Цели урока: узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; научиться употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лекция учителя о фразеологизмах.
3. Тренировочные упражнения.
1) Загадки – складки “Доскажи словечко”.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес …(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…(вянут).
2) Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников называются крылатыми словами.
- Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.
Пойди туда – не знаю куда, … (принеси то, не знаю что); скоро сказка сказывается, … (да не скоро дело делается); это всё присказка, … (сказка будет впереди).
- Какие крылатые выражения из басен Крылова И.А. вы помните?
(У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь…; Ларчик просто открывался и т.д.)
3) В три колонки!
- Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и, наконец, со значением быстро. Запишите их в три колонки.
Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводит в заблуждение; высунув язык; со всех ног.
4) Антонимы – синонимы.
- Укажите сначала фразеологические обороты со словами – антонимами, затем – с синонимами. Запишите в тетрадь.
На доске: нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; черным по белому; с больной головы на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.
4. Физкультурная минутка.
5. Тренировочные упражнения.
1) Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.
(Варианты: валится из рук (не работается, не клеится); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и т.д.)
2) Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
- Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть)
- О полной тишине. (Слышно, как муха пролетит)
- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок. (Козёл отпущения)
- Об удачливом, счастливом человеке. (В рубашке родился)
- О состоянии тоски, тревоги, беспокойства. (На душе кошки скребут)
- О забывчивости, плохой памяти. (Голова как решето)
- О том, кто сам не пользуется и другим не дает. (Собака на сене)
- О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении. (Сел в галошу)
3) Соревнование. Класс делится на три команды (по рядам). Команды получают одинаковые листы с заданием (заменить в предложениях выделенные выражения фразеологизмами), которое выполняется за ограниченное время. Победитель определяется по количеству правильных ответов.
- Одноклассник без всякого основания, без видимой причины перестал со мной разговаривать. (Ни с того ни с сего)
- Задание написано совершенно четко, определенно. (Черным по белому)
- Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. (Как ни в чём ни бывало)
- Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это задание. (Во что бы то ни стало)
- В разговоре он находчив, знает, как ответить. (За словом в карман не лезет)
- Много прошло времени с той поры. (Много воды утекло)
- Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. (С глазу на глаз)
6. Итоги урока, оценки за урок.
Домашнее задание: Придумайте увлекательный рассказ о событии, которое могло с вами произойти, выбрав нужные из приведенных фразеологизмов:
Голова идёт кругом; дух захватывает; мороз по коже; валиться с ног; ждать у моря погоды; гора с плеч; на седьмом небе; ни жив ни мёртв; не показать вида; опустить руки; принять близко к сердцу; сгореть от стыда; сквозь землю провалиться; язык проглотил.