Любовь и природа в творчестве А.А.Фета

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.А.Фет


Пояснительная записка

Предмет: Литература.

Класс: 10.

Роль и место данной темы в курсе:
Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе «Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление об основных темах и мотивах лирики А.А.Фета.

Перечень уроков по данной теме:

  • Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета.
  • Тема урока 2: Урок-опровержение. А.А.Фет и эстетика « чистого искусства».

Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:

На предыдущих уроках изучались:

  1. Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева.
  2. Основные мотивы Ф.И.Тютчева.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации об основных этапах жизни и творчества А.А.Фета, для подготовки выступлений учащихся на уроке. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft PowerPoint для подготовки выступлений.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft PowerPoint для помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы.

Средства обучения: Компьютеры, принтеры, проекционная аппаратура.

Межпредметные связи на уроке:

  • Музыка: Романс П.И. Чайковского на слова А.А.Фета «На заре ты ее не буди»
  • Изобразительное искусство: Портрет А.А.Фета, С.А.Толстой, Т.А.Кузминской.

Отличительные особенности данного урока: Самостоятельный поиск, отбор и систематизация информации для подготовки к уроку-конференции.

Работа учителя на уроке:

  1. Постановка учебных задач.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера.
  3. Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы.
  4. Подведение итогов и оценка работы.

Описание деятельности учащихся:

Учащиеся распределяются по группам:

  • 1 группа изучает основные этапы жизни и творчества А.А.Фета.
  • 2 группа изучает основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.

Каждая группа готовит выступление и компьютерную презентацию по своей теме, пользуясь ресурсами Интернет и программами Microsoft Word и Microsoft PowerPoint. Отчет о проделанной работе.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся:

  • Познакомятся с биографией поэта;
  • Получат представление об основных темах и мотивах лирики:
  • Умеют находить, отбирать и систематизировать информацию.
  • Умеют формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию.
  • Умеют готовить презентацию с использованием программы Microsoft PowerPoint.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Урок 1. Тема урока. Любовь и природа в творчестве А.А.Фета

Цели урока по содержанию:

  • Образовательная:
    • Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета.
    • Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.
  • Развивающая:
    • совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft PowerPoint.
  • Воспитательная:
    • формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания.
    • вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Технология: информационно-коммуникативные.

Ход урока

Эпиграф:

Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу…
А.А. Фет

Основные этапы жизни и творчества поэта

Звучит романс П.И.Чайковского на слова А.А.Фета «На заре ты ее не буди». http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A

1. Вступительная беседа по вопросам

- Что вы знаете об А.А. Фете?

- Какие стихи читали, учили?

- О чем пишет поэт?

2. Сообщение учителя об А.А.Фете

И личность, и судьба, и творческая биография А.А.Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах - все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Популярность А.Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии А.Фета демократическим читателем в 60-е годы XIX века.

А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь а музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия.

Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.

3. Работа в группах

1 группа.

Задание: Составить презентацию о жизни и творчестве А.А.Фета.

Основные темы и мотивы творчества А.А.Фета.

Природа в творчестве А.А.Фета.

Любовь и природа - любимые темы А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А.Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.

2 группа

Задание. Проанализировать, своеобразие природы в лирике А.А.Фета?

  • Чем является для поэта природа?
  • Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом»… http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm
  • Стихотворение «Вечер» http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html
  • Стихотворение «Еще майская ночь» http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm
  • Стихотворение «Чудная картина» http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html
  • Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы» http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm
  • Стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила...»

3 группа

Задание: Познакомиться с любовной лирикой А.А.Фета. Произвести анализ одного из понравившихся стихотворений о любви.

Cтихотворения А.А.Фета о любви.

По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи А.Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Как у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все - таки земными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена»

С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С.Толстой, Т.Кузминской, Е.Хомутовой, С.Сологуб.

Портрет С.Толстой.

Так С.Толстая была ценима А.Фетом не только как женщина, как жена Л.Толстого, но и как идеальная читательница его стихов.. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру - разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь. Любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой, и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременные молодые мысли и чувства».

А.Фет был знаком и с сестрой С.Андреевны Т.А.Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были еще встречи - уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь». Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием поэта и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами.

Портрет Т.Кузминской.

4. Отчет о проделанной работе по группам

Учащиеся распределяются по группам. Каждая группа делает сообщение по своей теме, опираясь на компьютерную презентацию.

Итоги урока: Учащиеся углубили и систематизировали знания об основных этапах жизни и творчества А.А.Фета, проанализировали темы и мотивы лирики А.А.Фета, умеют формулировать и аргументировать, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы и отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления.

Домашнее задание:

  • Мини-сочинение по стихотворению "Шепот, робкое дыханье…"
  • Сочинение-рассуждение на тему «Вся жизнь - рифма к природе» (Ю.Айхенвальд).

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет

Предмет, класс

Литература 10 класс

Тема урока, номер урока по теме

Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе «Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление об основных темах и мотивах лирики А.А.Фета.
Перечень уроков по данной теме:
Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А.Фета.
Тема урока 2: А.А. Фет и эстетика «чистого искусства».

Ф.И.О. преподавателя

Крыс Ольга Анатольевна

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся над темой; умению систематизировать информацию в сфере литературных исследований, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы, отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления

Цель урока

Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета.
Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения.

Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление;
совершенствовать навыки работы с компьютером,умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft PowerPoint.

формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Вид используемых на уроке ИКТ (ресурсы сети Интернет)

Ресурсы сети Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в интернет, компьютер)

Локальная сеть, выход в интернет, компьютер, проектор, экран

Образовательные ресурсы Интернет

Методическое описание использования ЦОР на уроке

Презентация темы.

Организационная структура урока

Этап 1

Цель

Заинтересовать учащихся творческой биографией поэта.

Длительность этапа

6 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Звучит романс П.И.Чайковского на слова А.А.Фета «На заре ты ее не буди».

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Создает эмоциональный настрой через приглашение к изучению биографии и творчества А.А. Фета. Постановка учебных задач.

Основные виды деятельности преподавателя

Беседа преподавателя с детьми.

Этап 2

Введение материала по теме урока

Цель

Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета.
Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.

Длительность этапа

20 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация
Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, консультант

Основные виды деятельности преподавателя

Наблюдение за работой учащихся, консультирование, обеспечение самостоятельности выполнения

Промежуточный контроль

Контроль выполнения работы слабыми учащимися

Этап 3

Заключительный этап

Цель

Проверка выполнения работы в группах

Длительность этапа

14 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Отчет о проделанной работе

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальные выступления

Функции преподавателя на данном этапе

Отслеживание результатов, замечания, предложения

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение, дополнения

Итоговый контроль

Проверка, оценивание, подведение итогов

Интернет-ресурсы

  1. http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A
  2. http://fet.lit-info.ru/
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg
  4. http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96
  5. http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm
  6. http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html
  7. http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm
  8. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html
  9. http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm
  10. http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1
  11. http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20
  12. http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm
  13. http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm
  14. http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm
  15. http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm
  16. http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm
  17. http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html
  18. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html
  19. http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm
  20. http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm
  21. http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm
  22. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet359.html