В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
Никола́й Его́рович Жуко́вский (1847-1921), русский учёный, создатель аэродинамики как науки.
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
А.С. Пушкин (1799-1837, русский поэт, писатель)
Он стал поэтом – для математика у него не хватало фантазии.
Дави́д Ги́льберт (1862 — 1943), немецкий математик-универсал, об одном из своих учеников
Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.
Карл Те́одор Вильге́льм Ве́йерштрасс (1815 —1897) , выдающийся немецкий математик, «отец современного анализа».
Эти высказывания известных людей говорят о том, что математика и язык (а поэзия – это язык стиха) на самом деле очень близки.
Сегодня мы еще раз докажем это на примере жизни и творчества гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Известен факт: Пушкину не давалась математика с детства (как и многим нашим ученикам). Его сестра Ольга Сергеевна Павлищева вспоминала: «Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами…заливался слезами».
Лицейский друг Иван Иванович Пущин рассказывал, как Александр решал задачу: «Он долго переминался с ноги на ногу и всё писал какие-то формулы. Карцев (преподаватель) спросил его, наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» «хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулем. Садитесь на место и пишите свои стихи».
Несмотря на это, поэт стремился «в просвещении стать с веком наравне», поэтому и проявлял большой интерес к математике.
И вот уже другие воспоминания современников: «Пушкин был страстен и к наукам естественным и особенно математическим, которые составляли значительный капитал его познаний и были до конца любимым предметом его учёных занятий и глубоких исследований», – писал друг поэта А.А. Вяземский.
«Стать с веком наравне…» мы призываем и вас, а это значит преуспеть и в математике, и в русском языке, так как успешная сдача ЕГЭ по этим предметам для вас сегодня актуальнейшая из задач.
Итак, начнем!
=> У вас на столе лежит фрагмент научно-исследовательской работы учащихся 11 класса г. Ноябрьска. Прочитайте 3 предложение текста (оно выделены жирным шрифтом).
- Знаки препинания не расставлены, укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.
135, 12345, 345, 1245 - Объясните расстановку знаков препинания. (работайте в тексте)
- Определите: какое подчинение придаточных мы здесь видим? (последовательное подчинение придаточных)
=> Если провести анализ стихотворений А.С. Пушкина на соотношение количества стихов и строчек в них, то полученная диаграмма будет выглядеть так:
Определите: в каком количестве стихотворений встречается наибольшее четное число строк?
=> Поэт много путешествовал. Из Нижнего в августе 1830 года он писал Н.Н. Гончаровой (тогда ещё невесте):
=> Часто А.С. Пушкин был на отдыхе в Пятигорске. Вычислите: какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга в Пятигорск.
Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж который в час проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше чем в первый после чего осталось проехать ещё 743 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?
(верста – русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8 метрам, до реформы XVIII века — 1 066,781 метрам). Ответ: 1799
=> 16 декабря 1831 года из Москвы в Петербург Пушкин пишет теперь уже жене Пушкиной Наталье Николаевне:
Задание: Объясните постановку двоеточия в предложениях №1 и №10, выберите правильный ответ.
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. (пр. №10)
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. (пр. №1)
Задание: Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении №8.
- ССП, перед союзом И запятая не нужна.
- ПП с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- ПП с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- ССП, перед союзом И запятая нужна.
(Простое односоставное определенно-личное предложение с однородными сказуемыми, запятая не нужна)
=> В этом же счастливом 1831 году поэт в Михайловском написал свою знаменитую «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Кто не знает этих строк?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого…
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
Попробуем сосчитать возможное расстояние от царства Салтана до острова Буяна.
Скорость течения в океанах и морях колеблется от 0,6 м/с - 2,5 м/с. Первые признаки волн начинают появляться после того, как скорость ветра, действующего на поверхность воды, достигает 1, м/с. Учтите, что бочка, в которой были замурованы царевна и её сын, находилась в воде сутки. (В синем небе звезды блещут… Бочка по морю плывет… День прошел, царица вопит, А дитя волну торопит…И послушалась волна:..Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько)
Решение:
=> В творчестве Пушкина в различных вариациях встречаются слова, загадочным образом, связанные с наукой о случайном.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
или
О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Прочитаем предложение №6 из текста, который лежит у вас на столе.
Задание: Определите количество простых предложений в сложном.
Какие типы связи мы видим между частями предложения. Определите виды придаточных. Замените определительные придаточные на обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
=> Сам А.С. Пушкин был страстным игроком в карты. А.А. Вяземский в своей «Старой записной книжке» писал: «Пушкин, во время пребывания своего в южной России, куда-то ездил за несколько сот верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехав в город, он до бала сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что проиграл все деньги свои, и бал, и любовь свою».
В «Пиковой даме» описывается личная драма молодого человека, связанная с крушением надежд на крупный выигрыш в карты.
Возможно, что страсть к картам и была причиной повышенного интереса к теории вероятностей.
Давай посмотрим: какова же была вероятность выигрыша Германа, главного героя «Пиковой дамы»?
=> ЗАДАЧА: Из колоды карт ( 52 карты) Герман наугад извлекает три карты. Найдите вероятность того, что это будут 3, 7 и туз.
РЕШЕНИЕ: Всего возможных вариантов наборов по 3 карты из 52 имеющихся в колоде .Получить одну тройку из четырех карт (троек) колоды существует способов, одну семерку – способов и туз – способов.
Итого благоприятных исходов m=** (по правилу произведения), где с= n!/m!*(n-m)!
А о чем я думаю? Вот о чем : чем нам жить будет? Отец не оставит мне имения: он его уже споловину промотал; Ваше имение на волоске от гибели. Царь не позволяет мне ни записаться в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу. У нас ни гроша верного дохода…», – писал А.С. Пушкин – жене 21 сентября 1835 года (орфография сохранена)
До наших дней сохранилась хозяйственная книга четы Пушкиных.
расходы | 1835 год | 1836 год |
Дом ( за год) | 6000 рублей | 4000 рублей, с сентября 4300 рублей |
Текущие (одежда, балы, театр и т.д.) ( за месяц) |
1000 рублей + 4000 рублей за год (мало ли чего) | 950 рублей, к полученной сумме прибавить стоимость квартиры и прибавить 300, + 1000 рублей (на непредвиденные расходы) |
Лошади ( за месяц) | 300 рублей за четверку лошадей + 400 рублей за год (мало ли чего) | |
Кухня (за месяц) | 400 рублей | 350 рублей |
Сумма расходов | … | … |
Определите, в каком году расходы семьи Пушкиных были выше и на сколько?
Закончить урок мы хотели бы словами А.С. Пушкина: «Вдохновение есть расположение к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии , как и в поэзии».
Мы желаем вам вдохновения в учебе. Ведь, если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, научиться писать романы – садитесь и пишите, научиться решать задачи, то решайте их!
В качестве д/з по русскому языку мы предлагаем вам написать сочинение-рассуждение в соответствии с критериями оценивания части «С» ЕГЭ по тексту, с которым нам пришлось сегодня работать.