"Любовь – удел немногих". Испытание любовью героев повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

Разделы: Литература


Цели: Формировать у учащихся представление о своеобразии решения темы любви в творчестве А.И. Куприна.

ТСО:

1) к/ф “Гранатовый браслет”;
2) Л.В. Бетховен Sonata № 2 in A major, Op.2.

(Састь 2 largo appassionato(6:52))

Эпиграф к уроку (на доске) Люди с тонкой душой не могут долго остаться в этом мире. Да и как благородным, большим чувствам ужиться с мелким, ограниченным ничтожным обществом? О. де Бальзак.

Даже безответная любовь, по словам Ф.И Тютчева, благодатна: душа, увы, не выстрадает счастья, но может выстрадать себя…

Основной вопрос урока В чем же загадка любви по Куприну? В понимании, в доверии к голосу сердца, в вечности постоянства.
Из творческой истории повести (сообщение ученика) В 1910 г. Куприн писал Ф.Д. Батюшкову “это печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Желткова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. – теперь губернатор в Вильно)”.в своей книге “на чужбине” его сын лев Любимов рассказывает, что Куприн почерпнул из их “семейной хроники”. “Прототипами для некоторых действующих лиц послужили некоторые члены моей семьи, в частности, для князя Василия Львовича Шеина – мой отец, с которым Куприн был в приятельских отношениях”. Прототипом героини – княгини веры Николаевны Шеиной – была мать Любимова – Людмила Ивановна, которая действительно получала анонимные письма, а затем и гранатовый браслет от безнадежно влюбленного в нее телеграфного чиновника. Как замечает Л. Любимов, это был “курьезный случай скорее всего анекдотического характера”. В жизни все закончилось благополучно, самоубийства не произошло.
Риторические вопросы Зачем же Куприн так трагично завершает повесть? Для чего же ему понадобилось убивать своего героя? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока

I

Глава I. Текст С чего начинается повесть? (С описания северного побережья черного моря) какая атмосфера передается через описание природы? (уныние, тоска, умирание, опустошенность) вспомните, в какое время года расцветают чувства героев в “Олесе” и какое состояние природы рисует Куприн в гранатовом браслете. Не перекликается ли пейзаж с состоянием души героев, с развитием сюжета? Можно ли назвать этот пейзаж психологическим?

II

  На именины княгини веры приехало много гостей. Кто и почему для именинницы был самым дорогим гостем? (дедушка, генерал Аносов) важно ли в контексте повествования, что он пожилой, умудренный опытом человек? Как вы считаете какое отношение к основному сюжету повести имеют рассказы “обломка старины” генерала Аносова.
Текст главы VIII. “Гимн настоящей любви” Что означает любовь в жизни генерала? В чем ее смысл?

Найти “ключевые слова”: единая, всепроцветающая, на все готовая, скромная и самоотверженная, трагедия, бескорыстная. Как “работают” на основной сюжет повести рассказы дедушки? (Р-зы Аносовы > может быть это и есть настоящая любовь?)

III

Глава V “Она разрезала ножницами ленту … чтобы посмотреть на браслет”. Текст Глава V отметьте, как автору удается показать глубокое размышление об отношениях друг к другу веры Николаевны и бедного телеграфиста? В главе V.

IV

Глава X. Текст анализ эпизода Как к этой истории относится князь? Брат?

Глава X эпизод встречи двух светских людей с бедным служащим. “разговор троих”. Кто из троих участников разговора ведет себя с подменным чувством собственного достоинства, а кто нарочно высокомерно? Как это показывает Куприн? При помощи каких художественных средств?

Князь Василий Львович.

Ведет себя сдержанно, произносит такие прочувствованные слова: “Подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь? Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души”. Но! Раньше: князь считал, что нужно прочитать дарителю “строгую нотацию”. Конечно, подарок от не знакомого нужно отвергнуть, но за что строгую нотацию? За чувства любви? За то, что Желтков посмел влюбиться в светскую даму? Да разве влюбиться – проступок, грех?

Что произошло? Кто одержал нравственную победу в данной ситуации? (Желтков)

Василий Львович сумел подняться над прежним презрительным отношением к анонимному поклоннику княгини веры, склонился перед его душевной трагедией.

- Подберите эпитеты, характеризующие любовь Желткова. Чем была любовь в жизни телеграфиста?

- Есть ли еще нравственные победы на счету у Желткова?

Да. 1) Желтков обращается только к князю Василию Львовичу. На Николая Николаевича (несмотря на то, что брат княгини веры угрожал Желткову высылкой из города) он демонстративно не обращает внимания.

Когда наступает перелом в поведении Желткова?

Он одержал верх над ним именно потому, что тот сослался на свои сословные привилегии…

2) Третья моральная победа Желткова. Кульминация сюжета “Гранатового браслета” – в страницах, где описано, как смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это решающая, но оплаченная кровью победа. Итак, три нравственные победы Желткова.
К/ф “Разговор троих”

V

  С этого момента можно предположить, что финал будет трагичным.

Откуда берется эта уверенность? Вероятно, это создается целостным, единством приемов изображения: особенностью композиций, пейзажей, функций деталей. Покажите на примерах.

На доске. Создание драматической атмосферы. Пейзаж в начале повести —> 13 частей —> письмо Желткова “ваш до смерти и после смерти” —> алые капли граната зеленый гранат (защита от насильственной смерти (роль цвета)) —> домашний юмористический альбом —> рассказы Аносова (любовь – трагедия) —> разговор троих —> финал судьбы Желткова (глава XII) —> пейзаж

Кто у писателя вызывает больше сочувствия: княгиня Вера или Желтков?

Трудно сказать, кого из них двоих больше жаль. Пожалуй, княгиню. Любивший ее человек испытал великие радости, был счастлив в несчастье. Любовь его очистила и подняла с земли. А она? Как всякая чистая, хорошая женщина, она, конечно, мечтала о великой святой любви. И вот пришла эта любовь, спустилась не заметно для нее, одной из миллионов, а она ее не заметила. Может ли быть что-нибудь обиднее!

А как считаете вы?

Можно ли сказать, что они пострадали одинаково? Аргументируйте свою точку зрения.

VI

  Именно через музыку приходит к Вере прозрение, понимание. Музыка очень значима в творчестве Куприна.

Куприн: “Музыка, какая великая и жестокая сила. Она помимо воли человека будит в нём забытые воспоминания и чувства, заставляет страдать и плакать от восторга”. К/ф (конец).

Как вы думаете, почему эта музыка наполняла Веру Николаевну не изведанным ранее сильным чувством, воспоминаниями о совсем незнакомом, безмерно любившем ее человеке, позволила “все понять и почувствовать себя прощенной”?

Обратите внимание на то, что Куприн не изображает, не описывает музыку, не говорит о музыкальных образах и впечатлениях. Писатель показывает возникающие в воображении Веры Николаевны слова, которые навеяны музыкой и как бы исходят от Желткова.

VII

“Последнее письмо Желткова” Чем же достигается музыкальность отрывка? определите художественные приемы. (Контраст, аллитерация, ассонанс, рефрен, оксюморон)
Текстовой анализ I ч. – ж,р. —> аллитерация мотив жизни.
II ч. Р. —> аллитерация
НО —> контраст, антитеза.
Контраст еще не выражен ярко.
В его жизнь входит прекрасное – Вера, любовь.
III ч. Контраст, перебив музыку жизнью Желткова без Веры и с любовью к ней. Все, что связано с жизнью до признания Вере – там была жестокая, тяжелая жизнь.

После —> прекрасное одухотворение —> ассонанс(о) мотив Веры.

До —> мотив смерти —> аллитерация

Оксюморон – “сладкая грусть”, “умирая пою”.

В финале(VI) много повторов: успокоится – 5 раз, помнишь – 4 раза.

Рефрен – “Да святится имя твое”.

Какова же функция этих тропов (метафоры, эпитеты, сравнения) и ритмизирующих стилистических фигур?

Первая функция: создание музыкальности внутреннего ритма (ритмизированная проза)

Вторая функция: выражение авторской мысли о том, что истинная любовь выше не только социального, но и духовного неравенства (Так как Вера сначала не понимала Желткова.) Теперь она прочувствовала все. (Желтков ее простил, так как он ее успокаивает.)

VIII

  Во многом следуя за жизненными фактами, Куприн тем не менее придал им иное содержание, по-своему осмыслил события, введя трагический финал. В жизни все заканчивалось благополучно, самоубийства не произошло.

Зачем же введен Куприным трагический финал в повести?

Драматический финал придавал необычайную силу и весомость чувств Желткова. Его любовь побеждает смерть и предрассудки, она поднимает над суетным благополучием княгиню Веру Шеину, любовь звучит музыкой Бетховена.

Роль эпиграфа Не случайно эпиграфом к повести поставляется вторая соната Бетховена, звуки которой звучат в финале и служат гимном честной и самоотверженной любви.

IX

  Что же такое любовь, с точки зрения Куприна?

Любовь – трагедия; любовь – самая самостоятельная форма утверждения и выявления личностного начала человека.

У Куприна любовь осчастливливает самых простых, обыкновенных людей (Олеся, Желтков). Любовь совершенно бескорыстная.

Общая черта любящих героев – это высоконравственные, альтруистические натуры. Большая любовь посылается им как награда за вынужденную чистоту и благородство.

Д/З

С/р. Любовь и природа в творчестве Куприна и Бунина.