Литература
-
Серебряный век 2022
Цели урока: раскрыть суть метафоры «Серебряный век»; познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского; развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас; воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
-
Интерактивные технологии в театрализованной деятельности младших дошкольников 2022
Интерактивные технологии в театрализованной деятельности – интересное, творческое, перспективное направление. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания. Ведь интерактивное обучение – это диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, друг с другом.
-
Литература и экология 2022
Цель работы: показать, что русские писатели посредством своих произведений хотели объяснить людям важность сохранения природы в её первозданном виде.
-
Из опыта проведения учебных занятий русского языка и литературы в 5-м классе по обновлённым ФГОС 2022
Школьное образование в России, постоянно находится в процессе реформирования. В настоящее время, особенно актуальным направлением, является внедрение обновленных ФГОС, регулирующих школьное образование, в том числе и на уроках русского языка и литературы. В основном документе, регулирующем школьное образование (ФГОС), подчёркнуто значение самостоятельного овладения школьниками знаниями и умениями в процессе творческой самостоятельной деятельности, в связи с чем особое внимание уделено интеллектуальному и речевому развитию обучающихся, в частности – на уроках русского языка. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы проведения учебных занятий по русскому языку и литературе в 5-м классе по обновленным ФГОС.
-
Интеллектуальная игра "Поле чудес". Тема: "Русские народные сказки про зверей" 2022
Интеллектуальная игра «Поле чудес» по теме «Русские народные сказки про зверей» предназначена для учащихся 1–2-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на воспитание у детей любви к книге и чтению. Цель: Прививать интерес и любовь к книге и чтению через знакомство с русскими народными сказками о животных. Интеллектуальная игра «Поле чудес» пробуждает в детях интерес к книге, расширяет их литературный кругозор, содействует развитию внимания, мышления, речи, памяти. Участие школьников в игре способствует их интеллектуальному развитию, углублению усвоенных ранее знаний, помогает им самоутвердиться, развивает настойчивость, стремление к успеху.
-
Урок-размышление с частичным исследованием по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Технологическая карта урока литературы. 5-й класс 2022
Цели урока: уметь анализировать литературное произведение: прослеживание по тексту особенностей сборов, пути каждого из героев-детей; осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину; понимать авторскую позицию и свое отношение к ней; формулировать собственное отношение к произведению и уметь его оценивать.
-
Образ исторического события в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" 2022
Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.
-
Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова 2022
Цель урока: расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
-
Интегрированные уроки литературы и английского языка «Сила любви» (по сказке Оскара Уайльда «Соловей и роза») 2022
Цели урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством О.Уайльда; овладение техникой смыслового чтения текста, проблемным диалогом; овладение приёмами работы с текстом на английском языке; умение анализировать текст через его основные характеристики: основную мысль, тему, художественные особенности.
-
Урок-дискуссия по драме А.Н.Островского "Гроза" с участием психологов 2022
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20–30-е гг. На основе изучения реальных биографий представителей различных социальных групп Шарлотта Бюлер сформулировала идею о своеобразии жизненный путь человека. На основе этих исследований была создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии (совместно с Маслоу, Карлом Роджерсом).
-
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина 2022
Цели урока: показать эволюцию темы поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина; развивать навыки анализа лирического стихотворения, умение делать обобщающие выводы; развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; воспитывать читательскую культуру школьников.
-
Урок мировой литературы "Война, которая... спасла?" 2022
Уроки зарубежной литературы включены в программу и позволяют познакомиться с произведениями в переводе и на языке оригинала. Тема Второй мировой войны прочно вошла в историю народов. Но интерес к событиям и людям того времени не пропадает и в XXI веке. И среди подростков эта тема актуальна. Роман К.Брэдли «Война, которая спасла мне жизнь» – о детях с ограниченными возможностями здоровья – является одним из способов проследить развитие героев в непростой ситуации.
-
В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе 2022
Цели урока: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.
-
Рабочая тетрадь по литературе к изучению романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» «Путь не мальчика, но мужа» 2022
Рабочая тетрадь по литературе – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебной дисциплины. Представленные в рабочей тетради задания реализуют системно-деятельностный подход в обучении и могут быть использованы как для выборочного включения в работу на уроках литературы, так и в качестве системы заданий, обеспечивающих последовательную индивидуальную работу обучающихся над подбором и анализом материала по конкретной исследовательской теме. Данная рабочая тетрадь является сборником сопроводительных дидактических материалов и задач, ориентированных на анализ образа одного из главных героев романа – Петра Гринёва, выявление особенностей становления его личности при столкновении с катастрофическими историческими обстоятельствами. Подбор и группировка заданий выполнены с учетом возможности организации обобщающего урока-диспута по проблемным вопросам, связанным с оценкой образа Петра Гринёва критикой и литературоведением. Организуя работу по заданной в рабочей тетради логике, учитель включается в решение своеобразного методического квеста.
-
Презентация к уроку по сказке М.Ю.Лермонтова "Ашик Кериб" 2022
Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «Турецкая сказка».
-
Устный журнал: «Пока горит свеча...». Книга памяти, посвященная Дню Победы 2022
Цель мероприятия: повысить воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма в связи с заметной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
-
Методическая разработка урока по литературе «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны». 6-й класс 2022
Цели урока: знакомство с военной поэзией, воссоздание картины эпохи; формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне через жанр интервью; воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции обучающихся; развитие творческих способностей.
-
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках литературы в начальной школе. Фрагменты уроков по литературному чтению 2022
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Без чтения нет учения. Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием – смысловым чтением.
-
Сценарий музыкального спектакля «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 2022
Представлен сценарий музыкального спектакля «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
-
Скрам-урок по литературе «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» Урок-суд над Раскольниковым По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 2022
Цели урока. Повышение уровня мотивации учащихся с учетом особенностей изученного; практическое применение полученных знаний и решение творческих задач по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
-
"Сказки разные важны" 2022
Цель урока: создание условий для знакомства с видами сказок и их отличительными признаками на основе интерактивного плаката.
-
Устаревшая лексика как одно из средств развития интереса к чтению 2022
Для того чтобы устаревшие слова вошли в активный словарь учащихся, необходимо научить включать их в связную речь. С этой целью полезно предлагать в качестве задания составление текстов по опорным словам.
-
Осень в творчестве художников, писателей и композиторов 2022
Цель мероприятия: формирование навыков восприятия, истолкования и оценки на примере классических произведений художников, писателей и композиторов; воспитание любви к прекрасному и гордости за произведения искусства родной страны и их авторов.
-
Жизнь и творчество А.Н.Некрасова (презентация к уроку) 2022
Представлена презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Н.Некрасова".
-
Урок по теме "А.Экзюпери "Маленький принц" 2022
Цели урока: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя; совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения; подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность.
-
Читательская грамотность на уроках литературы (произведение В.Распутина "Уроки французского") 2022
На уроке литературы учащиеся читают и анализируют произведение В.Распутина "Уроки французского".
-
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» 2022
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО), ФГОС СОО.
-
Мастер-класс "Эстетическая и эмотивная функции в стихотворении М.Цветаевой "Вчера еще в глаза глядел" 2022
Жизнь и творчество великого русского поэта ХХ века Марины Ивановны Цветаевой (1892–1941) - яркая страница национальной истории культуры. Тонкий лирик, глубокий психолог, выразительная драматическая личность, стихийная натура, с раннего детства отличавшаяся от других сосредоточенностью на своем духовном мире, многим она казалась странной. Еще будучи маленькой, Цветаева называла себя «необычным ребенком в обычном мире» Осознание своей «непохожести» пришло к ней рано: «Я ничего не умею, что умеют люди», «Не могу жить. Все не как у людей», «Я с рождения хотела умереть», «Я ободранный человек, а Вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, НИ-ЧЕ-ГО», «Просьба: не относитесь ко мне, как к человеку. Ну – как к дереву, которое шумит Вам навстречу».
-
Технологическая карта урока литературы. Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. 5-й класс 2022
Цели урока: знакомство с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа; анализ рассказа «Муму» формирование познавательных УУД.
-
Урок-размышление по литературе в 11-м классе: «Человек и природа в рассказе А.Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В.Астафьева «Царь-рыба» 2022
Цели урока: формировать умение анализировать текст художественного произведения, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование у обучающихся умения реализации новых способов действия, умения систематизации большого по объему материала, умения сопоставлять и сравнивать художественные произведения.