Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина и др.поэтов 19-20 века, посвящённым теме памяти народа о поэте и поэзии. Вспомнить классификацию всех памятников культуры, познакомить учащихся с памятниками Москвы великим поэтам и писателям.
- Развивать умение выразительно читать стихотворный текст, анализировать, сравнивать и сопоставлять; развивать культуру учащихся, углублять их культурологические знания о родном городе.
- Воспитывать любовь к поэтическому искусству, уважение к памяти поэтов и бережное отношение к архитектурным памятникам.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Вступление.
Учитель лит-ры: Мы живём в Москве, в городе, который изобилует историческими местами и памятниками.
Всякий раз, останавливаясь у памятника поэту или писателю, вспоминаешь строчки стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Глядя на бронзу, из которого высечена фигура, задумываешься, что может победить конечность бытия? Камень или поэзия? Человеческий труд или художественное слово?
МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ НЕСКОЛЬКО ПАМЯТНИКОВ, ПОД МУЗЫКУ....
– А какие у вас возникали вопросы, когда вы смотрели на памятник Пушкину, Лермонтову, Гоголю....?
– Как вы думаете, какой вопрос будет главным для нас на сегодняшнем уроке в разговоре о стих-х, посвящённых памяти и поэзии, поэту?
Цель нашего урока: Сопоставить стих-ния разных поэтов 19-20 века, посвящённых теме поэта и его труда, найти общее и отличия, попытаться воссоздать логическую цепочку литературных памятников.
Учитель МХК: Сегодня на уроке мы вспомним, на какие группы можно разделить все памятники, узнаем о памятниках поэтам и писателям в г.Москве. Попытаемся объяснить, что связывает их. Ответим на вопрос, как народ хранит память о великих поэтах.
В результате работы над проектом в прошлом году (название проекта «Живительная сила УНТ в произведениях Куликовского цикла») мы выяснили, что памятники бывают разные:
- топонимические (название ст. метрополитена Дмитрий Донской, память о Куликовской битве)
- архитектурные (церкви, монастыри, например, церковь Всех Святых на Кулишках)
- литературные (произведения о великих ист. событиях, например, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).
Приведите примеры на каждый вид памятников.
– Зачем люди воздвигают памятники?
(звучат ответы учащ-ся)
Учитель МХК (ОБОБЩАЕТ): Наверно, чтобы увековечить чьи-то труды, великие события; запомнить, показать, возвеличить.
III. Основная часть.
Учитель лит-ры: Многие русские поэты разных эпох затрагивали тему памяти народной в своих стихотворениях. Эта тема красной нитью проходит сквозь русскую поэзию: М.В. Ломоносов – Г.Р. Державин – А.С. Пушкин – А.С. Кушнер – И. Бродский – А. Пурин и т.д.
Ученик читает выразительно стих-ние А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
БЕСЕДА С УЧАЩ-СЯ:Зачем памятник А.С.Пушкину? За что, по мнению поэта он достоин памяти народа? Есть ли ответ в тексте?
(чтобы жить вечно в сердцах людей даже после своей смерти; И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал....)
– С помощью каких слов мы чувствуем течение времени?
(будет жить», «переживёт».)
– Как вы понимаете выражение «памятник нерукотворный? (поэтический труд писателя, его стихи)
Учитель МХК: Попробуем мысленно побывать на Пушкинской площади у памятника Пушкину работы А.М.Опекушина. Взглянув на него, изучив его историю, подумайте, сбылось ли завещание поэта?
Далее рассказ учителя МХК или сообщение учащ-ся: (Василий Андреевич Жуковский, ближайший друг и учитель Пушкина, подал Николаю I идею создания народного памятника поэту в Михайловском.
В 1855 году 82 чиновника Министерства иностранных дел России, в котором некогда состоял на службе Пушкин, обратились к князю Горчакову за разрешением открыть всероссийскую подписку по сбору средств на сооружение памятника Пушкину Петербурге. Но князь не стал подписываться пот довольно рискованным проектом, поэтому инициатива служащих ни к чему не привела.
В 1860 году с очередным прошением о создании монумента великому русскому поэту обратились выпускники лицея, в котором учился Пушкин. Ввиду общественного резонанса в обществе, правительство дало разрешение на создание памятника, но при этом не выделило никаких средств. По благотворительной подписке собрали 13 000 рублей – этого была лишь малая часть необходимых средств. В 1870 году лицеист Яков Карлович Грот вновь организовал сбор денег на строительство памятника, и уже в 1880 году было собрано 160 575 рублей 10 копеек)
Памятник действительно «Вознесся выше ... главою непокорной
Александрийского столпа» (общая высота монумента около 11м), построен на народные деньги, и «К нему не зарастет народная тропа...» Памятник переносили, но народ отметил первоначальное его местоположение. И это тоже, на наш взгляд, живая память народа о великом поэте. ( Вначале его установили в самом начале Тверского бульвара; стоял он лицом к Страстному монастырю, ранее находившемуся на Тверской улице, в том месте, где теперь сквер перед «Пушкинским» кинотеатром.
В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую, а в 1937 был снесен Страстной монастырь.
С наступлением осени 1937 года, в связи с планируемым строительством кольцевой автомагистрали «А», а также реконструкцией улицы Горького, было решено переместить на новые расположения памятники Гоголю, Пушкину и Тимирязеву. В частности Пушкин должен был переехать на место, образовавшееся после сноса Страстного монастыря, где образовалась обширная новая площадь. Но, когда началась Великая Отечественная война, вопрос о передвижении памятника был отложен. Вновь принялись за этот проект только в 1950 году, при реконструкции Пушкинской площади.
Памятник нужно было перенести на другую сторону улицы Горького, на 104, 4 метра, туда, где стояла снесенная теперь колокольня Страстного монастыря. Зеваки всю ночь стояли, чтобы поглядеть, как будут везти через улицу статую Пушкина ростом в 11 метров, и мало того – разворачивают в нужное положение.
Благодаря тщательно проведенным подготовительным операциям, всё мероприятие заняло только шесть часов.
На первом этапе скорость движения составила один метр в минуту. Начало первого этапа было назначено в 20 часов 13 августа, а последний этап затянулся за полночь – до двух ночи. Причина задержки проста – множество проводов, натянутых над площадью и улицей, мешали движению, и поэтому их приходилось демонтировать на время проезда монумента, а потом соединять.)
Учитель лит-ры:Как вы думаете, как долго может жить память о поэте? (пока жива его поэзия)
Далее: чтение стих-ния И.Бродского
Я памятник воздвиг себе иной!.. (1962)
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь – велосипедным колесом.
А ягодицы – к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, –
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, –
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
– О чём стих-ние И.Бродского? (Стихотворение поэта 20 века Иосифа Бродского продолжает пушкинские традиции и тему памяти народа о поэзии)
– Назовите слова из текста, с помощью которых рисует свой памятник И. Бродский?
(«незрячие глаза», «гипсовый бюст во дворе»)
– В чём разница пушкинского памятника и памятника Бродского? (у Пушкина – высокий стиль, у Бродского – сниженная лексика). Примеры: «Пиит», «Веленью божию», «муза» – у Пушкина; «Рассудок мой теперь, как решето», «на радость детворе» – у Бродского. Но самое главное отличие – Бродский говорит о материальном памятнике, а Пушкин о духовном. Бродский недоволен людьми, чувствуется человеческая усталость, толпой. Пушкин же словно светится изнутри. Кажется, невозможно найти общее в столь разных стихах. Однако в обоих стихотворениях одинаково отношение поэтов ко времени, их независимость и Прямота).
Далее чтение стих-ния петербургского поэта Алексея Пурин
Я памятник воздвиг — едва ли ощутимый
для вкуса большинства и спеси единиц.
Живые сыновья, увидев этот мнимый
кумир, не прослезят взыскующих зениц.
И внуки никогда, а правнуки — подавно,
в урочищах страстей не вспомнят обо мне —
не ведая о том, сколь сладостно и славно
переплавлялась боль на стиховом огне.
Слух обо мне пройдёт, как дождь проходит летний,
как с тополей летит их безнадёжный пух, —
отсылкой в словаре, недостоверной сплетней.
И незачем ему неволить чей-то слух. Умру.
И всё умрёт. И гребень черепаший
Меркурию вернёт плешивый Аполлон.
И некому, поверь, с душой возиться нашей
и памятью о нас: нам имя — легион.
Капитолийский жрец, и род славян постылый,
и утлый рифмоплёт — всё игрища тщетны.
Но, Муза, оцени — с какой паучьей силой
противилось перо величью пустоты.
– Как соотносится данное стих-ние с «Памятником» Пушкина и Бродского?
(Это стихотворение почти полностью противоположно Пушкинскому. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. // К нему не зарастёт народная тропа” — “Я памятник воздвиг — едва ли ощутимый // для вкуса большинства и спеси единиц”, “Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой” — “Слух обо мне пройдёт, как дождь проходит летний, // как с тополей летит их безнадёжный пух, — // отсылкой в словаре, недостоверной сплетней. // И незачем ему неволить чей-то слух”, “Нет, весь я не умру” — “Умру. И всё умрёт…)
Учитель лит-ры: Во всех прочитанных нами стихотворных текстах очень остро стоит проблема взаимоотношений поэта и времени, в котором он живёт. Что же включает в себя понятие ВРЕМЕНИ? Главное, чтобы мы не исключили из него самих себя — читателей, тех, кого Е.Баратынский назвал “другом”, О. Мандельштам — “собеседником”.
Время движется вперёд, а народ чтит память тех, кто подарил миру прекрасные стихи, литературные шедевры. Мы читаем стихи, учим их наизусть и...
Учитель МХК: создаём свои памятники.
Памятник Пушкина на Пушкинской площади словно венчает их строй на Тверской (памятники В.В. Маяковскому и М. Горькому), на пересечении Бульварного кольца (памятники Н.В. Гоголю).
– Вспомните, что роднит Пушкина и Н.В.Гоголя?
(Пушкин рекомендует публике книги Гоголя, который со времени “Вечеров…” непрестанно развивался и совершенствовался. С благородством и щедростью, с истинным великодушием, которым отмечен гений, Пушкин подарил Гоголю сюжеты двух крупнейших его произведений: “Ревизора” и “Мёртвых душ”, и Гоголь всегда был благодарен Пушкину, считал его своим лучшим учителем, благоговейно склонялся перед его памятью.)
Учитель лит-ры: Современники вспоминают, что и Маяковский ценил и любил Пушкина, знал и читал наизусть чуть ли не всего «Евгения Онегина» (особенно любил строки, которые он приводит в «Юбилейном»: «Я знаю жребий мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я...»). Духовное родство с Пушкиным, пушкинская интонация ощутимы во многих произведениях Маяковского.
ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ СТИХ-НИЕ МАЯКОВСКОГО «ЮБИЛЕЙНОЕ».
(ОТРЫВОК)
ЮБИЛЕЙНОЕ
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
Дайте руку!
Вот грудная клетка.
Слушайте,
уже не стук, а стон;
тревожусь я о нем,
в щенка смиренном львенке.
Я никогда не знал,
что столько
тысяч тонн
в моей
позорно легкомыслой головенке.
Я тащу вас.
Удивляетесь, конечно?
Стиснул?
Больно?
Извините, дорогой.
У меня,
да и у вас,
в запасе вечность.
Что нам
потерять
часок-другой?!
Будто бы вода —
давайте
мчать, болтая,
Будто бы весна —
свободно
и раскованно!
Учитель лит-ры: И завершить свои размышления хочется словами Горького, который в своих письмах и статьях часто советует читать Пушкина внимательно и чаще: „Читайте почаще Пушкина, это — основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель.
Тем, кто кричит, что Пушкин устарел, не верьте, — стареет форма, дух же поэзии Пушкина нетленен“.
IV. Итоги.
Напишите мини-сочинение, а каким вы видите памятник благодарного читателя.
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина, И. Бродского, А. Пурина.
А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» | И. Бродский «Я памятник себе воздвиг иной!..» | А. Пурин «Я памятник воздвиг – едва ли ощутимый» |
Высокий стиль: «Пиит», «Веленью божию», «муза», «...венца», «..хвалу и клевету..» |
Сниженная лексика: «Рассудок мой теперь, как решето», «на радость детворе», «А ягодицы – к морю полуправд». |
Смешение высокой и сниженной лексики: «не прослезят взыскующих зениц» -«с душой возиться», «нерукотворный – едва ли ощутимый». |
Создание духовного памятника: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал» |
Создание материального памятника: «из гипсового бюста во дворе сквозь белые незрячие глаза струей воды ударю в небеса» |
Создание духовного памятника (непрочного, зыбкого) «не ведая о том, сколь сладостно и славно переплавлялась боль на стиховом огне» |
Отношение к окружающим: Светлое, благородное. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа» |
Отношение к окружающим: Автор устал от общества, от людей. «Я памятник воздвиг себе иной! К постыдному столетию – спиной». |
Отношение к окружающим: В стихотворении звучит пессимизм. “Слух обо мне пройдёт, как дождь проходит летний, как с тополей летит их безнадёжный пух...» |