История и обществознание
-
Единое Древнерусское государство IX–X веков. Роль Великого Новгорода в становлении российской государственности 2010
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
-
"Единственной светлой голове в России посвящается…" 2007
Урок истории в 8-м классе посвящен изучению политического портрета М.М. Сперанского – выдающего государственного деятеля XIX века. Материал позволяет формировать у учащихся умения сравнивать и сопоставлять факты, события, делать самостоятельные выводы. Используя разнообразные источники, формулировать ответы на вопросы учителя. Учитель пытается заставить учащихся задуматься над своим предназначением.
-
Единый классный час "630 лет Куликовской битве" 2011
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы.
-
Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи 2021
В статье представлена методическая разработка повторительно-обобщающего урока в форме интеллектуальной игры. Рассматриваются интересные факты о внутренней и внешней политике Екатерины II. Актуальностью работы является знакомство с увлекательным материалом о войне с невидимым врагом – оспой и чумой. Особое внимание уделяется шедеврам русской живописи, музыки, литературы и монументального искусства эпохи Екатерины II. Урок проводится с использованием цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов.
-
Екатерининская эпоха (внутренняя политика Екатерины II) (7-й класс) 2009
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
-
Если бы Сталинград пал…? 2014
Работа подготовлена к научно-практической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма.
-
Естественно-научные экспедиции на территории Севера Западной Сибири в 1920–1930 гг. 2020
Территория Севера Западной Сибири куда входят Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ, благодаря добычи нефти и газа являются стержнями российской экономики. С момента присоединения этих земель к территории Российского государства, шел процесс ее изучения, сюда приезжали различного рода экспедиции в том числе и естественно-научные. Продолжались они и в 1920–1930 годы, несмотря на восстановление нового Советского государства, после разрухи Гражданской войны, а затем в 1930-е годы во время проведения индустриализации страны. Задачей доклада является рассмотрение всех естественно-научных экспедиций на Севере Западной Сибири в 1920–1930 гг. С указанием их: названий, кем они организовывались, руководителей экспедиций, территорий на которых шла работа, цели и чего они по итогу достигли.
-
"Есть память, которой не будет забвения, и слава, которой не будет конца…" 2013
Интерактивная игра «Есть память, которой не будет забвения, и слава, которой не будет конца», посвящена наиболее важным историческим событиям в жизни России. Может быть самостоятельным мероприятием, служить дополнением к урокам истории и выступать как обобщающий урок.
-
Есть такая обязанность Родину защищать 2018
Одной из общих компетенций, которые необходимо развивать у обучающихся в системе профессионального образования, является исполнение воинской обязанности для юношей. Мероприятие направлено на воспитание у обучающихся интереса и уважения к истории государства, Российской армии и личности её граждан. Викторина может проводиться для учащихся 9–11-х классов средних школ или 1–4-х курсов колледжей или техникумов с помощью интерактивной доски.
-
"Есть только миг между прошлым и будущим.." 2009
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
-
Женский образ в искусстве Древнего Египта (на примере судеб цариц Нефертити, Хатшепсут и Нефертари) 2009
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия.
-
Женщины – политические ссыльные в Сибири во второй половине XIX века 2023
В политической борьбе, которая развернулась в Российской империи во второй половине XIX в. активное участие принимали сотни женщин-революционерок. Всему миру стали известны имена Софьи Перовской, Веры Засулич, Екатерины Брешко-Брешковской и многих других. В результате репрессий царизма многие революционерки-народницы оказались в Сибири, на каторге и на поселении, за мужьями революционерами последовали их жены, сестры, которые оказывали ссыльным всевозможную помощь. До сих пор тема о роли женщин в Сибирской ссылке второй половины XIX в. изучена недостаточно. Нет солидного исторического исследования, где бы эта тема получила всестороннее освещение. Автор данной статьи ставит перед собой задачу: рассмотреть уже изданную по этой теме историческую литературу, проанализировать ее и указать на те вопросы, которые еще не достаточно разработаны.
-
"Живая летопись Кавказа" 2010
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края.
-
Живая память, или Урок без сценария 2020
В свете событий последних лет, проблема патриотического воспитания детей требует особого внимания... Как учитель истории, в своей практической деятельности, я тоже убеждаюсь в том, что даже на историческом материале Великой Отечественной войны, не просто организовать «пробуждение» патриотических чувств у детей. И вроде бы, этому есть «оправдательные» объяснения: события Великой Отечественной Войны отдалены во времени, воспитательные мероприятия проходят нередко формально, поэтому наши школьники пассивно воспринимают информацию и не могут прочувствовать всю трагедию событий военных лет. Думая о том, как сделать эти отдалённые на 75 лет события близкими для сегодняшних мальчишек и девчонок, вызвать чувство гордости за свою страну и чувство благодарности к поколению, которое ценой жизни, страшных страданий и потерь сохранили нам главную ценность - жизнь, я попробовала на обычном уроке истории использовать, так называемый, метод «эмоционального взрыва».
-
"Живая родословная". 70-летию Курской битвы посвящается 2014
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн.
-
Жизнь и быт наших предков 2011
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету.
-
Жизнь и быт нижегородских татар в XVIII — начале ХХ в." (музейное занятие) 2008
Музейная педагогика, «пришедшая» в школу, - большой помощник для учителя. При этом ему вовсе не отводится роль всезнающего; его задача не давать однозначные ответы на все вопросы (это и невозможно), а совместно с детьми искать пути к их решению. В ходе занятия учитель знакомит ребят со значением предметов старины, легендами, преданиями прошлого.
-
Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева 2011
На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку.
-
Жизнь, произведения и эпоха Николая Михайловича Карамзина 2020
В Культурно-историческом стандарте имя Николая Михайловича Карамзина упоминается в разделе III. Россия в конце VII–XVIII веках: от царства к империи. Наука и образование в XVIII веке и в разделе IV. Российская империя в XIX – начале XX вв. Деятели культуры. Жизнь и творчество этого человека достойно более подробного изучения, чем позволяет материал учебника истории.
-
Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века 2014
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года.
-
«За отчизну не жаль и жизни отдать…» 2015
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное).
-
За рамками школьного учебника. "Романовы и о Романовых в Сибири". Материалы к урокам истории 2007
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов.
-
"За семью печатями" (историческая игра) 2010
Знать историю необходимо, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь, и предвидеть возможные изменения в будущем, чтобы уметь разбираться в текущих событиях, не становясь заложником предвзятых суждений и скороспелых выводов. Данное мероприятие является завершением изучении истории XIII века.
-
Забытая Первая мировая война 2015
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны.
-
Забытые герои великой войны 2014
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым.
-
"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино" 2010
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья.
-
Завершающий этап Великой Отечественной и Второй мировой войны 1944–1948 гг. СССР и союзники 2013
На уроке используется картосхема, таблица и мультимедийная презентация. В ходе урока учащиеся повторяют даты основных событий. Формулируют выводы об итогах войны. Выражают свое отношение к событиям того времени.
-
Завершение эпохи дворцовых переворотов. 7-й класс 2011
История как наука изучает прошлое человечества от зарождения до наших дней, но в этом прошлом ученые, анализируя события, выделяют закономерности в виде явлений и процессов. На примере эпохи дворцовых переворотов автор показывает, как можно формировать у школьников представления о ключевых исторических понятиях «событие», «явление», «процесс».
-
Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870–1880-х годов. 8-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий.
-
Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс) 2010
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер; познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией; продолжить формирование умений: работать с картой, с дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени.