История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Екатерининская эпоха (внутренняя политика Екатерины II) (7-й класс) 2009

    Автор: Борзилова Светлана Николаевна

    Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.

  • Если бы Сталинград пал…? 2014

    Автор: Платонова Ольга Сергеевна

    Работа подготовлена к научно-практической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма.

  • Естественно-научные экспедиции на территории Севера Западной Сибири в 1920–1930 гг. 2020

    Автор: Камилянов Ростислав Анатольевич

    Территория Севера Западной Сибири куда входят Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ, благодаря добычи нефти и газа являются стержнями российской экономики. С момента присоединения этих земель к территории Российского государства, шел процесс ее изучения, сюда приезжали различного рода экспедиции в том числе и естественно-научные. Продолжались они и в 1920–1930 годы, несмотря на восстановление нового Советского государства, после разрухи Гражданской войны, а затем в 1930-е годы во время проведения индустриализации страны. Задачей доклада является рассмотрение всех естественно-научных экспедиций на Севере Западной Сибири в 1920–1930 гг. С указанием их: названий, кем они организовывались, руководителей экспедиций, территорий на которых шла работа, цели и чего они по итогу достигли.

  • "Есть память, которой не будет забвения, и слава, которой не будет конца…" 2013

    Автор: Симонова Любовь Николаевна

    Интерактивная игра «Есть память, которой не будет забвения, и слава, которой не будет конца», посвящена наиболее важным историческим событиям в жизни России. Может быть самостоятельным мероприятием, служить дополнением к урокам истории и выступать как обобщающий урок.

  • Есть такая обязанность Родину защищать 2018

    Автор: Константинова Ольга Викторовна

    Одной из общих компетенций, которые необходимо развивать у обучающихся в системе профессионального образования, является исполнение воинской обязанности для юношей. Мероприятие направлено на воспитание у обучающихся интереса и уважения к истории государства, Российской армии и личности её граждан. Викторина может проводиться для учащихся 9–11-х классов средних школ или 1–4-х курсов колледжей или техникумов с помощью интерактивной доски.

  • "Есть только миг между прошлым и будущим.." 2009

    Автор: Султрекова Галина Павловна

    Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.

  • Женский образ в искусстве Древнего Египта (на примере судеб цариц Нефертити, Хатшепсут и Нефертари) 2009

    Автор: Ведерникова Наталья Ивановна

    Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия.


  • Женщины – политические ссыльные в Сибири во второй половине XIX века 2023

    Автор: Сиротенко Игорь Анатольевич

    В политической борьбе, которая развернулась в Российской империи во второй половине XIX в. активное участие принимали сотни женщин-революционерок. Всему миру стали известны имена Софьи Перовской, Веры Засулич, Екатерины Брешко-Брешковской и многих других. В результате репрессий царизма многие революционерки-народницы оказались в Сибири, на каторге и на поселении, за мужьями революционерами последовали их жены, сестры, которые оказывали ссыльным всевозможную помощь. До сих пор тема о роли женщин в Сибирской ссылке второй половины XIX в. изучена недостаточно. Нет солидного исторического исследования, где бы эта тема получила всестороннее освещение. Автор данной статьи ставит перед собой задачу: рассмотреть уже изданную по этой теме историческую литературу, проанализировать ее и указать на те вопросы, которые еще не достаточно разработаны.

  • "Живая летопись Кавказа" 2010

    Автор: Подгайная Татьяна Вячеславовна

    Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края.

  • Живая память, или Урок без сценария 2020

    Автор: Бабенко Наталья Николаевна

    В свете событий последних лет, проблема патриотического воспитания детей требует особого внимания... Как учитель истории, в своей практической деятельности, я тоже убеждаюсь в том, что даже на историческом материале Великой Отечественной войны, не просто организовать «пробуждение» патриотических чувств у детей. И вроде бы, этому есть «оправдательные» объяснения: события Великой Отечественной Войны отдалены во времени, воспитательные мероприятия проходят нередко формально, поэтому наши школьники пассивно воспринимают информацию и не могут прочувствовать всю трагедию событий военных лет. Думая о том, как сделать эти отдалённые на 75 лет события близкими для сегодняшних мальчишек и девчонок, вызвать чувство гордости за свою страну и чувство благодарности к поколению, которое ценой жизни, страшных страданий и потерь сохранили нам главную ценность - жизнь, я попробовала на обычном уроке истории использовать, так называемый, метод «эмоционального взрыва».

  • "Живая родословная". 70-летию Курской битвы посвящается 2014

    Авторы: Габриелян Ирина Григорьевна, Кузнецова Галина Евгеньевна

    Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн.

  • Жизнь и быт наших предков 2011

    Автор: Бадина Наталия Валерьевна

    Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету.

  • Жизнь и быт нижегородских татар в XVIII — начале ХХ в." (музейное занятие) 2008

    Автор: Мухаметжанова Альфия Хайдяровна

    Музейная педагогика, «пришедшая» в школу, - большой помощник для учителя. При этом ему вовсе не отводится роль всезнающего; его задача не давать однозначные ответы на все вопросы (это и невозможно), а совместно с детьми искать пути к их решению. В ходе занятия учитель знакомит ребят со значением предметов старины, легендами, преданиями прошлого.

  • Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева 2011

    Автор: Тихонова Ольга Григорьевна

    На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку.


  • Жизнь, произведения и эпоха Николая Михайловича Карамзина 2020

    Автор: Хлыстова Наталья Львовна

    В Культурно-историческом стандарте имя Николая Михайловича Карамзина упоминается в разделе III. Россия в конце VII–XVIII веках: от царства к империи. Наука и образование в XVIII веке и в разделе IV. Российская империя в XIX – начале XX вв. Деятели культуры. Жизнь и творчество этого человека достойно более подробного изучения, чем позволяет материал учебника истории.

  • Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века 2014

    Автор: Байбатыров Викторин Тимерханович

    Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года.

  • «За отчизну не жаль и жизни отдать…» 2015

    Авторы: Надершина Лейсан Фаруховна, Хазиева Эльвира Ринатовна, Хакимова Регина Алексеевна

    Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное).

  • За рамками школьного учебника. "Романовы и о Романовых в Сибири". Материалы к урокам истории 2007

    Автор: Белкина Марина Викторовна

    Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов.

  • "За семью печатями" (историческая игра) 2010

    Автор: Азарнова Галина Алексеевна

    Знать историю необходимо, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь, и предвидеть возможные изменения в будущем, чтобы уметь разбираться в текущих событиях, не становясь заложником предвзятых суждений и скороспелых выводов. Данное мероприятие является завершением изучении истории XIII века.

  • Забытая Первая мировая война 2015

    Автор: Ненашева Ольга Ивановна

    В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны.

  • Забытые герои великой войны 2014

    Автор: Карочкин Василий Васильевич

    Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым.


  • "Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино" 2010

    Автор: Башкина Татьяна Константиновна

    Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья.

  • Завершающий этап Великой Отечественной и Второй мировой войны 1944–1948 гг. СССР и союзники 2013

    Автор: Иванова Анна Юрьевна

    На уроке используется картосхема, таблица и мультимедийная презентация. В ходе урока учащиеся повторяют даты основных событий. Формулируют выводы об итогах войны. Выражают свое отношение к событиям того времени.

  • Завершение эпохи дворцовых переворотов. 7-й класс 2011

    Автор: Проскурина Лариса Ильинична

    История как наука изучает прошлое человечества от зарождения до наших дней, но в этом прошлом ученые, анализируя события, выделяют закономерности в виде явлений и процессов. На примере эпохи дворцовых переворотов автор показывает, как можно формировать у школьников представления о ключевых исторических понятиях «событие», «явление», «процесс».

    18 век, дворцовые перевороты, фавориты, событие, явление, процесс, гвардейские полки, смена власти

  • Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870–1880-х годов. 8-й класс 2012

    Автор: Тагирова Ляля Равильевна

    Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий.

  • Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс) 2010

    Автор: Глазкова Елена Юрьевна

    Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер; познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией; продолжить формирование умений: работать с картой, с дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени.

  • Задание ЕГЭ по истории. Тема: "Культура" 2022

    Автор: Ильина Сааскылаана Альбертовна

    Представлен разбор заданий 17–19 (2021 ЕГЭ) и 7, 14–15 (2022 ЕГЭ) ЕГЭ по истории по теме "Культура".

  • Задания для организации аудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "История". Цивилизации Запада и Востока в средние века 2021

    Автор: Филиппова Лариса Николаевна

    Цель: закрепление базовых знаний по темам: «Становление христианской и восточной цивилизаций», «Культура средневековой Европы», «Возникновение средневековых городов», «Феодальная раздробленность в Европе», «Крестовые походы», «Образование централизованных государств в Европе».

    Средние века


  • Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности" 2009

    Автор: Подосенов Олег Викторович

    Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

  • Задания по истории России (конец XVI – начало XVII века). 7-й класс 2014

    Автор: Струдалёва Ирина Ивановна

    Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников.