Воспитание памятью о войне

Разделы: Литература


Настоящая работа не претендует на обстоятельное социально-философское исследование поднимаемых в ней проблем. Наша цель –высказать некоторые суждения и сделать определённые выводы о сложившейся в нашем обществе ситуации, о нашем вчерашнем и сегодняшнем, о перспективах будущего.

Воспитание молодёжи, которая должна стать прочным, надёжным звеном в цепи поколений – важная задача современной школы. «Человеку крайне важно, - утверждает философ А.Гулыга, - осознать ( и реализовать в поведении) свою социальную …сущность, органически считая с этим своё личное существо.

Я – гражданин мира. В этих словах не отречение от Родины, а забота о её благе. Русское слово «мир» имеет два смысла – отсутствие войны и общность людей, в том числе и народов. Родине нужно и то и другое.

Я - сын своего класса. Народ мне дал язык, культуру. На этой земле жили мои предки, трудились, отстаивали её от чужих посягательств. Родине отдаю я свои силы, ей принадлежит моя жизнь…

Вот во что в общих чертах воплощается идея ценностей, вот ради чего стоит жить и трудиться».

На первый взгляд кажется, что уже сама тема – тема войны, подвига, человеческих страданий – не может оставить равнодушными наших учеников. Тем не менее воздействовать на душу, тронуть сердце юного читателя, вызвать соответствующие художественному произведению о войне чувства: боли, тревоги, сострадания, гордости, невосполнимой потери, сопереживания, те важнейшие изначальные чувства, на которых только и может строиться прочный фундамент убеждений, - дело для учителя непростое.

Конечно, материалы о Великой Отечественной войне – самая благодатная почва для воспитания учащихся. Но, к сожалению, не всегда написанное о войне доходит до сознания ребят. Мы, учителя, рассказываем о войне и плачем, а глаза ребят сухие и безразличные.

Видимо, мало только рассказывать о войне. Необходимо вовлекать их в размышления о прочитанном, помочь «приложить» судьбы героев книг и себе, помочь сделать личным достоянием те нравственные ценности, которые заложены в талантливых художественных произведениях о Великой Отечественной войне. А лучшее из созданного принадлежит писателям, прошедшим войну, рассказавшим о пережитом, о незаемных впечатлениях и чувствах.

О том, как ценны для нас сегодня уроки человечности, вынесенные оттуда, из военных лет, сказал В.Быков: «По-моему, полезно говорить почаще о простых, а если реально оценивать опыт прошлого, то чрезвычайно трудно сохраняемых ценностях. О чести, о человеческом достоинстве. В таких разговорах не красноречие, не красота слога должны быть главным аргументом, а правда. А если правда порой беспощадна, то этого нельзя скрывать». В таких произведениях – опять обратимся к В.Быкову – исследуется не война, а «возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне».

Для человека, который держит оборону или идёт в атаку, важнее других – сейчас решаемая им боевая задача. И тут уж, кажется, не до высоких принципов. Как говорит в повести В.Быкова «Его батальон» только что принявший это воинское подразделение лейтенант Маркин «А что мне думать? Прикажут – полезешь, куда и шило не лезет». Беда, однако же, в том, что за служебное рвение Маркина, привыкшего мыслить и действовать «строго в пределах приказа», должны расплачиваться кровью другие.

Посылать людей на смерть – тяжкая доля каждого командира на войне, но на то он и командир, чтобы уметь выполнить приказ «малой кровью». Без воинского умения тут не обойтись, но ещё важнее в этом случае – способность видеть в каждом из тех, чья жизнь доверена ему, «живого человека», достойного жить на земле. В.Быкову потому и дорог герой его повести капитан Волошин, что ему, комбату, совсем не безразлично, какую цену нужно платить за победу. Он сроднился с теми, чьи судьбы доверены ему и не мог «так просто и вдруг выбросить из своей души эту сотню людей. Только с ними он мог оставаться собой, командиром и человеком, без них он терял в себе всё»

В условиях, когда над землёй бушевал пожар войны, привычные представления о жизни и её ценностях, о нормах человеческого поведения смещались. Тем важнее было сохранить веру в те принципы, которые всегда составляли и составляют суть человечности, - их забвение тяжко отзывается в судьбе человечества. Герой повести В.Быкова размышляет: «Как бы ни была дорога жизнь, есть вещи выше её, даже не вещи, а понятия, преступив через которые жизнь разом теряла цену, становилась предметом презрения для ближних и, может быть, обузой для самого себя».

Говоря о людях, живших и умиравших в «годину горькую», белорусский писатель В.Козько отмечал: «Жизнь была одна, война одна и смерть одна. Но один умирал человеком, другой скотиной. Честный человек, он всегда, как говорят в деревне виноватится. Вообще за всё, что рядом с ним происходит «не так».

Война опалила людские судьбы, отняв у одних – детство, у других – юность, у многих – близких. И можно понять одного из героев повести В.Кондратьева «Встречи на Сретенке», который твердит летом сорок пятого: «Война окончилась, и всё, что с ней связано, уходит в прошлое».

И однако же, нет, не уходит. Потому хотя бы, что, вставая под огнём, человек обретал в себе новые, подчас пане себе самому неведомые силы и с ощущением этим не хочет расставаться. Как происходит это в той же повести В.Кондратьева с теперь уже бывшим лейтенантом Володькой, который хорошо помнит: «На войне я ощущал свою значимость… Я был личностью, от которой многое зависело». И с этим ощущением он входит в мирную жизнь, где заново – а это совсем не просто – нужно искать своё место.

Нельзя не обратить внимание на то, как велик сегодня у писателя, и у читателя интерес к документальным жанрам, неизменно привлекающим правдой факта.

Взять хотя бы роман В.Богомолова «Момент истины». Он интересен тем, что в повествование о сложной и опасной работе контрразведчиков писатель обильно вводит документы: донесения, сводки, приказы. В романе нет той ложной романтичности, которой отмечены иные весьма популярные повести о разведчиках. Здесь это – изнурительный труд, необходимость перебрать множество вариантов, чтобы принять единственно верное решение. Принять безошибочно, ибо за ошибку придётся расплачиваться не только собственной жизнью, но и жизнью тех, кто погибнет, если вражеская разведка сумеет справиться со своей задачей. Напряжение, с которым работает мысль контрразведчиков, достигает крайнего предела, когда капитан Алёхин в считанные минуты, «прокручивая» в своей голове поразительное множество фактов, примет, убеждается, что перед ним – маскирующийся под советского офицера матёрый враг.

Живые свидетельства людей, пришедших сквозь огонь войны, записала С.Алексиевич. Только обратилась она к тем, кому на войне, казалось бы, совсем не место, к женщинам – к бывшим сапёрам и лётчикам, медсёстрам и прачкам, - к женщинам, что вместе с мужчинами держали фронт. Так возникла книга «У войны – не женское лицо». «Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы». Но тогда, когда смертельная опасность угрожала самой жизни, она встала в ряды защитников Родины. «На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившего с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей… То была величайшая жертва, принесённая ими на алтарь Победы»

В неожиданно новом свете предстают в этих рассказах не только подробности войны, но и общие категории. « жизнь спасала… Человеческая жизнь нам очень дорого стоила» - говорит Т.С.Умнягина. Но в устах женщины слово «жизнь» наполняется особым смыслом. «И я боялась умереть, что ребёночка ещё не успела родить. Пусть бы, думаю, родилась девочка, чтобы у неё была другая судьба. Хотелось именно девочку родить. И родила после войны дочь».

По словам А.Адамовича, «работа и забота авторов подобных книг-репортажей заключается прежде всего в том, чтобы народную память, состоящую из множества правдивых рассказов, свести в фокус». И в центре внимания учеников будет правда открывающейся нам жизни: предельная достоверность деталей времени, концентрация войны; подробные взаимоотношения людей, тщательное исследование характеров, душевного мира человека – воина; главной проблемы человеческого бытия: жизни и смерти, правды и лжи, чести и трусости. И тогда они смогут осознать и ответить на вопрос, почему бы этих героев, без этих книг уже невозможно представить свою духовную жизнь.