эмоции положительными.
-
Методические материалы к теме "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича…" (7-й класс. Три урока в системе) 2010
Методическая разработка к урокам литературы в 7-м классе содержит рекомендации по планированию уроков и проект второго урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по роману Майн Рида "Всадник без головы" 2010
Знакомство учащихся с биографией "капитана Майн Рида" и с его знаменитым романом "Всадник без головы" поможет пробудить интерес семиклассников к зарубежной литературе. Стремление разгадать тайну делает чтение и обсуждение романа захватывающе интересным, а разговор о любви и дружбе, о верности и предательстве способствует формированию нравственных принципов у подростков.
-
Проект "Качающая колыбель" 2010
На занятии происходит формирование позитивного образа матери у старшеклассников. Создается представление о типических чертах матери в художественных произведениях 2 половины XIX века; проводится исследование, посвященное анализу образа матери в художественных произведениях.
-
Урок русской литературы в 8-м классе "В ожидании чуда…" (по рассказу А.С. Грина "Алые паруса") 2010
Целью урока является знакомство учащихся с новым именем в литературе. Он помогает дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода, учит выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.д.), развивает устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
-
Открытый урок по теме "Послания и их роль в творчестве А.С. Пушкина" 2010
Урок является уроком - обобщения по жанру послания в лицейский период творчества А.С. Пушкина.
-
Сонеты Шекспира 2010
Цели урока: расширение читательского кругозора учащихся , выявление читательских впечатлений, развитие самостоятельности суждений и оценок.
-
Интегрированный урок литература + русский язык. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". (5-й класс) 2010
Урок рассчитан на 2 часа. Целью урока является обучение лингвистическому анализу текста на основе изученного произведения, формирование видения взаимосвязи литературоведения и лингвистики. Вид урока - повторение и обобщение знаний по изученным темам. В уроке даны упражнения по лексике и синтаксису.
-
Урок литературы по теме "А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворение "Россия": образ Родины как символ веры в будущее" 2010
Стихотворные тексты русской классики на уроках выполняют одновременно задачи и нравственного и эстетического воспитания. В первой части урока идет знакомство с биографией А.А. Блока. Вторая часть представляет собой анализ стихотворного текста в целом. Чтение стихотворения и его анализ под руководством и по плану учителя позволит учащимися лучше узнать русский литературный язык, поэтическую речь и одновременно стать более образованным лингвистически.
-
Риторический ринг для учащихся 5-х классов "Будь вежлив" 2010
Риторический ринг для учащихся 5-х классов с целью обобщения знаний, полученных на уроках риторики; создания условий для развития познавательного интереса учащихся; воспитания уважительного отношения к русской речи.
-
Проект на уроке литературы "Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»" 2010
Современная жизнь требует от человека исследовательских навыков и творческого мышления, поэтому перед учителем стоит задача научить учащихся видеть, формулировать проблему, составлять план действий, следовать этому плану и анализировать полученный результат. Этим задачам отвечает метод проектов. Среди целей данного проекта – постижение смысла стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», совершенствование навыков анализа поэтического текста через совокупность учебно-познавательных приемов в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов.
-
Анализ стихотворения И.Бунина "Вечер" 2010
В чём же было мастерство Бунина-поэта и его новизна? Попробуем это понять. Учащимся предлагается стать учёными-исследователями. Учитель будет научным руководителем. Предметом исследования является стихотворение И.А. Бунина «Вечер». В ходе исследования приходим к выводу о том, что через противоречия поэт открывает для себя и для каждого истинное значение жизни, соединяет поэзию и прозу.
-
Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?" 2010
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну.
-
Литературные викторины 2010
Одной из увлекательных форм работы является литературная викторина. Литературная викторина - это игра, участники которой отвечают на вопросы, объединенные одной темой. Но это не игра-развлечение, это игра, развивающая память, повышающая интерес к литературе, развивающая умения активно проявлять свои способности, смекалку, умение работать в команде. Это соревнование в знаниях по литературе.
-
Стихотворение А.Блока "Незнакомка" 2010
Стихотворение "Незнакомка" занимает особое место не только в общей канве петербургской поэзии А.Блока, но и во всем его творчестве. Вероятно, поэтому интерес к данной балладе не уменьшается. Однако ценно это произведение еще и само по себе, как доказательство того, "из какого сора растут стихи..."
-
Красна изба пирогами (современные посиделки) 2010
В работе представлено внеклассное мероприятие в форме посиделок. На мероприятии проводится викторина. Учащиеся знакомятся с русскими традициями, используемыми нашими предками. Даются правила сервировки стола и проводится конкурс на лучший стол. Ведущие рассказывают историю чая, самовара. Рассматриваются репродукции картин, связанных с чаепитием, игрищами во время праздников.
-
"Весточка с фронта". Урок-презентация книг, незаслуженно забытых читателями школьной библиотеки 2010
Урок помогает приобщить школьников к чтению незаслуженно забытых книг о Великой Отечественной войне, поведавших о весточках с фронта - искренних документах тех, кто пал смертью храбрых, защищая Отечество и завещая нам мир.
-
На подступах к роману "Евгений Онегин". Герои романа в иллюстрациях художников 2010
Урок помогает закрепить знания учащихся о романе "Евгений Онегин", познакомить детей с иллюстрациями к роману, некоторые из которых были нарисованы самим Пушкиным.
-
Методическая разработка урока литературы для 11-го класса "Правда и ложь, истина и сострадание в пьесе М.Горького «На дне»" 2010
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по пьесе М. Горького «На дне», построенного в форме дискуссии с целью углубления и расширения знаний особенностей драмы как рода литературы, знакомства с особенностями пьесы.