Цели:
- Знакомство с баснями разных писателей по одному и тому же сюжету: ворона и лисица.
- Выделение особенностей каждой из представленных басен.
- Воспитание эстетического чувства прекрасного, наслаждения поэтическим слогом.
- Развитие навыков работы с художественным текстом по предложенному алгоритму.
- Развитие навыков групповой работы.
- Развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Ход урока и этапы урока можно проследить по технологической карте
Работа над понятиями., изученными заранее. Развитие представлений по понятиям: "басня", "аллегория", "эзопов язык". (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 вывешиваются на доске))
Вспомнить известных баснописцев. (Дети готовились дома заранее , поэтому могут назвать Эзопа. Лафонтена, Сумарокова, Крылова)
Работа с эпиграфами урока: "И русским образцом я басню плесть хочу" (А.П.Сумароков)
"Отличительная черта в наших нравах есть какое-то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться" (А.С.Пушкин)
"В его баснях , как в чистом, полированном зеркале, отражён русский практический ум, с острыми зубами, которые больно кусаются, с его сметливостью, с его способностью коротко, ясно и кудряво выражаться" (В.Г.Белинский)
(Выделить в каждом эпиграфе ключевые слова, к которым вернёмся в конце урока, чтобы сделать вывод по особенностям русской национальной басни.)
Проверка домашнего задания: работа в группах по предложенному алгоритму. (Приложение 5)
1 группа работает по басне Эзопа "Ворона и лисица".
Сообщение об Эзопе. (Приложение 5)
Композиция. 1 часть: рассказ о том, что ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лиса увидела мясо и захотела его заполучить. Стала она расхваливать ворона. Ворону захотелось показать свой голос, он громко закаркал и выронил мясо. Лисица ухватила его. 2 часть: мораль. "Эх, ворон, кабы у тебя ещё был и ум в голове". Басня уместна против человека неразумного.
Язык басни: в основном присутствуют глаголы. Ворон унёс кусок, уселся, захотел покушать, закаркал, выпустил мясо. Лиса увидела, захотела, принялась расхваливать, подбежала, ухватила, говорит. Сравнения отсутствуют, всего 2 прилагательных: велик, красив. Герои: ворон - неразумный, лиса - хитрая, ловкая.
На доске появляется мини - проект по басне Эзопа. (Приложение 6)
2 группа работает по басне Жана де Лафонтена "Ворон и лис".
Сообщение о Лафонтене. (Приложение 5)
Композиция. 1 часть: рассказ о том, что дядюшка ворон держал в клюве сыр, а дядюшка лис, привлечённый запахом, заговорил с ним. Стал расхваливать ворона. Захотел ворон показать голос, открыл клюв и выронил сыр. 2 часть: мораль "Запомните, всякий льстец кормится от тех, кто его слушает:урок стоит сыра."
Язык басни: много глаголов: ворон держал, показалось мало, захотел блеснуть, разинул, выронил, поклялся. Лис повёл речь. Подхватил, молвил.
Много эпитетов, определений, сравнений. Восклицания: "Что за вид! Что за красота!"
Герои: Ворон глупый, хвастливый. Лис умный, льстивый.
На доске появляется мини-проект по басне Лафонтена. (Приложение 7)
3 группа работает по басне В.П.Сумарокова
Сообщение о А.П.Сумарокове. (Приложение 5)
Композиция. 1 часть: рассказ о том, что ворона сыр унесла, на дуб села. Лиса увидела сыр, стала хвалить ворону. Ворона захотела стать соловьём и разинула рот. Увидела лишь конец лисицына хвоста.
Язык басни. Глаголы присущи вороне: унесла, села, не ела, разинула, дождалась, видит.
Мало глаголов действия в поступках лисы, потому что она произносит хвалебную речь.
Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дружок, воронушка, сестрица, ноженьки, носок, светик.
Сравнения: "Попугай ничто перед тобой:.. Прекраснее твои павлиньих крылья":
Герои: ворона тщеславная, лиса плутовка.
На доске появляется мини-проект по басне Сумарокова. (Приложение 8)
Фронтальная работа с текстом басни И.А. Крылова "Ворона и лисица".
Слово о баснописце. Сообщение ученика. (Приложение 5)
Чтение басни наизусть (возможно ролевое чтение).
(Опираясь на опыт групповой работы, дети быстро включаются в работу по выявлению особенностей предложенной басни)
Композиция. В результате работы указывается на двухчастность басни: рассказ по сюжету и мораль. (Зачитывается по тексту).
Язык басни. Обилие глаголов: на 10 строк 13 глаголов и глагольных форм (послал, взгромоздясь, собралась, призадумалась, держала, бежала, остановил, видит, пленил, подходит, вертит, не сводит., говорит). Значит, действие развивается быстро.
Достойна внимания и хвалебная речь: обилие слов с уменьшительно - ласкательным значением: голубушка, шейка, глазки, пёрышки, носок, голосок, светик, сестрица.
Яркие определения: ангельский голосок, царь - птица.
Удивителен синтаксис: обилие восклицательных предложений( зачитываются по тексту).
Много устойчивых выражений: " И в сердце льстец всегда отыщет уголок", "Голубушка, как хороша!", "Спой, светик, не стыдись!", ":в зобу дыханье спёрло", "Сыр выпал - с ним была плутовка такова"
Герои. Ворона глупая, неуклюжая, медлительная, тщеславная. Лиса хитрая, умная, осторожная, приветливая, льстивая.
Кто из героев больше виноват в случившемся? Ответим пословицей "Не тот виноват, кто льстит, а тот, кто слушает лесть". К чему призывает мораль басни? Быть осторожным, не попадаться льстецам на удочку.
Звукопись (развитие понятия). Проследим по тексту басни, какие характерные звуки присутствуют при описании действий героев. Можем ли говорить о звукописи? Ворона на ель взгромоздясь, позавтракать собралась, призадумалась. Голова вскружилась, дыханье спёрло, гаркнула во всё воронье горло. (Во всех действиях вороны присутствует грубый, режущий, каркающий звук "р".) Лиса близёхонько бежала, остановилась. Сыр пленил. Говорит сладко. Была плутовка такова. (Во всех действиях лисы присутствует плавный, мягкий, льстивый звук "л").
И.А.Крылов переработал уже известный с древности сюжет и создал идеальную басню, которая действительно является художественным совершенством.
На доске появляется мини - проект по басне И.А. Крылова.
Вывод по уроку. На уроке мы вспомнили особенности басни как особого эпического жанра литературы. Проследили развитие данного жанра, начиная с древности и до первой половины 19 века. Художественного совершенства в жанре басни достиг наш соотечественник И.А.Крылов. (Обращаемся к эпиграфам урока и доказываем свои мысли)