Литература
-
Урок-дискуссия по драме А.Н.Островского "Гроза" с участием психологов 2022
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20–30-е гг. На основе изучения реальных биографий представителей различных социальных групп Шарлотта Бюлер сформулировала идею о своеобразии жизненный путь человека. На основе этих исследований была создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии (совместно с Маслоу, Карлом Роджерсом).
-
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина 2022
Цели урока: показать эволюцию темы поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина; развивать навыки анализа лирического стихотворения, умение делать обобщающие выводы; развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; воспитывать читательскую культуру школьников.
-
Урок мировой литературы "Война, которая... спасла?" 2022
Уроки зарубежной литературы включены в программу и позволяют познакомиться с произведениями в переводе и на языке оригинала. Тема Второй мировой войны прочно вошла в историю народов. Но интерес к событиям и людям того времени не пропадает и в XXI веке. И среди подростков эта тема актуальна. Роман К.Брэдли «Война, которая спасла мне жизнь» – о детях с ограниченными возможностями здоровья – является одним из способов проследить развитие героев в непростой ситуации.
-
В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе 2022
Цели урока: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.
-
Рабочая тетрадь по литературе к изучению романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» «Путь не мальчика, но мужа» 2022
Рабочая тетрадь по литературе – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебной дисциплины. Представленные в рабочей тетради задания реализуют системно-деятельностный подход в обучении и могут быть использованы как для выборочного включения в работу на уроках литературы, так и в качестве системы заданий, обеспечивающих последовательную индивидуальную работу обучающихся над подбором и анализом материала по конкретной исследовательской теме. Данная рабочая тетрадь является сборником сопроводительных дидактических материалов и задач, ориентированных на анализ образа одного из главных героев романа – Петра Гринёва, выявление особенностей становления его личности при столкновении с катастрофическими историческими обстоятельствами. Подбор и группировка заданий выполнены с учетом возможности организации обобщающего урока-диспута по проблемным вопросам, связанным с оценкой образа Петра Гринёва критикой и литературоведением. Организуя работу по заданной в рабочей тетради логике, учитель включается в решение своеобразного методического квеста.
-
Презентация к уроку по сказке М.Ю.Лермонтова "Ашик Кериб" 2022
Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю.Лермонтова после его смерти. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым в 1837 году. Лермонтовский «Ашик-Кериб» представляет азербайджанский вариант восточного сказания, бытующего в многочисленных национальных версиях. Лермонтов дал своему тексту подзаголовок «Турецкая сказка».
-
Устный журнал: «Пока горит свеча...». Книга памяти, посвященная Дню Победы 2022
Цель мероприятия: повысить воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма в связи с заметной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
-
Методическая разработка урока по литературе «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны». 6-й класс 2022
Цели урока: знакомство с военной поэзией, воссоздание картины эпохи; формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне через жанр интервью; воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции обучающихся; развитие творческих способностей.
-
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках литературы в начальной школе. Фрагменты уроков по литературному чтению 2022
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Без чтения нет учения. Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием – смысловым чтением.
-
Сценарий музыкального спектакля «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 2022
Представлен сценарий музыкального спектакля «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
-
Скрам-урок по литературе «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» Урок-суд над Раскольниковым По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 2022
Цели урока. Повышение уровня мотивации учащихся с учетом особенностей изученного; практическое применение полученных знаний и решение творческих задач по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
-
"Сказки разные важны" 2022
Цель урока: создание условий для знакомства с видами сказок и их отличительными признаками на основе интерактивного плаката.
-
Устаревшая лексика как одно из средств развития интереса к чтению 2022
Для того чтобы устаревшие слова вошли в активный словарь учащихся, необходимо научить включать их в связную речь. С этой целью полезно предлагать в качестве задания составление текстов по опорным словам.
-
Осень в творчестве художников, писателей и композиторов 2022
Цель мероприятия: формирование навыков восприятия, истолкования и оценки на примере классических произведений художников, писателей и композиторов; воспитание любви к прекрасному и гордости за произведения искусства родной страны и их авторов.
-
Жизнь и творчество А.Н.Некрасова (презентация к уроку) 2022
Представлена презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Н.Некрасова".
-
Урок по теме "А.Экзюпери "Маленький принц" 2022
Цели урока: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя; совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения; подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность.
-
Читательская грамотность на уроках литературы (произведение В.Распутина "Уроки французского") 2022
На уроке литературы учащиеся читают и анализируют произведение В.Распутина "Уроки французского".
-
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» 2022
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО), ФГОС СОО.
-
Мастер-класс "Эстетическая и эмотивная функции в стихотворении М.Цветаевой "Вчера еще в глаза глядел" 2022
Жизнь и творчество великого русского поэта ХХ века Марины Ивановны Цветаевой (1892–1941) - яркая страница национальной истории культуры. Тонкий лирик, глубокий психолог, выразительная драматическая личность, стихийная натура, с раннего детства отличавшаяся от других сосредоточенностью на своем духовном мире, многим она казалась странной. Еще будучи маленькой, Цветаева называла себя «необычным ребенком в обычном мире» Осознание своей «непохожести» пришло к ней рано: «Я ничего не умею, что умеют люди», «Не могу жить. Все не как у людей», «Я с рождения хотела умереть», «Я ободранный человек, а Вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, НИ-ЧЕ-ГО», «Просьба: не относитесь ко мне, как к человеку. Ну – как к дереву, которое шумит Вам навстречу».
-
Технологическая карта урока литературы. Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. 5-й класс 2022
Цели урока: знакомство с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа; анализ рассказа «Муму» формирование познавательных УУД.
-
Урок-размышление по литературе в 11-м классе: «Человек и природа в рассказе А.Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В.Астафьева «Царь-рыба» 2022
Цели урока: формировать умение анализировать текст художественного произведения, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование у обучающихся умения реализации новых способов действия, умения систематизации большого по объему материала, умения сопоставлять и сравнивать художественные произведения.
-
Дидактический материал. Итоговая проверка на знание литературных произведений. 10-й класс 2022
Представлены материалы к итоговой проверке по литературе в 10-м классе на знание литературных произведений.
-
Внеклассное мероприятие "Д.И.Менделеев и А.А.Блок. Заветные мысли о России" 2022
Цели мероприятия: повторить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.А.Блока, деятельности Д.И.Менделеева, напомнить об их вкладе в мировую науку и культуру, об их служении Родине; формировать этические и нравственные принципы учащихся при изучении и познании ценностных критериев двух великих сынов России; развивать умение критически осмысливать проблемы, возникающие в социуме; закрепить навыки активности и самостоятельности в реализации творческих замыслов, напомнить о важности систематической практической работы и умения работать в коллективе.
-
Театрализованный проект "Петрушка – герой балаганного театра" 2022
Представлен театрализованный проект "Петрушка – герой балаганного театра".
-
«Маленький большой солдат» (по повести В.О.Богомолова «Иван»). 6-й класс 2022
Цели урока: познакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения; подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
-
Особенности изучения сказки в начальной школе 2022
Сказка и многообразие её вариативности и содержания играют огромную роль в формировании личности младшего школьника сразу по нескольким аспектам – социальным, культурным, познавательным, в зависимости от типа и группы классификации этого жанра.
-
Использование на уроках литературы музыкальной открытки «Плейкаст» 2022
Одним из средств, обеспечивающих решение многих дидактических задач, применяющихся в качестве иллюстрации мысли, для развития наблюдательности и лучшего запоминания материала, всегда была на уроке наглядность. С появлением информационных технологий мало что изменилось. Только теперь наглядность может быть интерактивной, что позволит представлять материал в еще более интересной, динамичной, воздействующей одновременно на несколько органов чувств учащегося форме. Плейкаст называют открыткой нашего времени. С этим нельзя не согласиться: в нем используется изображение (фотография, какая-то иллюстрация), текст (несет в себе главную мысль, может быть стихотворением, чьей-то цитатой) и музыкальное сопровождение (песня, музыка без слов, актерское или авторское чтение стихотворения). Все три компонента объединяет основная мысль плейкаста.
-
Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности 2022
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдалось снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменился. Проблема чтения находится до сих пор в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и реализована «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Но проблема чтения так и остается актуальной на сегодняшний день.
-
Тема Родины в творчестве А.Блока 2022
Цели урока: раскрыть особенности поэзии А.Блока; показать место значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о назначении искусства.
-
От детали к композиции в эпическом произведении 2022
Одна из проблем, которая возникает при изучении художественного произведения – это беглое прочтение его учеником. В результате после прочтения обучающийся помнит сюжет и фамилии героев, которые чаще всего звучат в произведении. Чтобы понимание строилось не на поверхностном восприятии, а на глубоком постижении, необходимо научиться обращать внимание на слово, как важную составляющую для понимания авторского замысла. Отсюда и возникает необходимость научить учеников работать с деталью.