Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся критического переосмысления повода, причин и уроков Первой мировой войны.
Урок построен в рамках технологии критического мышления.
Планируемые результаты:
- личностные - способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять таблицы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- предметные – расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Оборудование:
1. Карта “Первая мировая война 1914-1918 гг.”.
2. Кожухарь А.И. “Династические связи Великобритании, Германии и России в период Первой мировой войны и их проявление во внешней политике”, статья.
3. Видеофрагмент “Первая мировая война”.
4. Фотогалерея “Первая мировая война”. (Презентация)
I. Учитель: Дорогие ребята! Сегодня, в условиях сложнейшего геополитического положения России, министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что Россия стремится сохранить мир в этом “хрупком” мире. Россия знает, какие они были Первая и Вторая мировые войны. Забытая Первая мировая, которая началась 100 лет назад и которая привела к падению численности населения, к развалу империй, к череде революций, она оказалась катастрофой для России, привела к падению монархии и гражданской войне.
Вашему вниманию предлагается фотогалерея “Первая мировая война” (Приложение 1, музыкальное сопровождение “Марш гусаров” Приложение 2.
Учитель: Мы продолжаем вспоминать события Первой мировой и пытаемся разобраться в сложных вопросах истории этой войны.
Что послужило причиной войны? (Борьба за территориальный передел мира, за сферы влияния, за рынки сбыта, за колонии).
Что явилось поводом к войне? (Убийство наследника престола Австро- Венгрии, эрцгерцога Франца Фердинанда).
II. Внимание! Проблемная ситуация! А можно ли было войны избежать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории Династий Европы.
Анализ текста. Обратимся к статье: “Династические связи Великобритании, Германии и России в период Первой мировой войны и их проявление во внешней политике”, автор Кожухарь А.И., //Электронная библиотека “Иркутский государственный университет путей сообщения”//, Россия. Определим родственные связи монархов Европы. Приложение 3
Ответ: Достаточно близкое родство монархов Европы не послужило основой для сохранения мира. Между ними существовали неприязненные отношения. Историки утверждают, что если бы жива была королева Виктория, то войны могло бы не случиться. Но, королева Виктория скончалась в 1901 году.
Родственные отношения монархов Европы определяются следующим образом:
Английская королева Виктория – “королева мать”, “бабушка Европы”, у которой было 9 детей и сорок два внука | ||
Дети | ||
Дочь Виктория | Сын Альберт Эдуард | Дочь принцесса Алиса |
Внуки | ||
Внук Вильгельм II (кайзер Германии) |
Внук Георг V (король Англии) |
Александра Фёдоровна (императрица Российской империи) |
По содержанию таблицы можно сделать вывод, что кайзер Германии Вильгельм II, король Англии Георг V и императрица России Александра Федоровна были между собой в двоюродном родстве, являлись внуками королевы Виктории. Кроме того, Российский император Николай II и король Англии ГеоргV были двоюродными братьями: их матери Мария Александровна и Александра Датская – родные сёстры. Более того, Вильгельм II приходился Николаю II троюродным дядей.
Вывод: близкие родственники, монархи Европы, оказались по разную сторону Фронтов “Антанты” и “Тройственного союза”, они даже не пытались остановить начавшуюся войну, никто из них не предполагал последствий. Борьба за территориальный передел мира оказался важнее родственных отношений. Хотя, была возможность у монархов Европы прийти к консенсусу.
Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной за всю историю человечества. В орбиту войны были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек. В боях погибло свыше 10 млн. человек и в два раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины.
III. Приложение 5. Первая мировая война – это война с использованием оружия массового поражения. Впервые ОВ были применены в Первой мировой войне. В феврале 1915 г. французские войска стали использовать винтовочные гранаты с хлором. Однако данный способ применения отравляющих газов был весьма неэффективен и не создавал значительной их концентрации на позициях противника. Гораздо более успешным был опыт немецких войск в боях в районе города Ипр 22 апреля 1915: 4-я германская армия нанесла контрудар на Ипрский выступ, упредив готовившееся наступление англо-французских войск, и заняла большую часть выступа. В 1-й день боев немцы применили распыление хлора из баллонов и нанесли противнику тяжёлые потери, добившись эффекта массового поражения, благодаря чему этот случай стал широко известен.
6 августа 1915 года немцами против защитников русской крепости Осовец были применены отравляющие вещества, представлявшие собой соединения хлора и брома.
В июне 1916 г. химическое оружие широко применялось русскими войсками в ходе Брусиловского прорыва. 76-мм снаряды с ОВ удушающего (хлорпикрин) и ядовитого (фосген, венсинит) действия показали свою высокую эффективность при подавлении артиллерийских батарей противника.
Задание: уточните число пострадавших от химического оружия в годы Первой мировой войны, используя электронные источники информации.
Ответ: Точныецифры пострадавших от химического оружия в Первой мировой войне (1914—1918 годов) неизвестны, но по имеющимся данным, погибло не менее 100 000 человек и еще 900 000 остались инвалидами.
Имеется ещё одна статистика:
Потери от химического оружия
Страна | Всего потерь | Погибших |
Австро-Венгрия | 100 000 | 3 000 |
Британия | 188 706 | 8 109 |
Франция | 190 000 | 8 000 |
Германия | 200 000 | 9 000 |
Италия | 60 000 | 4 627 |
Россия | 419 340 | 56 000 |
США | 72 807 | 1 462 |
другие | 10 000 | 1 000 |
Вывод: война с использованием оружия массового поражения была самой разрушительной за всю предыдущую историю человечества.
IV. Отечественные учёные и изобретатели в борьбе за спасение жертв химического оружия.
Задание: определите имя российского учёного-изобретателя противогаза, историю и год его создания, результаты применения. Составьте презентацию, на слайдах учёного и его изобретение.
Ответ:
В ноябре 1915 года инженер Э. Куммант придумал резиновый шлем с очками, позволявший защищать не только органы дыхания, но и большую часть головы. Но главного – надежного фильтрующего элемента все еще не было. Его-то, еще с июня 1915 года, и предлагал профессор Николай Дмитриевич Зелинский. Самым эффективным абсорбентом ядовитых газов он считал древесный уголь. Зелинский нашел способы его активизации, то есть значительного повышения пористости. Один грамм активированного угля с чрезвычайно развитой капиллярностью имел поглощающую поверхность в 15 квадратных метров.
Помимо естественного желания патриота оказать помощь родине в момент грозной опасности, у Николая Дмитриевича Зелинского были и свои особые причины, заставившие его принять участие в этой работе. Еще в 1885 году, во время заграничной командировки, работая в лаборатории Геттингенского университета, он приготовил новое, не известное прежде вещество — так называемый дихлордиэтилсульфид. В процессе изучения этого вещества совершенно неожиданно для себя и для всех окружающих молодой русский ученый получил тяжелые ожоги и вынужден был много недель пролежать в госпитале. И теперь, читая в газетах сообщения о начале химической войны, Николай Дмитриевич Зелинский не только лучше чем кто-либо понимал страдания пораженных ядовитыми газами, но и ясно отдавал себе отчет в том, что это — лишь начало и что за хлором, первым отравляющим веществом, примененным немцами, последуют более страшные. Ученый не ошибся. Вскоре на фронте был применен дихлордиэтилсульфид, первой жертвой которого за тридцать лет до этого оказался Николай Дмитриевич; это отравляющее вещество получило печальную известность под названием “иприт”, или “горчичный газ”.
Николай Дмитриевич Зелинский видел, что поиски средств защиты от ОВ идут по неправильному пути. Изобретатели пытались найти химические поглотители, связывающие то или иное отдельно взятое отравляющее вещество. Они упускали из виду, что в случае применения другого ОВ такой поглотитель окажется совершенно бесполезным. Необходимо было найти вещество, которое очищало бы воздух от любого ОВ независимо от его химического состава. Такой универсальный поглотитель и был найден Николаем Дмитриевичем Зелинским, им оказался древесный уголь. Николай Дмитриевич потратил немало усилий на разработку способов активирования угля — повышения его способности поглощать своей поверхностью различные вещества.
Так в России был создан знаменитый универсальный противогаз Зелинского. Но хотя работы над противогазом закончились еще в середине 1915 года, на вооружение русской армии он поступил лишь в феврале 1916 года.
V. Рефлексия:
Продолжите фразу:
- Я выяснил для себя, что для разрешения международных конфликтов необходимо……
- Чтобы предотвратить мировую войну, от человечества требуется…..
- Самыми опасными средствами войны для человечества являются….
Литература
- “Всеобщая история. Новейшая история” 9 класс, авторы Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.; издательство Москва “Просвещение”, 2010-2014 год.
- Кожухарь А.И., “Династические связи Великобритании, Германии и России в период Первой мировой войны и их проявление во внешней политике”, //Электронная библиотека “Иркутский государственный университет путей сообщения”//, Россия.
- М.Б. Петриченко (ИРО, РГО, Москва) “Материалы о Первой мировой войне в интернете, как источник для дополнения биографических данных”.