О, город! О, ветер! О, снежные бури!
О, бездна разорванной в клочья лазури!
А.А.Блок, 1906
Гулкий город, полный дрожи…
А.А.Блок, 1904
Цели урока:
обучающая:
- углубление знаний о творчестве Блока;
- формирование понимания синтетичности видов искусства.
развивающая:
- развитие умения анализировать лирическое произведение;
- развитие образного видения, эстетического мышления, художественного вкуса;
- развитие творческих начал.
воспитательная:
- воспитание уважения и любви к процессу творчества;
- воспитание коммуникативной культуры при работе в паре, в группе;
- воспитание любви к родному городу.
Подготовка к уроку:
На подготовительном этапе познакомить учащихся с понятием цветовой гаммы и её функций в контексте живописного произведения; коллективно рассмотреть работы наиболее видных иллюстраторов творчества изучаемого поэта или писателя, попытаться прокомментировать их; особо оговорить роль цвета и образов-символов в этих иллюстрациях.
Оформление доски: тема урока, эпиграф, портрет А.А.Блока.
Заранее подобрать портреты писателей, из произведений которых используются на уроке цитаты.
На столе у каждого должны быть сборники стихотворений с закладками, можно распечатать стихотворения на отдельных листах (это позволяет сэкономить время на уроке).
На уроке целесообразно использовать презентацию.
На этапе рефлексии для создания творческой атмосферы можно включить спокойную музыку (например, Вивальди).
Ход урока
1. Образ Петербурга в русской литературе.
Прежде чем исследовать Петербург Блока, вспомним, как другие русские писатели изображали Петербург в своих произведениях. (Ребята бросают кубик с цитатами, зачитывают цитату, называют автора и произведение (Приложение 1); учитель, после того, как дети называют имя писателя, вывешивает портрет на доску).
По окончании этой части урока составим сравнительную таблицу “Петербург в произведениях русских писателей” (Приложение 2).
2. Петербург у Блока. (При анализе стихотворений Блока особое внимание обращаем на цвет)
В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.
В стихах Блока 1898-1899 годов, адресованных Садовской, появляется впервые тема Петербурга. Северная столица обрисована суммарно – это город вообще. Только иногда поэт называет что-то конкретное. (Чтение и анализ стихотворения “Помнишь ли город тревожный…”)
Блок любил и превосходно знал свой город - и не только центральные его кварталы, но и самые глухие его уголки и все ближайшие окрестности. Поэт был великим любителем городских и загородных прогулок. Его дневники, записные книжки и письма к родным и к друзьям пестрят упоминаниями о частых и длительных скитаниях по городу и за городом. И, хотя в городских стихах Блока не так уж много упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, стихи его изобилуют лирическими воспринятыми образами именно петербургского пейзажа, во многих случаях поддающиеся точному топографическому определению. Любопытно, что даже в стихах, казалось бы, отвлеченных и мистических обнаруживаются подчас вполне реальные связи с определенными местами Петербурга. Так, например, в стихотворении 1901 года “Пять изгибов сокровенных…” (чтение и анализ стихотворения) таинственные “изгибы” означают не что иное, как те улицы, по которым проходила Л.Д.Менделеева (невеста Блока), направляясь ежедневно на Высшие женские курсы, а сам Блок “следил за нею, не замеченный ею”. Улицы эти - Седьмая, Восьмая, Девятая и Десятая, а также Васильевский остров и Средний проспект, - и в этой связи понятными становятся строки: “Пяти изгибов вдохновенных, Семь и десять по краям, Восемь, девять, средний храм...”. Также и относительно стихотворения “Там - в улице стоял какой-то дом...” (чтение и анализ стихотворения) известно, что Блок в данном случае имел в виду определенный дом (на Моховой улице), в котором помещались драматические курсы Читау, которые посещала Л.Д.Менделеева.
- Каким предстаёт Петербург в ранней лирике Блока? (Северная столица обрисована, точнее, названа суммарно – это город вообще. Пейзаж соответствует внутреннему состоянию лирического героя)
Тема Петербурга не изолирована от общей идейной и моральной проблематики творчества поэта. Данная тема входила в тесное, органическое соотношение с самыми основными темами его философско-исторического, общественного и художественного мировоззрения. Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со всеми реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”.
Работа в парах: каждый ряд наблюдает за определённым цветом в стихотворениях (“Пётр”, “Город в красные пределы…”, “Невидимка”, “Сытые”, “Пушкинскому дому”) и заносит наблюдения в таблицу. Слушая друг друга, обобщаем материал в виде таблицы “Цветопись в лирике Блока” (Приложение 3).
Возвращаемся к таблице (Приложение 2) и заполняем оставшуюся строку:
- Какой вывод можно сделать о Петербурге Блока? (Ощущение катастрофы, “страшный мир”)
Рефлексия.
На лето Сашу Блока увозили в подмосковное имение Шахматово. В Петербурге он (за исключением прогулок с няней в хорошую погоду) всё время проводил в комнатах, занимая себя сам или же слушая рассказы старших. Любимым развлечением маленького Саши было смотреть на Неву с подоконника. Тяжёлый массив Исаакия тогда казался более мощным, ещё не были построены многоэтажные здания на другой стороне Невы, закрывшие задний фасад Адмиралтейства, не было Дворцового моста, и Васильевский остров соединялся с центральной городской частью наплавным мостом недалеко от дома. Ровно в 11 дня у Адмиралтейства появлялся пароход и сипло гудел. “Сморкается”,- удовлетворительно говорил Сашура, давно ожидавший парохода. Развлекал и близкий пушечный выстрел с Петропавловской крепости в полдень. Чудесная панорама невских берегов раскрывалась перед мальчиком и на прогулках с взрослыми по набережным Васильевского острова. На высоком постаменте Сфинксы над Невой, чёрно-зелёный всадник – памятник Петру – на том берегу, каменная гора Исаакия и торжественно строгое здание Сената… Через сорок лет, перед смертью, уходя, по собственному признанию, “в ночную тьму”, поэт завещал нам образ города, запомнившийся с детства.
Это – звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке.
Это – древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне.
ЗАДАНИЕ: В красках, разделившись на группы по 3-4 человека, выразите своё видение города Блока (из “окна” его поэзии) и дайте ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами. (Таким образом, решается проблема неумения рисовать).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В стихах или прозе выразите отношение к своему городу, используя средства выразительности, символы, дайте толкование своему произведению. На следующем уроке – чтение и толкование (сначала одноклассники будут толковать ваше произведение, затем – сами).