Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Капитанская дочка»


...Здесь нет... никакого наружного блеска: все просто, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг... Слов немного, но они так точны, что обозначают все.
Н.В.Гоголь

Точность, краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат.
А.С.Пушкин

Интегрированный урок (объединение уроков русского языка и литературы).

Цель: развитие письменной речи учащихся, обучение сочинению в жанре эссе.

Задачи:

  • показать композиционные и художественные возможности жанра эссе и дать учащимся возможность попробовать свои силы в этом жанре.
  • отобрать материал, необходимый для написания сочинения
  • провести словарную работу (понятия чести и долга)

Предварительная подготовка:

  • задание для класса - в разных словарях найти и выписать определения понятий (нравственность, долг, благородство, честь, достоинство), подобрать высказывания выдающихся людей о чести и достоинстве;
  • подготовить две сценки (освобождение Маши Мироновой, встреча Маши Мироновой с Екатериной II).

Этот литературный жанр был выбран не случайно: интегративность - одно из его жанровых свойств. Свободная композиция, свободный выбор средств художественной выразительности, раздумья автора - все эти привлекательные качества эссе будут способствовать развитию письменной речи учащихся, научат их композиционно выстраивать свое собственное письменное высказывание.

Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью, установкой на разговорную интонацию и лексику. На первом плане - личность автора, его мысли и чувства. Эссе - это размышления по поводу (слово размышления вписывается в тему урока: эссе - размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного).

ДОСКА:

Эссе (франц. Essai «попытка, проба») - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Ход урока

В начале урока восстановим в памяти учащихся те теоретико-литературные и речеведческие понятия, на которые будем опираться в ходе работы над текстом.

Вопросы классу:

- Какие стили речи вам известны? (Учащиеся выделяют книжный и разго­ворный стили. В рамках книжного - художественный, публицистический, официально-деловой, научный.)

- Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.)

- А можете ли вы назвать малые жанры прозаической речи? (Повесть, рассказ, очерк, эссе.)

- В каких из них особенно ярко выражено субъективное начало? (Очерк, эссе.) Прочитаем определение жанра эссе, записанное на доске.

Подводя итоги беседы, еще раз обратим внимание учащихся на то, что для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Типичными для эссе приемами построения текста являются подобия, сравнения, параллели, метафорические образы.

Подводя итоги, спросим учащихся, каково преимущество жанра эссе, какие возможности языка, речи использует данный жанр.

ДОСКА:

Тема: Вопросы чести и долга в повести. Имеют ли они значение в нашей жизни? (Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья или заметка в газету, - его стройность, подчиненность единой теме и мысли. А для этого, работая над школьным сочинением, нужно вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Вопросы чести и долга в повести. Имеют ли они значение в нашей жизни?

- Переформулируйте первую часть темы в вопрос. (Что такое честь? Что такое долг? На примере каких героев можно раскрыть тему?)

- Вторая часть темы уже содержит вопрос.

Прежде, чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, - писал К.Г.Паустовский, - но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению.

(На боковой доске слово «План» - простой - несколько слов о пунктах плана: первые - по сформулированным вопросам)

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказыванием, в том числе над сочинением, - выбор точных, ёмких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи. (Эту задачу вы будете решать дома, оттачивая стиль своего сочинения)

В ходе работы на уроке вы составите примерный план к теме, который дома доработаете перед тем, как начнёте писать сочинение.

Отбор материала по теме «Вопросы чести и долга в повести. Имеют ли они значение в нашей жизни?» (составление плана)

1. Мои первые впечатления после прочтения повести.

2. Понятия чести и долга. (Опрос по собранным высказываниям, собственное мнение, толкование из словаря)

ДОСКА С ТОЛКОВАНИЯМИ:

Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей мо­ральной ценности и уважение их в себе.

Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.

Благородство - 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Долг - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

3. Герои повести, на примере поступков которых можно раскрыть тему?

Гринёв и Швабрин в повести. Сценка (показывают заранее подготовленные ученики) - освобождение М.М. (- Как проявляются характеры героев в этом эпизоде?) (Линия жизни этих героев)

Попробуем начертить линию жизни этих героев. (Каждая точка - поступок на линии нравственности героя - взлёт или падение) Линию чертим и подписываем вместе с детьми.

- Кого из героев повести можно назвать «нравственным индикатором», о который проверяется подлинная нравственная ценность каждого героя?

Роль образа Маши Мироновой в повести.

Сценка (показывают заранее подготовленные ученики) - М.М. и Екатерина II

- Как изменился образ М.М. по сравнению с началом повести?

(Судьба Маши Мироновой - тот пробный камень, о который проверяется подлинная нравственная ценность каждого героя. Сначала - чувства Гринёва и Швабрина к Маше; отношение к Маше её родителей и отца Гринёва; затем после гибели капитана Миронова и его жены - отношение к судьбе девушки представителей власти - коменданта Оренбурга и Пугачёва; сохранение на допросах тайны и Гринёвым, и Швабриным; изменение отношения к Маше родителей Гринёва. Сама Маша - простая девушка, приверженная традициям, беззащитная и в тоже время сильная нравственно, готовая на самопожертвование ради спасения любимого человека. Но название повести связано именно с её ролью «нравственного индикатора».)

4. Честь и долг в современном обществе. Имеют ли они значение в нашей жизни?

С обратной стороны доски две темы:

1. Человеческое достоинство. Как показал его автор в поведении и поступках своих героев? (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

2. Можно ли сказать, что повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» современна?)

- Прочитайте темы сочинений, определите основную мысль каждой темы. Что их объединяет?

- На какие понятия, нравственные категории опираются эти темы?

- На примере каких героев можно раскрыть каждую тему?

- Какие особенности жанра эссе способствуют лучшему раскрытию тем?

- Запишите темы. Дома выберете ту тему, которая вам ближе, и напишете сочинение-эссе. Подберите эпиграф к своей теме.