Цели:
- знать особенности жанра эссе;
- уметь проводить анализ текста; видеть композиционные и художественные возможности жанра эссе на примере текста К.Г. Паустовского; вдохновиться поэзией поэта-земляка о временах года, попробовать свои силы в написании эссе;
- проявлять интерес к жанру эссе, его выразительным возможностям, любовь к родному краю, способность высказываться в эссеистическом жанре.
Тип: комбинированный.
Вид: интегрированный.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный (составление схем, ассоциативных рядов), аналитический, практический, проблемный, самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оформление: слайд-фильм, музыка Чайковского “Времена года”, выставка книг К.Г. Паустовского и В.Г. Бояринова.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
1. Настрой
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы надеемся, что вам он понравится.
2. Целеполагание.
Познакомьтесь с целями нашего урока, а теперь соответственно поставьте цели перед собой: что вы будете делать на уроке, какова ваша цель пребывания на нем. (Cлайд 3. Презентация)
Эпиграф:
…Язык есть не только говор, речь, язык
есть образ всего внутреннего человека:
его ума, того, что называется сердцем, он
выразитель воспитания,
всех сил, умственных и нравственных.
А.Н.Островский
II. Познавательно-обобщающий этап.
Вступительное слово.
Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересным жанром – эссе, его композиционными и художественными возможностями жанра на примере текста К.Г. Паустовского, попробуем свои силы в этом жанре. В ходе урока мы будем опираться на уже известные вам литературоведческие понятия, которые нам необходимо вспомнить, восстановить в памяти.
- Какие стили речи вы знаете?
Стили речи:
- Вспомните типы речи.
Типы речи:
- Можете ли вы назвать малые жанры прозаической речи?
Малые жанры прозаической речи:
- В каких жанрах наиболее ярко выражено субъективное начало? (Очерк, эссе)
2. Мы с вами сегодня остановимся на эссе. Что же означает само слово эссе? Что это за жанр?
Эссе (с французского – “попытка, проба”) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. В зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и другие. (“Литературный энциклопедический словарь”, 1987)
Для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
Перед вами слово осень, какие ассоциации оно у вас вызывает?
Осень:
- журавли улетают
- осенняя печаль
- грусть
- золотая
- дожди
- унылая
- слякоть
- школа и т. д.
3. А вот у К.Г. Паустовского осень “предательская”. Почему? Давайте прочтем его эссе, которое так и называется “Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей).
Учитель читает текст Паустовского “Предательская осень” (Вместо предисловия)
(См. предисловие № 1)
4. Вопросы и задания для анализа текста:
Каково настроение писателя в начале повествования?
Какие мысли, чувства, переживания связаны с приходом осени? Изменилось ли внутреннее состояние автора?
Какие картины осени рисует автор? Какой тип речи здесь преобладает?
Уходит ли чувство печали у автора? Какой синоним можно подобрать к слову печаль?
Почему не приходит так необходимое вдохновение? (обратимся к названию)
Что такое предисловие? (Предисловие – это предварительные разъяснения и замечания автора. Оно должно быть четкое, логичное, последовательное)
Найдите повторяемые речевые конструкции и проанализируйте их. (“И я опять не написал ни строчки”, И я, конечно, не написал ни строчки”, “Такою осенью я, конечно, ничего не написал”.)
Какова роль союза И, слова конечно и определения “такою осенью”? Почему не приходит вдохновение? Он не мог писать вообще или именно предисловие?
Какую роль играют абзацы? (Красная строка и тире выполняют функцию эстетическую: они придают тексту некоторую пространственную свободу, дают нам ощутить, как свободно чувствует себя автор на природе, замедляется ритм текста, автор созерцает, как плавно течет жизнь природы, не суетно, сравнивая с “асфальтовой Москвой”)
К какому жанру обратился писатель? (Эссе, так как главным осталось внутреннее состояние автора, его мироощущение, а не события)
Так почему он назвал эссе “Предательская осень”? (Осень предательская, потому что она не принесла ожидаемого вдохновения, но отвлекла от обыденного и внесла в жизнь художника такую необходимую паузу. Он погрузился в раздумья, созерцание прекрасного мира природы. И эта заворожившая художника красота потребовала иного жанра – эссе, где возник поток ассоциаций, раздумий, впечатлений автора, потому что “такою осенью” требовался иной жанр, нежели строгое и логичное по стилю и построению предисловие. Главным осталось внутреннее состояние автора, возникшее в нем миропонимание и мироощущение)
Можем ли мы теперь сформулировать основную мысль текста? (Автор передает ощущение хрупкости человеческой жизни, её мимолетности перед вечной, непреходящей красотой природы.)
Типичные приемы для эссе: сравнения, параллели, метафорические образы, возможности синтаксиса, рефрена (повторов) (поиск таких примеров у Паустовского: “тысячи маленьких пауков покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей пряжей”, “Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз”. “Однажды ночью я проснулся от горького винного запаха, - он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше этого запаха я не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени, - она уже шелестела до горизонта дождем палой листвы” (образные картины). “Я видел созвездие Дельфина и туманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненную черту Персея. Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, когда на востоке ясно видна пепельная тень от Северного полушария Земли. Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги” (синтаксис, многосоюзие. “Каждая осень может быть последней в жизни” - рефрен).
Выводы: язык автора образный и выразительный. Текст включает элементы предисловия, очерка. В нем соединились разные типы речи, но преобладает описание. Эссе объединило возможности разных жанровых систем и форм речи. Свобода накладывает на пишущего ответственность: интересная мысль автора должна найти словесное выражение.
5. А вот как о временах года говорит наш поэт-земляк, выпускник нашей школы Бояринов В.Г. (композиция в сопровождении слайд - фильма с фотографиями нашего края по временам года, музыка Чайковского “Времена года”)
(См. приложение № 2)
6. Самостоятельная работа учащихся
О каком времени года вы бы создали свою зарисовку? Почему?
(Творческая работа: написание эссе)
III. Рефлексия.
1. Задание на дом: закончить работу над эссе.
2. а) Что нового вы узнали сегодня на уроках?
б) Вам интересно было работать?
в) О чем еще хотелось бы узнать?
3. Итоги урока.
- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу, до свидания.