Образ дома в поэзии Серебряного века

Разделы: Литература


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Сборник избранных стихов поэтов серебряного века (в качестве раздаточного материала).
  2. Задания для групповой исследовательской работы.
  3. Н.П.Анциферов. Непостижимый город.

Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в среде PowerPoint (7 слайдов; линейный тип).

Цель урока: Актуализировать для учащихся значимость нравственных категорий человеческой жизни (дом, любовь к родине, почитание, уважение) на материале русской поэзии периода серебряного века.

Задачи урока:

образовательные:

  1. Рассмотреть понятия “дисгармония”, “эсхатология”, “самостоянье” в контексте темы данного урока.
  2. Рассмотреть образ дома, его составляющие в поэзии серебряного века.
  3. Проанализировать значимость категории Дома для поэтов н.20 в.

развивающие:

  1. Отработать навыки комментированного “схватывания” темы, идеи поэтического текста.
  2. Развивать умение анализировать, делать выводы.
  3. Развивать навыки работы обучающихся в группе.
  4. Развивать навыки владения речью.

воспитывающие:

  1. Актуализировать личностный опыт учащихся (в разрезе данной темы урока). Обратить их внимание к вечным нравственным категориям, составляющим духовной стрежень человеческой жизни.

Проблемный вопрос:

  1. Что есть Дом в сознании Художника начала 20 в., каковы его составляющие (чем наполняется это понятие)?
  2. Какова значимость этой категории в поэтическом мире Художника н.20 в.?”
  3. Почему категория Дома столь значима для человека, особенно в тяжёлые, переломные периоды истории? Насколько значимо понятие “дом” для современного молодого человека?

Предполагаемые варианты решений:

  1. Дом – это не только жилище, но и нравственная, духовная категория – ценность.
  2. Многогранность образа Дома в поэзии серебряного века. Дом в поэзии серебряного века (жилище, город, страна – Родина, мир – Вселенная, культура).
  3. Дом неразрывно связан с человеком, это часть его “я”, духовное лицо.
  4. Дом – основа человеческого самостоянья (в мире хаоса, мире трагедий, разочарований, коим воспринимали своё время поэты серебряного века), дом – спасенье от бездны времени, от хаоса, дисгармонии человеческого существования.

Оборудование: ОС Windows 2003, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

Организационный момент. Целеполагание.

Учитель. Сегодня мы с вами поведем разговор о теме, сущностно важной для всей русской литературы, начиная с момента её возникновения. Но мы не будем пытаться объять необъятное и обратимся лишь к периоду “ серебряного века”, хотя уже и это само по себе глобально, как и весь “ серебряный век”. Мы обратимся с вами к образу Дома в поэзии “ серебряного века” и попытаемся понять значимость этой категории для Художника того времени. Как итог работы – творческая работа на выбор.

Обращение к теме урока. Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта обучающихся. Образ Дома в поэзии серебряного века. А что вы вкладываете в понятие ДОМ? Что есть Дом для Вас?

Ответы учащихся. Тезисная фиксация на доске ответов.

Учитель. Я предлагаю вам, на основе Ваших ответов, создать обобщённый образ дома молодого человека начала 21 века.

Ответы учащихся.

Учитель. Почему категория Дома столь значима для человека, особенно в тяжёлые, переломные периоды истории? Давайте перелистаем страницы серебряного века с тем, чтобы почувствовать мировосприятие, мироощущение художников того времени. Окунемся в атмосферу н. 20 в. – какая она? Вам задание: продолжите фразу, определите автора, постарайтесь на слух выделить ключевые слова строчек Приложение 1.

Учащиеся. Отвечают. Фиксируют в рабочих тетрадях ключевые слова.

Учитель. А теперь посмотрите видеоряд, сопровождаемый чтением стихотворения О. Мандельштама “Век мой – зверь мой…” (см. презентацию к уроку-слайд № 2). Презентация. В презентации используется музыкальное произведение С.Рахманинова “Вокализ op.34 №14 для оркестра”.

Вопрос. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение и смотря видеоряд? Почувствовали? Какова атмосфера рубежа веков? Какая картина окружающего мира встаёт перед вашими глазами? Каково мировосприятие, мироощущение Художника того времени?

Ответы учащихся. Мир хаоса, мир трагедий, мир разочарований, “ страшный мир”, звериный мир - так воспринимали поэты “серебряного века” окружающую действительность.

Учитель. Попробуйте, опираясь на собственные впечатления, ассоциации дать определение понятиям “дисгармония”, “эсхатология” (см. презентацию к уроку – слайд № 3). Именно этими словами характеризуется атмосфера рубежа веков. В чём спасение для человека 20 в? Где ЕГО ДОМ? Каков он? – вот вопрос, доставшийся веку 20-му.

Учитель. Давайте разделимся на 4 группы и проведём исследование: что являлось Домом для поэтов серебряного века, каковы составляющие этого понятия в сознании Художника рубежа веков?

Организация групповой исследовательской работы. Приложение 2, Приложение 3.

Ответы групп (в качестве связок – слово учителя – Приложение 4; в процессе ответов групп используются слайды № 4-6).

Учитель. Я надеюсь, что теперь вы уловили, почувствовали, у вас сложилось понятие о том, что такое Дом в поэзии “ серебряного века” Каков он? Его образ, значение? Я предлагаю Вам небольшую творческую работу (4-5 предложений): Дом Художника н.20 века – это...

Учитель. Давайте вернёмся к Вашим ответам в начале урока. Насколько изменилось Ваше восприятие понятия “ДОМ”?

Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения А.С.Пушкина “Два чувства дивно близки нам…” (слайд №7).

Учитель. Почувствовали, уловили? Каковы ключевые слова пушкинского стихотворения? Как вы их понимаете? Что есть Дом в понимании Пушкина? Что есть “самостоянье” в понимании поэта, с какими категориями духовной жизни человека это понятие сопряжено? (Слайд № 8)

Заключительное слово учителя. Я надеюсь, что теперь вы уловили, почувствовали, у Вас сложилось понятие о том, что такое Дом в поэзии серебряного века. Это, в первую очередь, духовная, нравственная ценность для любого человека. И теперь, я думаю, нет надобности в вопросе: для чего нам необходимо изучать культуру, не только свою, но и мировую. Культура – Духовность – Дом.

Так хочется верить в то, что этот Дом у Вас будет!

В романе “Конармия” И.Бабеля есть эпизод, когда солдаты уничтожают польский костёл, и только главные герой не может поднять руку на эти стены: на стенах собора он может читать содержание фресок – читать историю человечества. Трудно уничтожать, грабить, если знаешь, на что поднимаешь руку.

И так хочется верить, что Вы никогда не воскликните словами Чацкого “Карету мне, карету!”. Не станете Иванами, родства не помнящими, Митрофанушками, для которых дверь – имя прилагательное.

Мечта? А Вы хотите быть глуповцем? Я – нет…

Домашнее задание на выбор:

  1. Подготовить устное выступление по теме “Образ дома в поэзии серебряного века” (на основе опорных записей с урока).
  2. Используя сборник, составить цитатник по теме “Образ дома в поэзии серебряного века”.
  3. Сочинение-рассуждение (эссе) “Дом в поэзии серебряного века”.
  4. Создать видеому “Дом в поэзии серебряного века”.

Список использованной литературы:

  1. Н.П.Анциферов. Непостижимый город. Лениздат, 1991 г.
  2. И.В.Бронникова. Эволюция образа Дома в поэзии серебряного века. Дипломная работа. Томск, 1994 г.