Литература
-
Урок литературы "Чистота и святость пути человека, в чьем сердце – мама…" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2012
Цель урока: закрепить навыки анализа эпизода (рассмотреть роль эпизода в раскрытии идеи романа, в композиционном своеобразии произведения); показать на основе ключевых слов отражение авторского замысла в раскрытии образов; помочь учащимся осмыслить проблему взаимоотношения родителей и детей; подвести учеников к восприятию идеи автора об опасности отпадения от семьи, материнской любви, от традиции почитания родителей.
-
Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2012
Цель урока: познакомить со своеобразием жанровой структуры поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Развиваются умения анализировать текст, находить выразительные средства в прозаическом произведении, доказывать свою точку зрения, аргументируя ее. Исследовательская работа на уроке воспитывает любовь к литературе, интерес к классическим произведениям и творчеству Н.В. Гоголя.
-
Литературно-музыкальная композиция "По страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир". 10-й класс 2012
На уроке автор учит учащихся, как воспринимать классическую литературу, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы 2012
Уроки литературы побуждают вести диалог о непростых проблемах нашей жизни, сложной судьбе героев произведений, бездуховности, утрате нравственных идеалов, добре и зле, роли семьи в воспитании человека. На уроках русского языка необходимо анализировать тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни.
-
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ в. 6-й класс 2012
Урок знакомит шестиклассников с творчеством поэтов XX века и помогает им выработать умение воспринимать поэтическое слово. В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворениями Блока, Ахматовой, Есенина. Анализируют стихотворение С.Есенина «Мелколесье. Степь и дали…», рисуют к нему картинку.
-
Межшкольный мега-проект "Свет невечерний", посвященный последнему периоду жизни и творчества Л.Н. Толстого 2012
В работе представлена технологическая карта мега-проекта, программа и сценарий заключительного этапа (литературная гостиная «Свет невечерний»), даны вопросы дискуссии «Наступит ли в России век Толстого?».
-
Литературная гостиная "Мы читаем произведения А.С. Пушкина" 2012
Цель мероприятия: поддержать интерес к литературе, расширить кругозор учащихся, воспитывать понимание красоты русского слова, актуализировать знания по литературе; предоставить возможность учащимся выступить в роли актеров, научиться некоторым навыкам ораторского искусства, а также приобщиться к искусству декламации.
-
Три мира в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Цель урока: показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; философское осмысление числа «три» в романе; разобраться в особенностях взаимопроникновения трех миров в романе; вынести нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель; развивать интерес к личности и творчеству писателя.
-
Урок литературы "Человек в огне Гражданской войны". 11-й класс 2012
Цель урока: дать обзор девяти рассказов романа из цикла «Конармия» И.Эм. Бабеля с учётом языка, художественных приемов и средств; показать человека в нечеловеческих условиях Гражданской войны, т. е. раскрыть главную тему бабелевских новелл, что высшей ценностью для художника остается человек «с большой буквы».
-
Особенности развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 2012
Именно в школе начинается формирование творчески развитой личности. Особая задача принадлежит урокам словесности, развивающим инициативное творчество учащихся. Разнообразие методов и приемов, использование большого дидактического материала, анализ текстов и работа над сочинениями разных жанров позволяют учителю не только добиться высокого качества обучения, но и формируют у школьников интерес к языку, навыки исследовательской деятельности.
-
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс 2012
Урок пробуждает школьников к размышлению о добре и зле, коварстве и мужестве, ненависти и дружбе, укрепить сознание того, что добрые отношения между людьми можно созидать собственными поступками. Это созвучно мировосприятию детей, находящихся на пороге ранней юности. Сочетание индивидуальной и групповой деятельности должно привести шестиклассников к размышлениям об образах Лонгрена, Ассоль и жителей Каперны и подготовить учащихся к обсуждению проблемных вопросов.
-
А.И. Солженицын "Возвращение на Родину". Особенности индивидуального авторского стиля Солженицына-поэта 2012
Прочитав стихотворения А.И. Солженицына, можно с уверенностью сказать, что они представляют собой материал, выявляющий скрытые возможности русского языка.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная В.С. Высоцкому. Тема: "В.С. Высоцкий: жизнь и творчество". 11-й класс 2012
На уроке ученики знакомятся с жизнью и творчеством Владимира Семеновича Высоцкого.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс 2012
Цель урока: обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного, словесного рисования, выразительного чтения; выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении; формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту и радость в окружающем мире.
-
Певец страны "березового ситца…" 2012
Урок посвящен чтению и анализу стихотворений С.А. Есенина. Цель урока: определение уровня сформированности навыков самостоятельной работы по теме, выявить особенности художественного мира С.А. Есенина, показать народность творчества поэта, воспитать духовно-нравственную культуру учащихся, формировать эстетический вкус учащихся как ориентир в художественном мире, совершенствовать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно, отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений, учить систематизировать, выделять главное, обобщать.
-
Лексика и фразеология 2012
Обобщение и закрепление знаний с элементами технологии кейс-стади и беседы. На уроке осуществляется повторение сведений об основных лексических группах в русском языке, об особенностях фразеологизмов и их роли в языке. Используются такие методы, как объяснительный диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос. Урок способствует становлению любви и уважения к русскому языку.
-
Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии 2012
Работа раскрывает духовный облик Анны Ахматовой через призму двух искусств – живопись и поэзию. В настоящее время нет целостного исследования этой темы. Сделан вывод о неисчерпаемости облика поэта. Актуальность темы исходит из попытки некоторых исследователей пересмотреть значение личности и творчества Анны Ахматовой. Результаты работы могут способствовать более глубокому изучению жизни и творчества поэтессы в школе.
-
Урок литературы в 8-м классе. Тема: "Дом построить. Это трудно?" По повести М.Халфиной "Мачеха" 2012
Более двадцати лет уже нет с нами замечательного человека, писателя, педагога Халфиной М.Л. Но как же современны ее произведения! Как актуальны они сейчас, когда нам так не хватает в жизни доброты, сочувствия, понимания. Ее мысли о внимании, о теплоте в отношениях между людьми доходят до самого сердца. «Спешите делать добро!» Этот девиз любила М.Л. Халфина. Он всегда был ее жизненной программой, его светом согреты души ее героев.
-
Буквы е-и в корнях с чередованием 2012
Урок формирования орфографических умений и навыков по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием. Урок показывает основное отличие безударных гласных от гласных в корнях с чередованием, помогает сформулировать правило, связав его с условием выбора гласной корня, учит применять правило на практике.
-
Кузебай Герд "Сизьыл". 5-й класс 2012
На данном уроке по удмуртской литературе в 5-м классе используется методика технологии развития критического мышления. Эффективность применения данного приема на уроке в том, что учащиеся владеют навыками поиска, умеют формулировать вопросы. Проявляется самостоятельность и интерес учащихся в изучении предмета и к творческой деятельности.
-
Экскурсия в Читай-город. 6-й класс 2012
Игра проводится среди учеников 6-х классов (по пять игроков в команде), состоит из шести конкурсов, направленных на выявление знаний по следующим разделам: «УНТ», «Русская литература XVIII–XX веков», знания теоретических понятий (сказ, сказка, баллада, повесть, рассказ, басня, летопись, аллегория, миф, зачин), сюжета прочитанных произведений, авторов и героев.
-
Внеклассное мероприятие по литературе: "Вступая в поэтический мир Якова Гавриловича Ухсая" 2012
Одним из важных средств эстетического и нравственного воспитания детей, развития их познавательного интереса являются литературные чтения. Разработка данного мероприятия приурочена к 100-летию народного поэта Чувашии Якова Гавриловича Ухсая. Поэзия Ухсая богата и разнообразна, проникнута народной мудростью, неподражаемым юмором. Герои его произведений – люди села: сильные духом, всем сердцем влюбленные в землю.
-
Урок литературы. Тема: "Изучение басни И.А. Крылова "Обоз"". 8-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с баснями И.А. Крылова, повторяет и обобщает знания о баснях, обращает внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
-
Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций 2012
Сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
-
Круг чтения М.И. Цветаевой в детстве 2012
Урок посвящен кругу чтения будущей поэтессы в детстве. Материал можно использовать на уроке в средней и старшей школе, на занятиях факультатива, во внеклассной работе.
-
Конспект урока по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2012
Урок позволяет учащимся понять роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии, увлечь учащихся жизнью и творчеством. Драма «Гроза» – это традиционное трагическое произведение, т.к. читателю представлены «говорящие» имена и фамилии, идейно-художественное своеобразие пьесы раскрывают жизненные позиции героев. Структура урока позволяет учащимся расширить кругозор, развить способность анализировать текст не только художественной литературы, но и критической статьи.
-
Интерпретация стихотворения И.Бунина "Последний шмель" 2012
Часто учащимся бывает трудно выявить образную символику поэтического текста, а значит, и сформулировать художественную идею произведения. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо учить ребят видеть, как в поэтическом тексте трансформируются, раскрываются по-новому значения, заложенные в слове. Достичь этого можно, как можно чаще обращаясь к учебным исследованиям, которые, помимо прочего, еще и способствуют развитию речи учащихся.
-
Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А.Блока "Двенадцать" 2012
Способ анализа поэмы А.Блока «Двенадцать» на уроке – последовательный, с интегрированным историческим и фактическим материалом. Поэма рассматривается и как художественное произведение, и как исторический факт, как документ эпохи. Выбор темы мотивирован необходимостью расширить представление о шедевре русской литературы на широком фоне исторической эпохи, неоднозначность, в оценке которой очевидна.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку "Gordon Noel Byron" ("Властитель наших дум"). 7-й класс 2012
Пространство интегрированного урока позволило не просто познакомиться с биографическими фактами о поэте и с его творчеством, но и дало возможность учащимся говорить о Байроне на родном для него языке, читать поэтические тексты в оригинале, представлять свои варианты литературных переводов стихотворения, анализировать их, сравнивать с переводами русских поэтов.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка, музыки, ИЗО по теме "Басни И.А. Крылова как источник мудрости и творческого вдохновения" 2012
Урок помогает закрепить понятие о жанре басни, её особенностях, понятие о фразеологизмах, их использовании в баснях Крылова, определить роль музыки в басне, закрепить понятие "квартет", понятие анималистического жанра в изобразительном искусстве.