Урок развития речи. Подробное обучающее изложение "История одной сказки" (5-й класс)

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • Заинтересовать творчеством Г.-Х. Андерсена.
  • Познакомить с историей создания сказки Андерсена «Девочка со спичками».
  • В процессе восприятия текста и работы с ним дать детям возможность эмоционально раскрыться, учиться сопереживать.
  • Научить детей приёмам работы над подробным изложением с использованием ключевых слов и выражений.

Задачи урока:

Обучающие:

  • формирование умения писать изложение, воспринятого на слух и зрительно;
  • отработать навыки определения темы, идеи, стиля и типа текста, составление плана с подбором ключевых слов;
  • обратить внимание детей на способы связи предложений в тексте.

Развивающие:

  • развитие устной и письменной речи, памяти, орфографической зоркости;
  • формирование самостоятельности читательских суждений.

Воспитательные:

  • воспитание неравнодушного читателя, умеющего сопереживать герою;
  • формирование таких нравственных понятий как милосердие, любовь к ближнему.

Используемое оборудование: Г. Цыферов. Мой Андерсен. – М.: Малыш,1969; выставка книг Г.-Х. Андерсена; записи на доске; тетради для творческих работ, черновики, тексты «Девочка со спичками» Г. Цыферова; тестовые задания по тексту изложения, ручки, карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент:

Тетради, черновики, тексты, тестовые задания по тексту (сначала закрыты).

II. Слово учителя о теме и цели урока:

Сегодня на уроке развития речи мы будем учиться писать подробное изложение, составлять план текста с опорными словами.

Давайте вспомним такие понятия: текст, тема, основная мысль, стиль, тип текста, микротема, выразительные средства языка.

III. Словарная работа.

На доске записаны слова с пропуском букв.

Данные слова встретятся нам в тексте изложения. Давайте объясним правописание данных слов, раскроем значение некоторых из них.

Сер… це, прод…вать, ра…скажу, оч…рованный, п…жалу…ста. др…жащая, ост…навливат…ся, ст…рин…ые, др…гоцен…ая, р…ждествеская, оп…чаленная, ч…рствый, с…жаление, св…ркающая, сл…мался.

Ученики комментируют с места, а учитель заполняет пропуски букв, графически обозначая выбор орфограммы. Затем детям предлагается записать те слова, которые вызвали затруднения.

IV. Вступительная беседа.

Мы с вами знакомы уже со многими сказками Г.-Х. Андерсена.

Какие сказки нам известны? (Дети называют прочитанные ими ранее сказки)

Вам хотелось бы узнать, как появилась сказки «Оловянный солдатик», «Гадкий утенок» и другие сказки Андерсена?

А поможет нам другой писатель – Г. Цыферов. Он написал книгу «Мой Андерсен» о добром сказочнике и о его сказках.

У Г.-Х. Андерсена есть трогательная сказка «Девочка со спичками», и сегодня мы познакомимся с историей ее создания.

V. Чтение рассказа учителем.

Вы можете закрыть глаза и представлять то, о чем я буду читать.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ.
Кто-то сказал: наше сердце подобно очарованному сундучку – добро и зло там лежат рядом. Может быть…
Но вот, что я вам расскажу. Это было в Копенгагене. В тот день одна девочка продавала спички:
– Купите, господин! Купите, пожалуйста!
Но ни тихое «пожалуйста», ни дрожащая ручонка – ничто не могло помочь ей. Люди не желали останавливаться.
Похрустывал снег под ногами, заиндевевшие деревья становились похожими на старинные парики, а робкая девочка, точно тоненькая свеча, по-прежнему стояла на углу. И вдруг, озябнув, ее голосок сломался, будто хрупкий новогодний шар. И тогда, словно услышав тот звук, кто-то осторожно положил руку на ее плечо: «Возьми, пожалуйста», – произнес он голосом принца. И сама мечта, драгоценная монетка, упала в ее ладонь.
Наверное, тут бы и надо кончить рождественскую сказку, но, к сожалению, девочка подняла глаза – на шее принца вместо блестящего, сверкающего кашне… было старенькое полотенце. И опечаленная девочка вернула монету.
– Вы добры, но я не могу взять последнее, – прошептала она. Вот и все. Остается добавить, что тем принцем был молодой Андерсен. А годы спустя он написал сказку.
В той сказке девочка умерла, но сказочник не мог поступить иначе. По-прежнему бедные дети, точно тоненькие свечи, стояли на улицах. И добрый Андерсен знал: если они погаснут, в Копенгагене станет темно и грустно.
Вот почему он и написал сказку с печальным концом. Ведь только печальное делает черствых людей добрее.
Из книги Г. Цыферова «Мой Андерсен» [1]

Обмен впечатлениями после прочтения текста.

Кто-нибудь, возможно, встретился с самим Андерсеном или представил себя на месте девочки.

VI. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста.

1) Индивидуальная работа с текстом. Ее цель выявить, все ли могут самостоятельно справиться с определением темы, главной мысли, работать над элементами анализа текста.

Прочитайте еще раз текст и выполните задания, карандашом обводя номера правильных ответов

А 1 В тексте в основном говорится

  1. о встрече Андерсена с бедной девочкой
  2. о том, как девочка продавала спички
  3. о том, что на свете много несчастных детей
  4. о том, что история из жизни Андерсена стала основой для сказки

А 2 Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

  1. Андерсен не был принцем
  2. маленькой девочке приходилось работать целый день
  3. печальная сказка может сделать добрее и черствых людей
  4. трудно быть добрым, когда ты беден

В 3 Автор в тексте использует сравнения. Для каждого слова из первого столбца найди из второго столбца сравнение. Запиши соответственно около номера слова букву выбранного ответа.

1. Андерсен А. тоненькие свечки
2. Деревья Б. сундучок
3. Дети В. заиндевевшие парики
4. Сердце Г. принц
5. Монетка Д. мечта
  1. _____
  2. _____
  3. _____
  4. _____
  5. _____

В 4 Почему девочка продавала спички? Выбери верные утверждения и обведи соответствующие буквы.

А. Она хотела разбогатеть
Б. Чтобы не умереть от голода
В. Все дети в Копенгагене работают
Г. Девочка мечтала встретить принца
Д. Девочка была нищей

Укажи верный ответ

1. БГ; 2. АВ; 3. БД; 4. ГД; 5. ВГ.

После выполнения теста учитель собирает работы.

2) Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, почему наше сердце похоже на «очарованный сундучок»?
  • Какую основную задачу поставил автор: сообщить точные факты написания Андерсеном сказки или словами нарисовать картину рождественского дня, затронув душевные струны читателя? Назовите стиль текста.
  • Какие чувства испытывали вы, читая текст?
  • От какого лица ведется рассказ? Какой тип речи использует автор? Как начинается повествование? Докажите свои ответы.
  • Только ли повествование использует Г. Цыферов? Описание чего или кого есть в этой истории? Найдите описание девочки.
  • Какие слова и выражения использует автор для описания последовательности действий девочки? Назовите эти глаголы.
  • Обратите внимание на то, что автор говорит «я расскажу», а сама история сказки дается в прошедшем времени.
  • Какие языковые средства выразительности использует автор, чтобы ярче и эмоциональнее описать рождественский день и встречу девочки с «принцем»? Приведите примеры эпитетов, сравнений.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  • Подберите синонимы к словам и замените сложные конструкции простыми.

Заиндевевшие – в инее
Не желали останавливаться – проходили мимо
Озяб – продрог
Голосок сломался. Что это значит?
Произнес – сказал
Кашне – шарф
Годы спустя – через много лет
Погаснут (дети) – замерзнут, умрут
Черствый -- равнодушный

  • Как избежать повторения слов «девочка» и «Андерсен»? (Бедняжка, она, малышка…сказочник, принц, он…)
  • Почему девочка вернула монетку?
  • Почему Андерсен написал сказку с печальным концом?
  • В тексте есть элементы рассуждения. Найдите, в каких частях они присутствуют?
  • Г. Цыферов пишет, что «сказочник не мог поступить иначе», почему? Какой вывод делает автор текста?

3) Составление сложного плана, подбор ключевых слов, определение микротем.

Для записи плана тетрадный лист разметить так, чтобы оставалось достаточно свободного места для записи в правой колонке ключевых слов.

Что такое микротема? Назовите их. С помощью них мы будем составлять план (учитель на доске, а дети в черновике в левой колонке записывают пункты плана)

Запись ключевых слов, самостоятельно используя словарь трудных слов, записанных ранее.

Сбор, исправление ключевых слов. Учитель в это время записывает их на доске, дети корректируют свои записи.

I. Добро и зло Сердце, очарованный сундучок
II. История девочки Дрожащая ручонка, пожалуйста, снег, деревья, тоненькая свечка…
1) На улице  
  Мечта – драгоценная монетка, вместо кашне – полотенце…
2) Принц  
  Не могу взять, принц Андерсен…
3) Возвращенная монетка  
III. Сказка с печальным концом Черствый, добрый, погаснут, печальное…

VII. Анализ пунктуации текста и замена сложных синтаксических конструкций простыми.

Использование начерченных на доске схем предложений с прямой речью, схем однородных членов предложения и сложных предложений.

VIII. Повторное чтение текста.

Дети следят по своим записям, мысленно повторяя текст.

IX. Пересказать текст, сохранив его стилистические особенности (1-2 учащихся)

X. Запись изложения по плану.

Напомнить, что абзацы выделяются красной строкой. В особо трудных случаях использование орфографического словаря.

XI. Домашнее задание.

Вам захотелось прочитать сказку «Девочка со спичками» Г.-Х. Андерсена?

Ответьте устно на вопросы.

  1. Почему «в Копенгагене станет темно и грустно, если они погаснут»?
  2. Как ты думаешь, почему девочка вернула монетку?
  3. Ты согласен со словами Г.Цыферова, что «только печальное делает черствых людей добрее»? Объясни свое мнение.

Литература:

  1. Г. Цыферов. Мой Андерсен. Издательство «Малыш». Москва, 1969.