Люди в свете зеленой лампы (Урок внеклассного чтения по рассказу А.С. Грина "Зеленая лампа")

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С.Грина.
  2. Совершенствовать навык анализа художественного текста.
  3. Показать учащимся на примере рассказа А.С.Грина важность духовного богатства человека.
  4. Воспитание у учащихся интереса к творчеству писателя.

Оборудование:

  1. Текст рассказа; записи на доске.
  2. Портрет А.С. Грина.
  3. Иллюстрации ребят к рассказу.
  4. Выставка книг писателя.
  5. Журнал «Литература в школе» № 6,1995

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня на уроке мы обратимся к творчеству А.С. Грина. М. Горький писал: «Грин талантлив. Очень жаль, что его мало ценят». Следует признать, что и мало читают. Но я надеюсь, что эти слова к вам не относятся. Думаю, вы знакомы со многими его произведениями.

– Вспомните, какие повести, романы, рассказы А.С. Грина вы читали?

На выставке представлены некоторые произведения этого писателя. Если его творчество вас заинтересует, вы можете познакомиться с этими книгами поближе.

II. Сообщение темы и целей урока

Запись на доске: Люди в свете зелёной лампы. (Рассказ А.С. Грина «Зелёная лампа»)

Грин избрал для себя очень трудную дорогу – писать не об изменении материальной жизни, а о преобразовании внутреннего мира человека.
В.Харчев

«Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих...» (Пс.,5,11)

«Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя» (Пс.,7,17)

– Запишите в тетрадях число и тему урока. Чтобы понять, почему Грин избрал для себя такую дорогу, познакомимся с некоторыми фактами его биографии.

III. Сообщение учащегося о биографии и творчестве А.С. Грина

Да, такие люди нам сегодня нужны. Замечательного рассказчика, романтика, мечтателя, А. Грина нужно читать, чтобы уберечь «своё сердце от постарения». И я бы сказала, от чёрствости и равнодушия.

IV. Беседа по содержанию рассказа

Рассказ с простым названием, которое ни о чём не говорит.

– Чего ожидали вы от рассказа под названием «Зелёная лампа» до его прочтения? (Детективный сюжет – убийства совершаются при свете зелёной лампы.
Фантастический или волшебный сюжет – лампа обладает магическими свойствами. Лирический сюжет – цветок похож на абажур лампы.)

– Стало ли ясно после прочтения рассказа, почему он так называется? (Да. Зелёная лампа осветила жизненную дорогу Джона Ива, указала ему путь. Зелёная лампа окончательно «ослепила» Стильтона. Зелёная лампа сыграла определённую роль в судьбе героев.)

– Цвет лампы выбран неслучайно. Почему лампа зелёная? (Зелёный цвет – цвет надежды, цвет жизни.)

– Каково ваше впечатление о рассказе? Какой эпизод вам больше всего запомнился?

К уроку я просила вас нарисовать иллюстрации к тому сюжету, который вам больше всего понравился и запомнился. Теперь мне стало понятно, почему вы изобразили на своих иллюстрациях тот или иной эпизод.

– Что вы можете сказать о композиции рассказа? Как он построен? (Рассказ состоит из двух частей.)

– Какая часть, на ваш взгляд, более важная? Почему? ( Важнее 1-я часть, т.к. именно здесь герои встречаются, без неё не было бы сюжета. Вторая часть более важная, т.к. все нравственные выводы содержатся в ней.)

– Можно ли сказать, что две части противопоставлены одна другой? Если да, то в чём? (Можно. Части противопоставлены друг другу по содержанию, по жизненным ситуациям, в которых оказались герои. Джон Ив противопоставлен Стильтону. Добро – злу, благородство – гордыне, одна судьба – другой.)

– Как называется такой художественный приём? (Антитеза)

– Что мы узнали о Стильтоне? (Зачитать по тексту)

– Как это характеризует Стильтона? (Жестокий, изощрённый, уверен во власти денег, привык к кутежам и развлечениям, купленным за деньги. Но богатство материальное для человека не всегда благо.)

– А что можно сказать о Джоне Иве? (Зачитать по тексту)

– Почему Стильтон был уверен в том, что шутка удастся и Джон Ив станет идеальной жертвой? (У Джона Ива была абсолютно безвыходная ситуация: он оказался без денег, без работы, был болен, голоден.)

– Получил ли Стильтон удовольствие от своей шутки? (Сначала – да, но вскоре он пресытился и этой шуткой)

– Какова реакция Реймера на Джона Ива и на задуманную «шутку»? (Джона Ива называет падалью. Зачитать по тексту.)

– Как вы думаете, созрел бы такой замысел у Стильтона, если бы ему не перед кем было продемонстрировать свою власть над человеком? (К сожалению, наши пороки порой потому «расцветают», что некому нас остановить. И уж совсем страшно, если мы окружены равнодушными людьми, молчаливо поощряющими наши дурные деяния. Не без их помощи мы становимся порочнее. «Реймеру было всё равно; Стильтон при одобрении толпы... усадил беспризорного человека»)

– А как же складывается судьба Джона Ива? (Пересказ с цитатами из текста)

– Что помогло Джону Иву выжить в этой ситуации? (Чтение, сила воли, желание жить)

– В жизни каждого человека наступает минута, час, день, когда он должен сделать выбор. У Джона Ива тоже был такой момент. Что лучше: долгие часы, дни, годы ожидания богатого состояния, обещанного Стильтоном, или стремление сделать свою жизнь богатой?

Конечно, материальное благополучие было для него тогда очень важным: ведь ранее он искал работу и жил в нищете.

– Но какой путь избрал для себя герой Грина? (Джон Ив хотел наполнить свою жизнь смыслом, увидеть впереди цель, к которой нужно стремиться, ради чего нужно жить. И такая цель появилась у него: он захотел стать доктором, помогать страдающим людям. А если чего-то сильно захотеть, оно непременно исполнится.)

– Как об этом говорит Джон Ив? («Если желание сильно, то исполнение не замедлит».)

– О чем свидетельствуют такие моменты повествования о нём, как работа героя в больнице для бедных, помощь Стильтону в трудную минуту?

Джон Ив не стал ждать милости от судьбы, он сам всего добился. Несмотря на сиротство, обездоленность, непосильный физический труд, одиночество, голод, нищету и унижения, он не отчаялся, его сердце не зачерствело, не ожесточилось.

Джон Ив сберег в себе главное – человеческое сердце, он способен откликаться на чужую боль. (Зачитать подслушанный разговор.)

Этот герой не способен на лицемерие: он предлагает разорившемуся Стильтону работу в больнице для бедных, он протягивает руку помощи тому, кто когда-то так жестоко хотел распорядиться его судьбой.

– Ребята, а ведь на месте Джона Ива мог оказаться и другой человек, безвольный, слабохарактерный. К чему могла бы привести «шутка» Стильтона? (Зачитать: «Там за окном сидит дурак...») Именно таким Стильтон и представлял Джона Ива. Но ошибся.

– Выходит, Стильтон прекрасно отдавал себе отчёт, что может загубить человеческую жизнь. Можно ли утверждать, что разорение Стильтона – это наказание за его деяния, наказание судьбы? (Да, т.к. версия о молниеносном разорении из-за паники на бирже не очень убедительна. Сам Стильтон воспринимает своё разорение как наказание, он кается перед Ивом, просит прощения. Покаяние - путь к спасению.)

– Что страшнее, на ваш взгляд: злой замысел или последствия этого замысла? (Замысел, т.к. последствия оказались благими для Джона Ива. Шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло. Автор убеждён в победе добра, уверен, что даже у злодея есть возможность спасти свою душу.)

Обратимся к эпиграфу. Ещё в Библии, книге всех книг, можно найти такие слова: «Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих…» или «Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».

– Согласны ли вы с этими высказываниями?

– К кому из героев рассказа можно отнести эти слова из Библии? Как вы думаете, что важнее в рассказе события, герои или духовные ценности?

– Как называется произведение, где в иносказательной форме автор касается проблем морали, общечеловеческих законов? 

Запись на доске: Притча – произведение, небольшой рассказ, в котором в иносказательной форме автор касается проблем морали, общечеловеческих законов.

– Можно ли рассказ А.Грина назвать притчей? (Да, т.к. сюжет прост, и он помогает автору донести до читателя своё понимание вещей и задуматься над этим.)

– Актуален ли рассказ Грина сегодня? (Да. К сожалению, в нашем обществе стало слишком много таких людей, как Стильтон.)

V. Подведение итогов урока

Ребята, подводя итог всему нашему разговору, какой вы можете сделать вывод? (Автор рассказа даёт нам урок гуманизма, человеколюбия.)

– К чему призывает Грин в своём произведении? Какие общечеловеческие и моральные принципы содержатся в рассказе? (Уважать человеческое достоинство, даже в помыслах не быть злым; уметь прощать; стремиться к самосовершенствованию.)

VI.Объяснение домашнего задания

Ответить на вопрос: «Добро или зло сотворил Стильтон по отношению к Джону Иву?»

Прочитать ещё одно произведение А.С. Грина, которое называется «Алые паруса».