Использование киноэкранизаций на уроках литературы

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Инклюзивное образование, Видеоурок, Мастер-класс


Автономная некоммерческая организация профессионального образования хореографический колледж «Школа классического танца» осуществляет подготовку специалистов среднего профессионального образования на базе начального общего образования и реализует образовательную программу основного общего образования в рамках утвержденного Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим воспитанники Школы изучают не только профессиональные дисциплины, но и общепредметные, такие как: русский язык, историю, математику, литературу и т.п. С целью продуктивности и воспитания интереса к предмету преподавателю необходим творческий подход к проведению урока с учётом межпредметных связей и практической направленности материала.

Далее речь пойдёт об использовании аудиовизуальных средств (кино и телевидения), обеспечивающих связь научной информации с искусством, которые всё большее место занимают при изучении литературы. Кинематография с самого начала предпринимала попытки экранизировать лучшие классические произведения. Имея такой арсенал художественных ценностей, преподаватели литературы могут использовать их в воспитательных и образовательных целях, добиваясь взаимодействия книги и кинофильма.

Не стоит отрицать, что мощным средством в воспитании будущего поколения и неотъемлемой чертой современного процесса обучения являются средства массовой информации (СМИ). Познание через кино учит молодых людей искать в образах воплощение мыслей и идей, разносторонне оценивать и осмысливать героев экрана, находить в них черты образца для своего поведения. В этом смысле киноискусству принадлежит ведущая роль.

Будущим деятелям искусства (выпускницам ШКТ) важно научиться не только следить за содержанием фильма и развитием сюжета, но и воспринимать его эмоционально.

Что же даёт нам синтез литературы и кино? Литературное произведение становится достоянием широких зрительских кругов, ведь постановщики популяризируют авторов, а также создают произведения другого вида искусства - кино. Сопоставление художественного произведения и его экранизация помогает воспитывать активного читателя и зрителя.

Литература и кино обладают индивидуальной спецификой в средствах выражения, но подчинены они одним и тем же законам. При изучении, например, творчества А.П.Чехова нельзя не обратиться к экранизациям «Дамы с собачкой» И.Хейхеца или «Дяди Вани» А.Кончаловского. Хорошая экранизация, которой предшествовало чтение книги, содействует углублению и обогащению впечатлений от литературного произведения.

Кино, являясь общедоступным искусством, обладает могучей силой идейно-эстетического воздействия на человека.

Мир искусства многообразен и представляет собой систему многих искусств, и каждое из них своими художественными средствами на своем материале образно отражает мир. Литература - первооснова очень многих искусств, это универсальное искусство, которое работает всеми возможными образными средствами, не отступая от своих специфических средств. В.Г.Белинский так охарактеризовал литературу: «И звук, и картина, и представление».

Почему же сегодня на уроке литературы так востребована экранизация классики? Учителя литературы справедливо считают, что сравнение литературного образа и его интерпретации кинорежиссером развивает интеллектуальные навыки, речь, расширяет кругозор учащихся. Но популярны экранизации сегодня главным образом потому, что современному школьнику все труднее прочитать полностью, без сокращений литературный текст. Только замотивированные ребята «одолевают» «Преступление и наказание» Ф.Достоевского или четыре тома «Войны и мира» Л.Толстого.

Популярность киноверсий у учащихся психологи объясняют преимуществом восприятия видеоряда перед массивом художественного текста. Более того, многотомные сочинения литературы будто бы «страшат» сегодняшнего подростка. Все больше ребят ограничиваются чтением так называемых кратких пересказов.

Интегрированная образовательная программа по литературе предполагает сравнение художественного текста с другими видами искусства. В частности, киноверсии программных произведений литературы призваны помочь учащимся лучше понять конфликт произведения, образы героев, эпоху, в которой происходит действие. Но, конечно, главной, приоритетной, на уроке литературы остается работа с художественным текстом.

И здесь очень важно внушить учащимся, что герой книги - лицо вымышленное и ни в коем случае нельзя воспринимать его как реального человека. Автор с помощью определенных инструментов создал художественный текст, воссоздав эпоху, её духовные ценности, героев. Инструменты эти в литературоведении называются «художественные средства и приемы создания образа-персонажа». Автор оставил «шифр», и наша задача как читателей этот шифр разгадать.

Определение границ эпизода, его анализ, роль конкретного эпизода для понимания всего художественного текста - важные составляющие изучения каждого литературного произведения. Сравнение художественных средств изображения психологического состояния героя и киногероя в ключевом эпизоде позволит лучше понять образ, дать качественную характеристику. Изображая психологический портрет персонажа, автор описывает выражение глаз, мимику, жесты. Известно, что и речь героя - одно из важнейших средств характеристики, индивидуализации героя. После вдумчивого чтения художественного текста полезно посмотреть соответствующий фрагмент из кинофильма или телеспектакля. Актерское исполнение поможет учащемуся составить более четкое представление о герое, его характере, жизненных принципах.

Например, ключевыми эпизодами для определения конфликта произведения Ф.Достоевского «Преступление и наказание», по мнению литературоведов, являются встречи Раскольникова и Порфирия Петровича, психологическая «дуэль» противников. Для эффективного анализа эпизода художественного текста задаются вопросы:

- С помощью каких литературных приемов Ф.Достоевский изображает психологическое противостояние героев?

- Можно ли назвать их идейными противниками?

- Каково отношение автора к рассматриваемой проблеме?

- Какова роль данного эпизода во всем художественном произведении?

- Докажите примерами из текста.

Как же на уроке использовать кино эффективно, чтобы не просто заинтересовать ребят, а подтолкнуть к чтению, анализу и оценке всего художественного текста?

После просмотра киноэпизода будут уместны вопросы:

- Как, по-вашему, совпадает ли трактовка режиссера Л.Кулиджанова и игра актера Г.Тараторкина с позицией Ф.М.Достоевского?

- Охарактеризуйте динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка) романа и сравните с соответствующим отрывком из кинофильма. Совпадают ли акценты, расставленные автором романа, с трактовкой кинорежиссера?

Учащемуся, чтобы ответить на вопрос, придется перечитать эпизод художественного текста и попытаться его проанализировать.

При изучении второй главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» читатель и кинозритель являются свидетелями конфликта других идейных противников: Понтия Пилата, жестокого прокуратора Иудеи, которого в народе называют чудовищем, и бродячего философа Иешуа, считающего, что «злых людей нет на свете». Очень важно сравнить внешние портреты, речь героев, проанализировать пространство эпизода, местоположение героев в этом пространстве. Познавательным будет в группах сделать графический рисунок, схему, в которой обозначить местонахождение героев, отметить окружающие предметы. Это поможет учащимся лучше понять, какая пропасть разделяет героев: социальный статус, нравственные ориентиры, душевное состояние, отношение к людям - нет людей более различных, чем эти двое. Художественная деталь приблизит читателя к разгадке характеров героев. Нет ничего случайного. Как ласточка, залетевшая во дворец Ирода Великого, которая подчеркнёт одинаковую абсолютно несвободу обоих героев: и, казалось бы, могущественного прокуратора, и арестованного бродячего философа. Драматизация позволит составить более полное представление о героях.

Когда проведена такая колоссальная работа над эпизодом художественного текста, рекомендуется посмотреть соответствующий фрагмент фильма.

- А как кинорежиссер организовал пространство?

- Каково местоположение героев?

- Как говорят актеры?

- Совпало ли Ваше представление о героях с трактовкой режиссера/актера?

Ещё более интересным представляется сравнение эпизодов из двух киноверсий разных лет с литературным источником. Скажем, этот же эпизод допроса Иешуа в фильмах Ю.Кары и В.Бортко. Какой Пилат, в исполнении К. Лаврова (режиссёр В.Бортко, 2005) или М.Ульянова (режиссер Ю.Кара, 1994), показался Вам убедительнее? Почему?

Игра какого актера, Н.Бурляева или С.Безрукова, на Ваш взгляд, более соответствует литературному образу Иешуа? Почему Вы так думаете?

Многие подростки после просмотра фильма берутся за чтение книги. Так было после премьеры многосерийного фильма «Мастер и Маргарита» В.Бортко, когда с полок книжных магазинов были буквально сметены все экземпляры романа М.Булгакова. И если кино пробуждает интерес к чтению, это прекрасно. Тем более, что советско-российский кинематограф обладает прекрасной коллекцией экранизаций русской классической литературы, которую просто грех не использовать на уроках.

И все-таки главным на уроке литературы остается слово, и задача учителя-словесника - научить считывать всю «информацию», хранящуюся в слове. Именно слово, язык как специфический, духовный, «материал» словесного искусства придает своеобразие самой литературе.