Пояснительная записка
Предмет: Литература.
Класс: 10.
Роль и место данной темы в курсе:
Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе «Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление об основных темах и мотивах лирики А.А.Фета.
Перечень уроков по данной теме:
- Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета.
- Тема урока 2: Урок-опровержение. А.А.Фет и эстетика « чистого искусства».
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:
На предыдущих уроках изучались:
- Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева.
- Основные мотивы Ф.И.Тютчева.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации об основных этапах жизни и творчества А.А.Фета, для подготовки выступлений учащихся на уроке. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft PowerPoint для подготовки выступлений.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft PowerPoint для помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы.
Средства обучения: Компьютеры, принтеры, проекционная аппаратура.
Межпредметные связи на уроке:
- Музыка: Романс П.И. Чайковского на слова А.А.Фета «На заре ты ее не буди»
- Изобразительное искусство: Портрет А.А.Фета, С.А.Толстой, Т.А.Кузминской.
Отличительные особенности данного урока: Самостоятельный поиск, отбор и систематизация информации для подготовки к уроку-конференции.
Работа учителя на уроке:
- Постановка учебных задач.
- Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера.
- Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы.
- Подведение итогов и оценка работы.
Описание деятельности учащихся:
Учащиеся распределяются по группам:
- 1 группа изучает основные этапы жизни и творчества А.А.Фета.
- 2 группа изучает основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.
Каждая группа готовит выступление и компьютерную презентацию по своей теме, пользуясь ресурсами Интернет и программами Microsoft Word и Microsoft PowerPoint. Отчет о проделанной работе.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
- Познакомятся с биографией поэта;
- Получат представление об основных темах и мотивах лирики:
- Умеют находить, отбирать и систематизировать информацию.
- Умеют формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию.
- Умеют готовить презентацию с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Планируемые результаты:
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
- личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Урок 1. Тема урока. Любовь и природа в творчестве А.А.Фета
Цели урока по содержанию:
-
Образовательная:
- Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета.
- Раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.
-
Развивающая:
- совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft PowerPoint.
-
Воспитательная:
- формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания.
- вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.
Технология: информационно-коммуникативные.
Ход урока
Эпиграф:
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу…
А.А. Фет
Основные этапы жизни и творчества поэта
Звучит романс П.И.Чайковского на слова А.А.Фета «На заре ты ее не буди». http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A
1. Вступительная беседа по вопросам
- Что вы знаете об А.А. Фете?
- Какие стихи читали, учили?
- О чем пишет поэт?
2. Сообщение учителя об А.А.Фете
И личность, и судьба, и творческая биография А.А.Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах - все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.
Популярность А.Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии А.Фета демократическим читателем в 60-е годы XIX века.
А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь а музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия.
Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.
3. Работа в группах
1 группа.
Задание: Составить презентацию о жизни и творчестве А.А.Фета.
- http://fet.lit-info.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg
- http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96
- http://fet.ouc.ru
Основные темы и мотивы творчества А.А.Фета.
Природа в творчестве А.А.Фета.
Любовь и природа - любимые темы А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А.Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.
2 группа
Задание. Проанализировать, своеобразие природы в лирике А.А.Фета?
- Чем является для поэта природа?
- Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом»… http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm
- Стихотворение «Вечер» http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html
- Стихотворение «Еще майская ночь» http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm
- Стихотворение «Чудная картина» http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html
- Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы» http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm
- Стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила...»
3 группа
Задание: Познакомиться с любовной лирикой А.А.Фета. Произвести анализ одного из понравившихся стихотворений о любви.
Cтихотворения А.А.Фета о любви.
По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи А.Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.
- http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1
- http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm
Как у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все - таки земными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена»
- http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html
- http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html
С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С.Толстой, Т.Кузминской, Е.Хомутовой, С.Сологуб.
Портрет С.Толстой.
Так С.Толстая была ценима А.Фетом не только как женщина, как жена Л.Толстого, но и как идеальная читательница его стихов.. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру - разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь. Любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой, и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременные молодые мысли и чувства».
А.Фет был знаком и с сестрой С.Андреевны Т.А.Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были еще встречи - уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь». Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием поэта и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами.
Портрет Т.Кузминской.
4. Отчет о проделанной работе по группам
Учащиеся распределяются по группам. Каждая группа делает сообщение по своей теме, опираясь на компьютерную презентацию.
Итоги урока: Учащиеся углубили и систематизировали знания об основных этапах жизни и творчества А.А.Фета, проанализировали темы и мотивы лирики А.А.Фета, умеют формулировать и аргументировать, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы и отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления.
Домашнее задание:
- Мини-сочинение по стихотворению "Шепот, робкое дыханье…"
- Сочинение-рассуждение на тему «Вся жизнь - рифма к природе» (Ю.Айхенвальд).
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет
Предмет, класс
|
Литература 10 класс |
||
Тема урока, номер урока по теме |
Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе «Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление об основных темах и мотивах лирики А.А.Фета.
|
||
Ф.И.О. преподавателя |
Крыс Ольга Анатольевна |
||
Актуальность использования средств ИКТ |
Использование ИКТ позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся над темой; умению систематизировать информацию в сфере литературных исследований, связно излагать информацию в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы, отвечать на них, использовать компьютерную презентацию в процессе выступления |
||
Цель урока |
Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета.
|
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
Совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения. |
Развивать способности учащихся воспринимать текст на третьем уровне (читать между строк), их языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление;
|
формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой. |
|
Вид используемых на уроке ИКТ (ресурсы сети Интернет) |
Ресурсы сети Интернет |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в интернет, компьютер) |
Локальная сеть, выход в интернет, компьютер, проектор, экран |
||
Образовательные ресурсы Интернет |
|||
Методическое описание использования ЦОР на уроке |
Презентация темы. |
||
Организационная структура урока |
|||
Этап 1 |
|||
Цель |
Заинтересовать учащихся творческой биографией поэта. |
||
Длительность этапа |
6 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Звучит романс П.И.Чайковского на слова А.А.Фета «На заре ты ее не буди». |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная работа |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Создает эмоциональный настрой через приглашение к изучению биографии и творчества А.А. Фета. Постановка учебных задач. |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Беседа преподавателя с детьми. |
||
Этап 2 |
Введение материала по теме урока |
||
Цель |
Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета.
|
||
Длительность этапа |
20 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Презентация
|
||
Форма организации деятельности учащихся |
Групповая работа |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Организатор, консультант |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Наблюдение за работой учащихся, консультирование, обеспечение самостоятельности выполнения |
||
Промежуточный контроль |
Контроль выполнения работы слабыми учащимися |
||
Этап 3 |
Заключительный этап |
||
Цель |
Проверка выполнения работы в группах |
||
Длительность этапа |
14 минут |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Отчет о проделанной работе |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальные выступления |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Отслеживание результатов, замечания, предложения |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Объяснение, дополнения |
||
Итоговый контроль |
Проверка, оценивание, подведение итогов |
Интернет-ресурсы
- http://www.youtube.com/watch?v=pDEN4Nxzl6A
- http://fet.lit-info.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Fet_by_Repin.jpg
- http://www.marshruty.ru/Photos/Photo.aspx?PhotoID=198e640e-326d-4d99-9d50-28bc9a2cfb96
- http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/169.htm
- http://fet.ouc.ru/ishcho-maiskaya-noch.html
- http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/18.htm
- http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet426.html
- http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/149.htm
- http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#1
- http://www.aai.ee/~vladislav/poesia/rus/poets/Fet.html#20
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-10.htm
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-1.htm
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-71.htm
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-25.htm
- http://fet.lit-info.ru/fet/stihi/elegii/stih-51.htm
- http://ilibrary.ru/text/1588/p.1/index.html
- http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet5.html
- http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27138.htm
- http://www.rulex.ru/rpg/persons/199/199944.htm
- http://www.stihi-rus.ru/love/128.htm
- http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/fet359.html