Литература
-
"Плачь… только слезами светлыми…" Урок литературы по произведению А.А. Лиханова "Мальчик, которому не больно". 7-й класс 2012
Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа; характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; провести словарную работу.
-
Решаем логические задачи русского языка 2012
Русский язык – сложный учебный предмет, но очень нужный. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, взрослой жизни. По школьным учебникам русского языка мы учимся грамотно писать, правильно строить свои фразы. Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, не все ребята называют любимым предметом русский язык. В языке есть много интересного: чудесные превращения слов, загадки, ребусы.
-
Интегрированный урок "литература + английский язык" по теме "Быть или не быть?" (по трагедии У.Шекспира "Гамлет") 2012
Автор знакомит учащихся с трагедией У.Шекспира "Гамлет". Урок формирует духовные ценности и душевные качества личности, навыки и умения общения на английском языке по теме "Театр. Шекспир. Гамлет".
-
"Своя игра". К 200-летию Бородинского сражения 2012
Своя игра проводилась с разновозрастными командами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм.
-
Мотив молчания в контексте культуры. 11-й класс 2012
Урок литературы по теме «Поэзия Серебряного века» ставит перед учащимися дискуссионные вопросы, заставляет самостоятельно искать ответ на вопрос. Ученики проявляют свои способности, возможности, интересы в творческих заданиях.
-
Обобщающий урок по жизни и творчеству И.С. Тургенева. 9-й класс 2012
Обобщающий урок по жизни и творчеству И.С. Тургенева. Формы работы: заочное путешествие по тургеневским местам, рассказ о неизвестных фактах жизни писателя.
-
Обломов и "другие" 2012
В последние десятилетия на первый план выдвинулись проблемы поэтики: своеобразие предметной детали, быт и бытие у Гончарова, особенности речи автора и т. д. Мы возвращаемся к образу главного героя как к одной из вариаций, может быть, главной черты русского национального характера и попытаемся уточнить его психологическое наполнение.
-
Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2012
Учащиеся анализируют образ главного героя произведения Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора, проблему произведения.
-
Грозный голос Фемиды 2012
Интерес к учению появляется в том случае, когда ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера. Урок по пьесе А.Островского «Гроза» интересен детям потому, что они – непосредственные его создатели.
-
Урок внеклассного мероприятия по книге Д.С. Лихачева "Земля родная". Глава "Катеринушка закатилась" 2012
Цель урока: проанализировать опыт Д.С. Лихачева, помочь понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного "я"; учить ведению диалога-рассуждения; задуматься о важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях; научится заботиться не только о себе, но и о близких.
-
Идея легенды Н.А. Некрасова "О двух великих грешниках" 2012
Урок литературы формирует у учащихся навыки осознанной работы с текстом, развивает умение свободно аргументировать свои мысли, найти ответ на один из самых сложных вопросов греха убийства.
-
Зимние пейзажи Пушкина 2012
В лирике Пушкина природа впервые в русской литературе предстает как средоточие самоценной, самодостаточной живой жизни. Почти все зимние пейзажи Пушкина – вечерние, ночные. Снег ночью – один из важнейших объектов художественного проникновения, познания. Важно, что Пушкин избирает ночной зимний пейзаж потому, что оставляет лирического героя наедине с собой, природой, мирозданием, Богом.
-
Литературная игра "Умники и умницы" 2012
Участникам игры предстоит пройти 3 агона игры. Условия I-го агона просты: болельщикам – 9 труднейших вопросов, и тот, чей ответ будет лучшим, правильным, станет участником игры. Этот литературный турнир выявил знания учащихся по литературе, показал уровень их способностей, а также раскрыл интерес к игре.
-
Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Пролог 2012
Цель урока: дать понятие «пролог», показать его связь с фольклором (сказкой); раскрыть мысль поэта об уважительном отношении ко всему русскому: России, ее прошлому, русскому языку.
-
"Знаешь ли ты рассказы О.Ф. Кургузова?" КВН по литературе. По "Рассказам маленького мальчика". 5-й класс 2012
Интеллектуальное соревнование в форме игры развивает аналитические способности учащихся. При составлении творческих заданий используются рассказы О.Ф. Кургузова.
-
"Такие разные сказки…" (По сказкам О.Ф. Кургузова). 5-й класс 2012
В работе представлены «необычные» сказки и порядок работы с ними. Урок расширяет кругозор учащихся, развивает неординарное мышление.
-
"Чудо Екатерины Мурашовой". (По повести Е.Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь") 2012
В работе рассматриваются тема, идея, сюжетные линии повести. Отмечается особая форма изложения художественного материала, то есть делается акцент на особенностях манеры письма писательницы.
-
Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии 2012
Ученики знакомятся с картинами художника Ивана Константиновича Айвазовского. Море всегда привлекало не только русских, но и западноевропейских художников. Айвазовский от природы был наделен блестящим дарованием и всю силу своего таланта отдал морю.
-
Урок внеклассного чтения "А.И. Куприн «Чудесный доктор»" 2012
Урок внеклассного чтения по рассказу «Чудесный доктор» А.И. Куприна входит в систему уроков внеклассного чтения в 6-м классе. Цель урока: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "гуманность", поступкам исторических личностей. Продолжить знакомство с жизнью замечательного писателя и человека А.И. Куприна. Анализируется рассказ.
-
Малая родина в лирике С.А. Есенина. Стихотворение "Я покинул родительский дом…" 2012
Автор знакомит учащихся с биографией и творчеством С.А. Есенина. Готовит учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта, учит понимать лирические образы, рисуемые поэтом, формирование таких понятий, как "истоки поэзии", "метафора", "эпитет", "сравнение", "мужская и женская рифмы", "способы рифмовки", "лиризм".
-
Дебаты на уроках литературы. Пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад" 2012
Дебаты необходимы человеку в современном мире. Будет правомерным включить дебаты как образовательную технологию в образовательный процесс. Дебаты отличаются высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
-
Литературная лавка. Открытие И.А. Бунина в XXI веке 2012
Урок посвящен творчеству И.А. Бунина. Изучаются творчество и биография писателя.
-
Сокровища "Малахитовой шкатулки" П.Бажова 2012
Урок знакомит учащихся со сборником сказов П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Дает основные представления о месте событий (Урал и его сокровища), людях этого края. Прослеживает пирамиду мифических существ и их взаимосвязь с возрастными особенностями героев сказов. Дает четкое представление о жанре и его художественных особенностях.
-
Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Ф.И. Тютчева 2012
Бывает так в жизни, вдруг увидишь в обыкновенном самое главное! Подметить красоту природы, уловить душевные движения человека, увидеть и понять окружающий мир помогают нам писатели и поэты. Ф.И. Тютчев мог точными и задушевными словами говорить о родной русской природе, которая вдохновляла его на создание поэтических шедевров.
-
Урок литературы на тему "А.Н. Островский – создатель русского театра" 2012
Урок раскрывает роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказывает учащимся о жизни и творчестве драматурга. Экспресс-опрос учащихся позволяет преподавателю подготовить на следующий урок вопросы, которые восполнят пробелы знаний по данной теме. Домашнее задание для учащихся по анкете дает возможность творчески подойти к чтению драмы А.Н. Островского "Гроза".
-
Литературно-математическая регата. 6-й класс 2012
Литературно-математическая регата проходит в форме игры-путешествия. Цель: развитие логического мышления, смекалки, памяти, наблюдательности; повышение интереса к литературе, математике; воспитание уважения друг к другу.
-
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ". Представление о счастье и несчастьях героев рассказа 2012
Предлагается краткий экскурс в творчество И.А. Бунина. Учащиеся работают с таблицей, анализируют рассказ И.А. Бунина «Кавказ» по плану: героиня – герой – муж; портрет – поступки – пейзаж для доказательства двойственной природы любви.
-
Литературная викторина по творчеству А.П. Чехова для учащихся 7–9-х классов 2012
Цель викторины: формирование устойчивого интереса к творчеству А.П. Чехова, проверка знаний учащихся.
-
Интегрированный урок "литература + православие + музыка" по теме "Философская проблематика, православные и музыкальные мотивы в поэме А.Блока "Двенадцать" 2012
Интегрированный урок литературы, музыки и основ православной культуры в 11-м классе основан на изучении творчества Александра Блока как православного человека, поэта. Урок посвящен изучению философской проблематики, православных и музыкальных мотивов в поэме А.Блока «Двенадцать». Выявляются индивидуальные особенности произведения в образной системе, музыкальном оформлении, дается толкование православным мотивам в поэме.
-
Сценарий спортивного праздника "Вам не видать таких сражений" 2012
Сценарий праздника включает в себя различные подвижные игры, объединенные темой "Отечественная война 1812 года". Праздник проходит в форме соревнования между несколькими командами.