Учебно-методическое обеспечение:
Время реализации занятия: 45 мин.
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в среде PowerPoint (7 слайдов; линейный тип).
Цель урока: Актуализировать для учащихся значимость нравственных категорий человеческой жизни (дом, любовь к родине, почитание, уважение) на материале русской поэзии периода серебряного века.
Задачи урока:
образовательные:
- Рассмотреть понятия “дисгармония”, “эсхатология”, “самостоянье” в контексте темы данного урока.
- Рассмотреть образ дома, его составляющие в поэзии серебряного века.
- Проанализировать значимость категории Дома для поэтов н.20 в.
развивающие:
- Отработать навыки комментированного “схватывания” темы, идеи поэтического текста.
- Развивать умение анализировать, делать выводы.
- Развивать навыки работы обучающихся в группе.
- Развивать навыки владения речью.
воспитывающие:
- Актуализировать личностный опыт учащихся (в разрезе данной темы урока). Обратить их внимание к вечным нравственным категориям, составляющим духовной стрежень человеческой жизни.
Проблемный вопрос:
- Что есть Дом в сознании Художника начала 20 в., каковы его составляющие (чем наполняется это понятие)?
- Какова значимость этой категории в поэтическом мире Художника н.20 в.?”
- Почему категория Дома столь значима для человека, особенно в тяжёлые, переломные периоды истории? Насколько значимо понятие “дом” для современного молодого человека?
Предполагаемые варианты решений:
- Дом – это не только жилище, но и нравственная, духовная категория – ценность.
- Многогранность образа Дома в поэзии серебряного века. Дом в поэзии серебряного века (жилище, город, страна – Родина, мир – Вселенная, культура).
- Дом неразрывно связан с человеком, это часть его “я”, духовное лицо.
- Дом – основа человеческого самостоянья (в мире хаоса, мире трагедий, разочарований, коим воспринимали своё время поэты серебряного века), дом – спасенье от бездны времени, от хаоса, дисгармонии человеческого существования.
Оборудование: ОС Windows 2003, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
Организационный момент. Целеполагание.
Учитель. Сегодня мы с вами поведем разговор о теме, сущностно важной для всей русской литературы, начиная с момента её возникновения. Но мы не будем пытаться объять необъятное и обратимся лишь к периоду “ серебряного века”, хотя уже и это само по себе глобально, как и весь “ серебряный век”. Мы обратимся с вами к образу Дома в поэзии “ серебряного века” и попытаемся понять значимость этой категории для Художника того времени. Как итог работы – творческая работа на выбор.
Обращение к теме урока. Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта обучающихся. Образ Дома в поэзии серебряного века. А что вы вкладываете в понятие ДОМ? Что есть Дом для Вас?
Ответы учащихся. Тезисная фиксация на доске ответов.
Учитель. Я предлагаю вам, на основе Ваших ответов, создать обобщённый образ дома молодого человека начала 21 века.
Ответы учащихся.
Учитель. Почему категория Дома столь значима для человека, особенно в тяжёлые, переломные периоды истории? Давайте перелистаем страницы серебряного века с тем, чтобы почувствовать мировосприятие, мироощущение художников того времени. Окунемся в атмосферу н. 20 в. – какая она? Вам задание: продолжите фразу, определите автора, постарайтесь на слух выделить ключевые слова строчек Приложение 1.
Учащиеся. Отвечают. Фиксируют в рабочих тетрадях ключевые слова.
Учитель. А теперь посмотрите видеоряд, сопровождаемый чтением стихотворения О. Мандельштама “Век мой – зверь мой…” (см. презентацию к уроку-слайд № 2). Презентация. В презентации используется музыкальное произведение С.Рахманинова “Вокализ op.34 №14 для оркестра”.
Вопрос. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение и смотря видеоряд? Почувствовали? Какова атмосфера рубежа веков? Какая картина окружающего мира встаёт перед вашими глазами? Каково мировосприятие, мироощущение Художника того времени?
Ответы учащихся. Мир хаоса, мир трагедий, мир разочарований, “ страшный мир”, звериный мир - так воспринимали поэты “серебряного века” окружающую действительность.
Учитель. Попробуйте, опираясь на собственные впечатления, ассоциации дать определение понятиям “дисгармония”, “эсхатология” (см. презентацию к уроку – слайд № 3). Именно этими словами характеризуется атмосфера рубежа веков. В чём спасение для человека 20 в? Где ЕГО ДОМ? Каков он? – вот вопрос, доставшийся веку 20-му.
Учитель. Давайте разделимся на 4 группы и проведём исследование: что являлось Домом для поэтов серебряного века, каковы составляющие этого понятия в сознании Художника рубежа веков?
Организация групповой исследовательской работы. Приложение 2, Приложение 3.
Ответы групп (в качестве связок – слово учителя – Приложение 4; в процессе ответов групп используются слайды № 4-6).
Учитель. Я надеюсь, что теперь вы уловили, почувствовали, у вас сложилось понятие о том, что такое Дом в поэзии “ серебряного века” Каков он? Его образ, значение? Я предлагаю Вам небольшую творческую работу (4-5 предложений): Дом Художника н.20 века – это...
Учитель. Давайте вернёмся к Вашим ответам в начале урока. Насколько изменилось Ваше восприятие понятия “ДОМ”?
Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения А.С.Пушкина “Два чувства дивно близки нам…” (слайд №7).
Учитель. Почувствовали, уловили? Каковы ключевые слова пушкинского стихотворения? Как вы их понимаете? Что есть Дом в понимании Пушкина? Что есть “самостоянье” в понимании поэта, с какими категориями духовной жизни человека это понятие сопряжено? (Слайд № 8)
Заключительное слово учителя. Я надеюсь, что теперь вы уловили, почувствовали, у Вас сложилось понятие о том, что такое Дом в поэзии серебряного века. Это, в первую очередь, духовная, нравственная ценность для любого человека. И теперь, я думаю, нет надобности в вопросе: для чего нам необходимо изучать культуру, не только свою, но и мировую. Культура – Духовность – Дом.
Так хочется верить в то, что этот Дом у Вас будет!
В романе “Конармия” И.Бабеля есть эпизод, когда солдаты уничтожают польский костёл, и только главные герой не может поднять руку на эти стены: на стенах собора он может читать содержание фресок – читать историю человечества. Трудно уничтожать, грабить, если знаешь, на что поднимаешь руку.
И так хочется верить, что Вы никогда не воскликните словами Чацкого “Карету мне, карету!”. Не станете Иванами, родства не помнящими, Митрофанушками, для которых дверь – имя прилагательное.
Мечта? А Вы хотите быть глуповцем? Я – нет…
Домашнее задание на выбор:
- Подготовить устное выступление по теме “Образ дома в поэзии серебряного века” (на основе опорных записей с урока).
- Используя сборник, составить цитатник по теме “Образ дома в поэзии серебряного века”.
- Сочинение-рассуждение (эссе) “Дом в поэзии серебряного века”.
- Создать видеому “Дом в поэзии серебряного века”.
Список использованной литературы:
- Н.П.Анциферов. Непостижимый город. Лениздат, 1991 г.
- И.В.Бронникова. Эволюция образа Дома в поэзии серебряного века. Дипломная работа. Томск, 1994 г.