Пояснительная записка
Время вновь востребовало обратиться к истокам духовно-нравственной русской культуры, её ценностям как неотъемлемой части восточно-христианской цивилизации. Жизнь показала, что без знания традиций своего народа, без знания истории страны, без тесного сотрудничества светского и религиозного воспитания невозможно подготовить к будущей жизни достойное молодое поколение: честных, самостоятельных, истинных граждан своей Отчизны.
В современных условиях школьной жизни помимо приобретения обучающимися научных знаний всё чаще возникает необходимость обращения к вопросам милосердия, человеколюбия, толерантности, трудолюбия, нравственности…
И в дальнейшей жизни школьникам необходимо будет уметь вести себя в обществе так, “чтобы с ними рядом было легко”.
Цель данной программы – познакомить обучающихся с жизнью праведников земли Русской, что должно послужить им добрым примером и ориентиром в будущей жизни.
Задачи курса:
- развивать у обучающихся интерес к духовно-нравственным ценностям русской религиозной культуры;
- формировать глубокие знания и бережное отношение к отечественным традициям;
- способствовать созиданию личности на идеалах добра, милосердия, честности, трудолюбия.
Данный курс развивает и обогащает содержание общеобразовательных предметов (литературы, мировой художественной культуры, истории) и выстраивается на основе реализации учебных предметов, функционирует как самостоятельный учебный модуль в гуманитарном профиле обучения.
Курс состоит из II разделов: I раздел рассматривает общие вопросы канонизации, раскрывает основные понятия (канонизация, праведник, милосердие, доброта, толерантность и т.д.); II раздел даёт сведения о праведниках, содержит социокультурный материал, расширяет религиозный кругозор обучающихся.
Основными принципами организации деятельности обучающихся являются: системнодеятельностный, проблемный и творческий. Программа построена по модульному принципу, то есть предлагаемые темы могут быть расширены, углублены, изменена логика их изучения в зависимости от интересов обучающихся и задач курса в условиях предпрофильной подготовки.
Содержание программы подготавливает обучающихся к духовно-нравственному восприятию мира, к самостоятельной жизни в социуме.
Программа курса может быть реализована в объёме 17 часов.
(Возможны и другие варианты как в рамках отдельных тем, так и в этапности изучения: по четвертям, полугодиям)
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать историю становления историко-культурного наследия подвижников земли русской, её специфические черты, имена подвижников;
уметь оценивать целесообразность своих действий и поступков; использовать примеры жизни праведников для воспитания в себе таких качеств личности, как милосердие, трудолюбие, толерантность и т.д.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Формы контроля |
I. 1 |
Духовные истоки. Духовно-нравственная культура христианской религии. |
2 |
Конспектирование, сообщения, доклады. Работа с понятиями. | Тезисы лекции. Составление словарной статьи по типу толкового словаря. |
2 | Понятие канонизации. Как проходит канонизация святого. | 1 | Конспектирование, составление плана лекции. Работа с понятиями. | Терминологический диктант. |
II. 1 |
Праведники земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский – Ангел-Хранитель всей Руси. |
2 |
Конспектирование, работа с текстами. Работа с художественным текстом. Словесное рисование. | Выразительное чтение. Презентация. |
2 | Житие святителя Дмитрия Ростовского. | 2 | Сообщения, доклады, конспектирование. Сбор материала к сочинению. | Сочинение-эссе “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли отца вашего Небесного” |
3 | Святитель Николай Чудотворец. | 2 | Конспектирование, сообщения. | Тезисы лекции. Реферат. |
4 | Святая мученица Татьяна. | 2 | Конспектирование, сообщения, доклады. Аргументированная оценка фрагмента текста. | Собеседование, сочинение-эссе “ 25 января – день памяти святой мученицы Татьяны” |
5 | Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. | 2 | Составление плана лекции, работа с письмами Елизаветы Фёдоровны, сообщения, доклады. | Защита проекта, презентация. |
6 | Святые Царственные мученики (семья Николая II). | 3 | Сообщения, доклады. Круглый стол. Обмен мнениями. | Защита проекта. Презентация. |
7 | Ключ к сердцу человека. | 1 | Конспектирование лекции. Составление обращения к молодёжи. | Тезисы лекции. |
Итого | 17 |
Содержание курса
Раздел I. Духовные истоки.
Тема 1. Духовно-нравственная культура христианской религии.
Основы христианской религии. Каноны, которыми должны руководствоваться христиане.
Тема 2. Канонизация и почитание святых.
История канонизации или причтения к лику святых. Порядок канонизации в русской православной церкви. Исторический обзор канонизации святых в русской православной церкви.
Раздел II. Праведники земли Русской.
Понятие праведник. Общее представление о праведниках земли Русской.
Тема 1. Преподобный Сергий Радонежский – Ангел-Хранитель всей Руси.
Жизнь одного из величайших подвижников в сонме святых, молитвенника и покровителя Земли Русской, Преподобного и Богоносного отца Сергия, всеми любимого игумена Радонежского.
Тема 2. Житие святителя Дмитрия Ростовского.
Жизнеописание святого Дмитрия Ростовского.
Тема 3. Святитель Николай Чудотворец.
Жизнеописание Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, прославившегося в качестве великого угодника Божия.
Тема 4. Святая мученица Татьяна. Жизнеописание св. Татьяны. “ Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?”. Эти слова св. апостола Павла буквально исполнились в жизни св. Татьяны: ничто не смогло поколебать её веры в Господа Иисуса Христа, которому она отдала свою молодую жизнь.
Тема 5. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Жизнеописание св. княгини Елизаветы Фёдоровны. Единственным ее желанием было умереть в России.
Тема 6. Святые Царственные мученики.
Жизнеописание Царственных мучеников: Императора Николая II, Императрицы Александры, их чад - Алексия, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
Тема 7. Ключ к сердцу человека.
Бережное и уважительное отношение к Православию и его традициям.
Используемая литература
1. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. M.: 1903.
2. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Освящённом Поместном соборе Русской Православной церкви, посвящённом 1000-летию крещения Руси “О канонизации святых в Русской Православной церкви.
3. Зайцев Б.К. Житие Сергия Радонежского.
4. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10 класс. М.: 2006.
5. Cвятая мученица Великая княгиня Елизавета Федоровна, М.: 2001.
6. Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-11. С. 20-33.
Интернет-ресурсы
1. Сайт “Православие и Мир” www.pravmir.ru.
2. www.pravoslavie.uz.