Цели:
- Показать, как сложные научные понятия и факты облечили в стихотворную форму поэты;
- Проанализировать стихотворения с точки зрения художественно-изобразительных средств, используемых авторами произведений;
- Объяснить с точки зрения физики природные явления описанные в поэтических произведениях;
- Способствовать развитию образного мышления и расширению научного кругозора учащихся
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Средства активизации познавательной деятельности учащихся: создание мультимедийной презентации; выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов;
Задания для подготовки к уроку:
- Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворений С.Маршак. “Спор между лампами”, И.А. Бунин “Бледнеет ночь...”, М.Ю.Лермонтов “УТЕС”, К.Д. Бальмонт “О, как ты далек! ...”, Ф.И. Тютчев “Как неожиданно и ярко...”, “Весенняя гроза”, Б.Пастернак “Снег идет, снег идет...”,И. А Бунин. "На окне, серебряном от инея..."; А.С. Пушкин “Опрятней модного паркета...”
- Создание мультимедийной презентации
Язык поэзии – это язык образов.
1. Слово учителя. Слайд №1
Вам предлагается подборка стихотворений, в которых образы имеют физическое содержание, что придает зримость и предметность миру мыслей и чувств поэтов.
2. Выступления учащихся. На экране демонстрируются слайды №2.3
И.А. Бунин “Бледнеет ночь...”
Что такое туман?
Туман – это скопление капелек воды, возникающее при определенных условиях в непосредственной близости от поверхности Земли или воды. Воздух содержит водяные пары, если температура понизится, то насыщенный пар сконденсируется, выделится в виде воды.
Как И.А.Бунин описывает это явление в своем стихотворении?
С туманом у нас обычно ассоциируется что – то неясное, таинственное, незаметно обволакивающее. Лес, горы, селения, улицы городов, все окружающие предметы словно растворяются в невесомой и неосязаемой среде, становятся невидимками.
И автор при помощи цветописи: бледнеет ночь, туманов пелена становится белее, серебро росы, в саду темно, тополь матово – зеленый, светлый восход, звукописи: звучнее лес, усадьба спит (тишина раннего утра), все еще спит, так тихо вокруг,что слышен даже воздух, сравнения: туманов пелена белее, звучнее лес, метафоры: серебро росы, эпитета: светлее восход, создает эту тамнственную атмосферу.
3. Выступления учащихся. На экране демонстрируются слайды №4, 5.
М.Ю.Лермонтов “УТЕС”
Как образуются облака?
Солнечное тепло вызывает испарение воды с поверхности суши и моря, превращая ее в невидимые водяные пары, поднимающиеся в атмосферу. Многие миллионы капель воды, собираясь вместе, образуют облака.
Каким настроением проникнуто стихотворение? При помощи каких художественных средств оно раскрыто:
Стихотворение строится на сопоставлении: сопоставляется могучий утес, “Утес - великан” (гипероола, метафора ^ и легкая, пронизанная лучами тучка. Тучка, “весело сверкая”, мчится по лазури неба, “весело играя” (олицетворение) . Утес “одиноко стоит”, “задумался глубоко”, и “тихонько плачет он в пустыне” (олицетворение).
Образы утеса и тучки аллегоричны: одиночества утеса подразумевает душевное одиночество человека.
4. Выступления учащихся. На экране демонстрируются слайды №6,7.
И.А.Бунин "На окне, серебряном от инея...
Почему оконные стёкла покрылись узором из инея?
Конвекционные потоки воздуха, соприкасаясь с зимними холодными оконными стеклами, охладились; при этом водяные пары, содержащиеся в этих потоках, сконденсировались, охладились и кристаллизовались.
На окне, серебряном от инея...
На окне, серебряном от инея,
за ночь хризантемы расцвели,
В верхних стеклах - небо ярко-синее
и застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
золотится отолеском окно,
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено,
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
5. Выступления учащихся. На экране демонстрируются слайды №8,9
Б.Пастернак “Снег идет, снег идет...”
Откуда берется снег?
Солнечное тепло вызывает испарение воды с поверхности суши и моря, превращая ее в невидимые водяные пары, поднимающиеся в атмосферу. Многие миллионы капель воды, собираясь вместе, образуют облака. Если облако попадает в полосу очень холодного воздуха, капельки воды превращаются в кристаллики льда, они падают на Землю в виде градин или снежинок.
Снежинки состоят из крохотных льдинок правильной формы. На свете нет двух одинаковых снежинок, т.к. каждая состоит из кристаллов самых разных форм и размеров.
Какие художественные средства помогают передать общее настроение стихотворения?
В этой части стихотворения мы видим пейзажную зарисовку. Название определяет тему стихотворения. Но эти слова выполняют и роль рефрена. С помощью такого приема читатель может представить себе, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повтор играет особую роль и в ритмической организации стиха. Нет, природа не умирает зимой, она лишь засыпает. И милые комнатные растения напоминают нам об этом. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. В этих строках можно встретить и антитезу: белый снег и “черной лестницы ступени”. Низкое зимнее небо как будто падает на землю, но посмотрите, какое олицетворение-сравнение мы встречаем у Пастернака:
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходить небо с чердака.
6. Слово учителя. Слайд №10
Но давайте вспомним вторую часть стихотворения:
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той,
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
В ней отражены размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Дни нашей жизни пролетают так же быстро, как пушистые снежинки за окном.
Основная мысль подчеркнута риторическими вопросами:
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
И я думаю, что лирический герой, наблюдая за снегопадом, сожалеет о прожитой жизни, промелькнувшей, как пушистые снежинки за окном. Возможно, в ней не все удалось и сложилось не так, как он хотел. Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. “Перекрестка поворот” - это поворот судьбы, то. что ждет нас завтра. А “убеленный пешеход” - это не просто человек, покрытый снежными хлопьями. Это убеленный сединами, проживший жизнь одинокий странник. Что же ждет его за этим поворотом. какое испытание приготовила судьба - об этом размышляет-лирический герой.
7. Выступления учащихся. На экране демонстрируются слайды №11
А.С. Пушкин “Опрятней модного паркета...”
Почему коньки режут лед?"Режут лед" - т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.
8. Выступления учащихся. На экране демонстрируются слайды №12,13
Блиц турнир (О каких физических явлениях идет речь в отрывках стихотворений?)
- М.А.Дудин. “Ах, как играет этот Север!”
О каком явлении идет речь? (северное сияние) - А. Блок “Шар раскаленный золотой...”
О чем речь? (солнечное затмение) - А. А. Фет "Метель"
Почему лучина "горит с треском"? (Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна) - А. А. Фет “Все цветы лесов зеленых...”
О каком явлении идет речь? (радуга) - И. В. Гете.
Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал.
Что происходит? (отвердевание)
Учитель физики. В этой четверти мы с вами на уроках физики изучили тему.
“Тепловые явления”. На сегодняшнем занятии мы, используя полученные на уроках знания, объяснили некоторые природные явления, описанные в стихотворениях и убедились в том, что физика - это наука о природе.
Учитель литературы. А анализируя произведения русских поэтов, мы увидели, что явления природы и состояние человека тесно связаны друг с другом.
9. Слайд №14
Сценка С.Маршак. “Спор между лампами”,
Какое физическое явление описывает поэт?
Значит, тема следующего нашего урока будет посвящена электрическим явлениям и это стихотворение Маршака первое произведение для художественного анализа.